Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Роскомнадзор

НА СТРАЖЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ И ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ДАННЫХ НА ЗАМКЕ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 23 сентября
Экономика
САМАЯ ВЫГОДНАЯ ОТРАСЛЬ
Налоги
ЧТО НЕСЕТ РЕФОРМА 2024-2025

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Тон-М

Новости

Иркутский эксперт – о сложностях и рисках маркировки «молочки» для предприятий и фермеров

3 декабря 2021 года

В России с 1 декабря начался третий этап введения маркировки молочной продукции – теперь код должен быть у товаров сроком годности менее 40 дней. Какими последствиями это грозит молочной индустрии Иркутской области, разбирался Телеинформ.

Правила введения системы обязательной маркировки молочной продукции средствами идентификации (кодами) были утверждены правительством России год назад, в декабре 2020 года. Этот процесс разбили на три этапа. С 1 июня 2021 года была введена маркировка для сыров и мороженого, с 1 сентября – на молочные продукты со сроком хранения свыше 40 суток, с 1 декабря – на скоропортящуюся «молочку». Кроме того, с 31 марта 2022 года маркировку начнут проверять на кассах в магазинах, а с 1 декабря 2022 года она станет обязательной для фермеров.

 

Ещё до того, как правила были утверждены официально, предприниматели Иркутской области выказывали беспокойство по поводу введения маркировки молочной продукции. В частности, они отмечали, что этот механизм потребует от бизнеса огромных финансовых затрат на закупку специального оборудования. Кроме того, нужно вложить средства на считывающие устройства для каждого этапа производства, упаковки и складирования продукции. На тот момент, по оценкам экспертов, в масштабах молочной отрасли на внедрение системы сплошной маркировки потребовалось бы более 45 млрд рублей при том, что совокупная чистая прибыль всех производителей молочной продукции ниже. Это, прогнозировали эксперты, может привести к уходу с рынка многих предприятий.

 

Тем не менее, правила введены. Как отметил в разговоре с Телеинформом председатель комитета по цифровой экономике ТПП Восточной Сибири Роман Медынский, «молочка» – это не единственный сектор экономики, в которой вводится новая настройка. Государство планомерно последние три года внедряет маркировку в ту или иную отрасль. Одна из последних проблемных историй была связана с шинами, например. В любом случае, маркировка продукции нацелена на государственный контроль ввода товара в оборот и вывода из него. В идеале, это должно избавить рынки сбыта от контрафакта или просрочки, а, значит, защитить потребителя. Другой вопрос, что для бизнеса это очередная нагрузка, в первую очередь, фи

нансовая, а, значит, и потребителю это бремя нести – подорожание конечного продукта неизбежно.

Первыми на себе новую систему опробовали крупные молокозаводы, которые активно тестировали нововведение в течение всего 2021 года. Это уже автоматизированные предприятия, потому с  технической точки зрения для них этот процесс оказался не так уж сложен. Однако без нюансов не обошлось.

 

– У каждого представителя молочной индустрии, конечно, свой букет проблем. Молокозаводы столкнулись с тем, что в остатках оказалась непромаркированная упаковка, заранее купленная. При этом не все типографии на тот момент были готовы производить её уже с кодами, поскольку это тоже требовало определённой смены конвейерной линии. Сейчас эта проблема уже, конечно, разрешилась. Какие-то типографии быстро переключились на новые условия, какие-то нет, и они потеряли определённое количество клиентов, крупных молокозаводов, – рассказывает Роман Медынский. – Но и самим молокозаводам, где для некоторых товаров выпускалась своя упаковка, пришлось строить собственные конвейерные линии, которые могут или наклеивать марки с кодами, или печатать эти коды.

 

На обывательский взгляд эти процессы особого урона индустрии не нанесли: по крайней мере, никто из крупных игроков с рынка не ушёл. В принципе, поддерживает эксперт, большим молокозаводам сложно будет вылететь с поля, однако поспешных выводов делать всё же не стоит. К каким экономическим последствиям переход на маркировку привёл, оценить ещё только предстоит, первые результаты станут понятны уже скоро – в начале 2022 года.

 

Тут стоит отметить, что у молочных предприятий не было никаких поблажек со стороны государства: есть сроки, и довольно сжатые, извольте наказ выполнить к старту работы. К фермерам с этой точки зрения подошли аккуратнее, у них в запасе есть ещё целый год, чтобы отладить механизм.

 

– Сам по себе процесс внедрения маркировки довольно трудоёмкий для фермеров, поскольку в целом эта категория товаропроизводителей раньше была далека от цифровых технологий, и для них, конечно, столкновение с целым регламентом работы в части маркировки молочной продукции, откровенно говоря, труден. Поэтому мы с ними сейчас плотно взаимодействуем, объясняем, как это всё работает и частично ещё помогаем с некоторыми моментами, например, цифровую подпись выпустить, настроить учёт производимой продукции – и таким образом погружаем в эту необходимость, – говорит глава комитета по цифровой экономики ТПП.

 

Уже сейчас фермерам рекомендуют регистрироваться в национальной системе маркировки товаров «Честный знак». Так хозяйство будет отражено в базе, а значит, запускается сам процесс подготовки производства под новые требования. Сейчас это сделать гораздо проще, чем озаботиться вопросом перед самым стартом работы по другим правилам. Что включает в себя эта подготовка? В первую очередь, закупку оборудования и расходников. Поскольку фермер производит небольшой объём товаров, то ему, в отличие от молокозаводов, нужно наклеивать марку с кодом на свою продукцию. Для этого необходим специальный принтер (лучше всего два, чтобы подстраховаться на случай поломки), пролипропиленовая бумага, запас других материалов. Это опять же ведёт к подорожанию «молочки» на прилавках.

 

– Сам по себе код маркировки стоит 60 копеек, марка – до рубля. То есть фермеру, как минимум, на полтора рубля нужно будет наценить каждую единицу своей продукции. Плюс накладывается стоимость оборудования, – объясняет Роман Медынский.

 

Работать дальше без внедрения маркировки не удастся. Официальные каналы сбыта – магазины, торговые сети – просто не смогут продавать эту продукцию. Для торговых точек, кстати, новая система не грозит финансовым обременением, но добавляет трудоёмкости. Магазинам достаточно уже имеющихся 2D-сканеров на кассах. Просто теперь кассирам нужно будет отсканировать два штрих-кода. В случае, если марки не будет, она порвётся или код сотрётся (именно поэтому нужна специальная бумага), товар придётся вернуть производителю: его просто не получится вывести из системы. С учётом того, что речь идёт о «скоропорте», это критично.

 

Однако, по мнению эксперта, несмотря на сложности, фермерские хозяйства не окажутся отрезанными от рынка. По его словам, здесь, скорее может сыграть роль эмоциональный фактор.

 

– Мы с фермерами плотно взаимодействуем и слышали на старте часто эмоциональную реакцию в духе «всё, не буду этим заниматься, уйду с рынка, очень много требований». Около 10% из тех, с кем мы работаем, так сначала реагировали. Но в ходе наших диалогов ситуация менялась. Нужно понимать, что это требования не к конкретному фермеру, это в целом государство на протяжении трёх лет занимается выведением условных серых пятен на белый вид, – говорит Роман Медынский.

 

Он отмечает, что маркировка – это «такой процесс, который просто надо пережить», потом он станет обычной рутиной. Для этого все стороны нацелены на поддержку фермеров в разных аспектах.

 

– Надо всем отдать должное: и ТПП, и центр «Мой бизнес», и Минсельхоз в проблему включены, проводятся совещания регулярные. Ото всех сторон поддержка фермерам есть, в том числе и финансовая. Потому тут надо просто, чтобы они включились в эту работу и отнеслись к ней как к необходимости, – заключил эксперт.

 

ИА «Телеинформ»

Другие новости

2024

2023

2022

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть