Новости
Импорт алкоголя в Россию может сократиться на 40%
24 марта 2022 года
Осложнение геополитической обстановки из-за начала операции РФ на Украине, девальвация рубля и проблемы с логистикой могут привести к падению импорта алкоголя в Россию примерно на 40% в годовом выражении. Такую оценку приводит директор по развитию алкогольной компании Ladoga Дмитрий Исаченков. По его словам, это сопоставимо с последствиями кризиса 2014 года.
Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев отмечает, что кризисы 2008 и 2014 годов также приводили к «сжиманию» рынка импортного алкоголя, прежде всего вина. Падение спроса на 40% — консервативная оценка, отмечает он. По итогам января—ноября 2021 года импорт крепких алкогольных напитков в РФ вырос на 19,73%, до 8,2 млн дал. Ввоз тихих вин за год увеличился на 6,6%, до 30,08 млн дал.
Сложности с импортом алкогольных напитков в РФ начались еще до операции на Украине, когда в начале 2022 года из-за скопления грузов на латвийско-российской границе выросли сроки доставки и тарифы. В конце февраля — начале марта после падения курса рубля импортеры приостанавливали продажи на несколько дней. В результате цены на импортный алкоголь у поставщиков выросли в диапазоне от 15% до 100%. Кроме того, ряд глобальных компаний, включая Pernod Ricard (бренды Chivas Regal, Jameson, Absolut, Ararat) и Diageo (Johnnie Walker, Captain Morgan, Baileys), приостановили поставки в РФ. Наконец, США в рамках санкций против РФ ввели запрет на поставки алкоголя в страну, а власти ЕС запретили поставки спиртного дороже €300 за единицу товара.
Исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин говорит, что импорт закономерно снизился из-за отказа ряда производителей из Франции и Италии поставлять продукцию, сложностей с логистикой и платежами.
Но в компании рассчитывают сохранить 75–80% импорта. По словам господина Липилина, пока 75% иностранных поставщиков Fort согласны продолжать работать с Россией. Также компания ищет новых производителей из Чили, Аргентины, ЮАР, Армении.
Дмитрий Исаченков говорит, что на пограничных переходах грузовики до сих пор стоят в очереди по несколько суток, а контейнер на любом этапе может быть снят с судна из-за российского адресата. По его словам, Ladoga рассматривает новые маршруты импорта через «дружественный пояс» стран, а также изучает вопрос расчетов через прямую конвертацию в валюту поставщиков, где есть такая возможность.
Коммерсант