Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Законный эксперимент

ПРАВИТЕЛЬСТВО РАЗРЕШИТ БИЗНЕСУ

ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИЙ НА "ГОСУСЛУГАХ" 

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 17 марта
Финансы
КАК ДЕЛАЮТ ИНВЕСТИЦИИ
Законы
ИЗМЕНЕНИЯ С МАРТА 2025

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Тон-М

Новости

Продавцы попросили проверить маркетплейсы на навязывание условий

12 февраля 2024 года

Внедрение маркетплейсами «индекса цен», который рассчитывается исходя из стоимости одного товара на разных площадках и может учитываться в поисковой выдаче, стал поводом для новых претензий продавцов. Последние видят в инструменте навязывание условий договора, прося через общественников Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проверить вопрос. В условиях моратория на проверки регулятор может лишь информировать компании о негативных последствиях поведения, говорят юристы.

Гендиректор АНО «Цифровизации и новых технологий» (ЦНТ), член общественного совета при ФАС Алексей Кожевников попросил главу службы Максима Шаскольского проверить используемый маркетплейсами «индекс цен» на нарушение антимонопольного законодательства. По словам Алексея Кожевникова, просьба направлена по результатам обращений продавцов.

 

Как сказано в письме, большинство маркетплейсов назначает товарам «индекс цен» относительно стоимости на своей площадке и цен у конкурентов. Если цены отличаются, товару присваивается повышенный или пониженный «индекс цен», что учитывается при ранжировании в поиске и участии в программах лояльности, указывается в обращении. Продажа товара на конкурентной площадке дешевле, пишет господин Кожевников, может приводить к понижению в поисковой выдаче и исключению из программы лояльности.

 

Как считают в ЦНТ, механизм «индекса цен» навязывает продавцам невыгодные условия по управлению продажами, вынуждая выравнивать цены к максимальным исходя из самых дорогих тарифов. А тарифы маркетплейсов, отмечается в письме, существенно отличаются по комиссии, расходам на логистику и иным составляющим. Алексей Кожевников просит ФАС проработать практику на признаки коллективного злоупотребления маркетплейсами доминирующим положением через навязывание условий договора и координацию деятельности продавцов в части ценовой политики. В ФАС заявили, что рассмотрят письмо, а указанные вопросы внесут в повестку очередного заседания экспертного совета при службе по развитию конкуренции в области информационных технологий.

 

Как поясняет один из продавцов, крупнейшие маркетплейсы начали активно внедрять «индекс цен» в 2023 году, чтобы гарантировать лучшее предложение потребителям и наращивать продажи. Индекс, по его словам, отображается в личном кабинете продавцов, но расчет показателя для них непрозрачен. Инструмент также ограничивает продавцов в установке более выгодных цен на собственном сайте, добавляет собеседник издания.

 

В Ozon поясняют, что для расчета «индекса цен» сравниваются цены с аналогичными товарами внутри площадки и с позициями на других ресурсах и товары с наиболее выгодными ценами поднимаются «немного выше» в поиске, но ранжирование в большей степени определяют другие факторы. В «Яндекс Маркете» говорят, что «индекс цен» не влияет на место в поисковой выдаче, а от цены товара место зависит на 18%, что меньше, чем влияние точного описания (27,5%) и предпочтений пользователей (25,5%). В Wildberries также говорят, что «индекс цен» — один из факторов ранжирования. Скидки от показателя не зависят, указывают в Ozon и Wildberries.

 

Руководитель исследований рынка Digital & Analogue Partners Александра Звягинцева говорит, что алгоритмическое ценообразование с привязкой к ценам конкурентов может стать поводом для внимания ФАС. Но службе придется разбираться, как работают алгоритмы, и выявить наличие негативных эффектов для продавцов или конкуренции в целом, указывает она. Руководитель практики антимонопольного регулирования Tomashevskaya & Partners Вадим Кузьмин напоминает, что ФАС рассматривала похожие обстоятельства в отношении сервиса бронирования отелей Booking.com, установив, что тот навязывал условия договора о соблюдении паритета цен. В результате на сервис был наложен штраф в 1,3 млрд руб.

 

Но, добавляет Вадим Кузьмин, маркетплейсы защищены от проверок ФАС, так как входят в реестр аккредитованных Минцифры IT-компаний, в отношении которых до конца 2024 года исключен антимонопольный контроль. Юрист антимонопольной и регуляторной практики Vegas Lex Татьяна Кипарисова отмечает, что пока ФАС может провести самостоятельный анализ информации в открытых источниках, запросить у участников рынка копии договоров, документы с условиями программ лояльности. В целом же до истечения срока антимонопольного иммунитета ФАС может лишь информировать компании о негативных последствиях такого поведения, указывает господин Кузьмин.

 

Коммерсант

Другие новости

2025

2024

2023

2022

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть