Новости
В России зафиксирован максимальный показатель вакансии в гибких офисных пространствах за всю историю этого рынка
27 октября 2022 года
Компания CORE.XP проанализировала историю рынка гибких офисных пространств России и оценила объемы доступных площадей.
Гибкие решения аренды начали приобретать популярность среди корпоративных пользователей в 2018–2019 годах. Данная тенденция была характерна не только для московского рынка офисной недвижимости, но и для других международных рынков. При этом драйверы были одинаковыми: дефицит качественных офисов и бурный рост технологичного сегмента.
На сентябрь 2022 года общий объем открытых гибких офисных пространств составляет 395 тыс. кв. м, из них на сервисные офисы приходится 71%, 29% - на классические коворкинги. Данная пропорция может меняться в отдельные периоды, так как ключевая особенность гибких пространств – это адаптивность.
За период 2020 год–сентябрь 2022 года было открыто 207 тыс кв. м сервисных офисов. С начала 2022 года было введено 101 тыс кв. м сервисных офисов.
На сентябрь 2022 года увеличение доступных площадей зафиксировано на площадках разных годов запуска: 17 тыс кв. м доступно в пространствах, открытых в 2018–2020 годах, 17 тыс кв. м – в площадках 2021 года открытия, 45 тыс кв. м в сервисных офисах, открытых с начала 2022 года. Таким образом, в сентябре объем доступных площадей в сервисных офисах достиг 79 тыс кв. м или 28% от общего объема сервисных офисов, максимальный показатель за всю историю рынка гибких офисов.
Согласно данным компании, несмотря на очередной этап турбулентности в российской экономике, фундаментальные факторы для развития сегмента гибких офисных пространств остаются благоприятными. С одной стороны, на рынке сохраняется дефицит новых качественных площадей, с другой стороны, геополитический кризис в дополнение к пандемии усилил фокус компаний на эффективное использование офисных площадей.
Также по прогнозам CORE.XP уходящие западные компании будут формировать часть спроса на гибкие пространства на офисном рынке Москвы в 2022–2023 годах.
New Retail