Новости
Продуктовый ритейл вошел в топ пострадавших отраслей российского бизнеса за II квартал 2023 года
21 сентября 2023 года
По данным Индекса здоровья российского бизнеса от Calltouch, банка Точка и hh.ru, самыми пострадавшими отраслями МСП по итогам II квартала 2023 года стали спорт, продуктовый ритейл и медицина.
Показатели упали на 12-24 балла в зависимости от отрасли, число клиентов сократилось, а обороты хоть и растут, но крайне медленными темпами и во многом за счет роста цен.
Индекс здоровья компаний, оказывающих услуги по продаже продуктов питания и напитков, по итогам II квартала 2023 года в сравнении со II кварталом 2022 года упал на 18 баллов — с 67 до 49 баллов. До уровня в 49 баллов Индекс не опускался с 2019 года (тогда он, в зависимости от квартала, составлял от 30 до 65 баллов соответственно).
Падение Индекса в отрасли объясняется разными причинами: сокращение доходов компаний вызвано и падением доходов населения (параллельно с ростом инфляции), и ростом затрат ритейлеров на обеспечение торговли (увеличение транспортных расходов, трат на аренду и содержание торговых площадей и т.д.). На фоне снижения покупательской способности многие ритейлеры вынуждены были увеличить количество ассортимента дешевых товаров, которые в период неопределенности пользуются большим спросом.
Сильнее всего это отразилось на нише товаров первой необходимости — продуктов питания, бытовой химии и товарах для дома. Устойчивой чертой поведения покупателей остается экономия: покупатели ищут самые недорогие товары, сокращают объем своих покупок.
Однако более щадящей для россиян формой экономии стал поиск более дешевых альтернатив привычным, более дорогим, брендам.
В период нестабильности потребители готовы отказаться от некоторых привычек в пользу экономии средств. При этом зачастую экономия средств не продиктована их недостатком. Россияне экономят «про запас», а часть покупателей, наоборот, запасается товарами первой необходимости. Например, рекордный рост цен на сахар, гречневую крупу, рис и макароны в период пандемии связан в том числе с тем, что многие россияне массово скупали эти продукты.
Дискаунтеры и магазины низких цен становятся новым трендом, а вместе с этим растет конкуренция и со стороны маркетплейсов, и других онлайн-площадок.
Обороты компаний, занимающихся продажей продуктов питания и напитков, растут рекордно медленно по сравнению со всеми другими отраслями. Так, рост оборотов по итогам II квартала 2023 года относительно II квартала 2022 года составил всего 10%, а на 100 ликвидированных компаний пришлось на 34% меньше зарегистрированных (133 против 201 в I квартале).
New Retail