Новости
Уловки супермаркетов: как манипулируют покупателями в России — и в Иркутске в частности
20 июня 2021 года
Можно ли доверять акциям в супермаркетах и на какие уловки идут продавцы, чтобы сбагрить свой товар. Тема эта всегда была актуальной, но сейчас, в период экономического кризиса и резкого снижения доходов населений, она воспринимается особенно остро. Об этом в интервью радио Sputnik рассказал кандидат экономических наук Михаил Беляев.
В частности, он сообщил, что цель многих акций – убедить покупателя в том, что он совершает очень выгодную покупку.
«Обычная практика супермаркетов и крупных магазинов, когда они чувствуют, что какой-то модный товар пользуется спросом, выставлять его по максимально возможной на этот момент цене. Происходит некая психологическая подготовка покупателя к виду этого товара, к пониманию того, что ему хотелось бы его купить. И тут наступает счастливый момент, когда цену снижают. Тогда у человека срабатывает спусковой крючок – он давно хотел это купить, но было дороговато, а сейчас цены сбросили, и самое время покупать», – рассказал Беляев.
По такому же принципу могут строиться предпраздничные распродажи, когда магазины сначала специально повышают цены, а потом возвращают на допраздничный уровень, обозначая это как скидку на 20-30 процентов. Бывают еще варианты акций с бесплатными подарками за покупку. Однако бесплатно ничего не бывает, подчеркнул экономист.
«Если вы купили товар даже со скидкой, то уже заплатили и за него, и частично за товар, который вам дают в виде подарка. Причем в виде подарка вам дают, как правило, что-то неликвидное, то есть то, что нельзя продать никаким другим образом», – отметил эксперт.
Он уточнил, что иногда продавцы идут на очень сильное понижение цены на товары, которые не могут реализовать. Если речь идет о продуктах питания, то радикальный сброс цен должен настораживать, предупредил Беляев.
«Нужно очень внимательно смотреть срок годности. Это может быть так называемый дестокаж, когда уже предельные сроки хранения подошли и держать товар на полке не имеют права, а это означает убытки для магазина. Лучше его реализовать за копейки, чтобы он как-то ушел», – объяснил эксперт.
Беляев также посоветовал, прежде чем покупать какой-то товар по акции только потому, что он якобы подешевел, подумать, действительно ли он вам нужен.
В Иркутске супермаркеты и другие магазины тоже используют подобные приемы. Так, например, гендиректор портала Ирк.ру Анна Суркова рассказала про манипуляции в магазинах по продаже косметики:
— Вообще редко сверяю ценник и чек. Но однажды в косметическом магазине набрала всяких приятных штучек на круглую сумму. Каково же было моё удивление, когда сумма оказалась в 1,5 раза больше, чем я рассчитывала. Оказывается, большой и яркий ценник был для держателей золотых карт покупателей. Это было накануне 8 марта, когда многие торопились купить подарки любимым женщинам. Мужчины так вообще не понимают, что есть какие-то карты.
— Практикующая психология стала основным звеном в маркетинге, -- делится своим мнением журналист Галина Солонина. -- Для улучшения продаж используются все методы -- от запугивания покупателей до обнадеживания их невероятной выгодой. Но на практике в проигрыше оказываются только покупатели. В «Слате», например, все акции с раздачей подарков начинаются в зависимости от цены чека, как правило, она должна быть больше 600 рублей. Это же касается и участия в лотереях. «ЛЕНТА» вообще вся состоит из «акций». При этом ценники со скидкой очень часто не соответствуют товару, размещённому рядом с ними. Нужно быть очень осторожным, чтобы не ошибиться и не купить чрезвычайно дорогой товар, который «случайно» оказался поставленным под ценником со скидкой. На это нужно обращать особое внимание. И такие ситуации я наблюдала во всех иркутских сетях.
— В продуктовом супермаркете приобретала сливочное масло по акции, -- делится своей историей юрист Олеся Саренкова. -- На кассе продавец пробила полную стоимость. Сотрудники супермаркета уверяли, что акция закончилась, что они не успели с прилавка убрать старый ценник со сниженной ценой, настаивали на оплате полной стоимости товара. После угрозы вызвать полицию, пробили масло по акции.
Еще, прежде чем приобрести в супермаркете товар с соответствующей наклейкой, где уже указан вес и цена (куры, фрукты, овощи, колбасы, сыры), перевешиваю продукты на весах. Как правило, вес товара на наклейке завышен. Один раз сыр оказался на 200 грамм меньше, чем было указано наклейке. Конечно же, продавцы объясняют все технической ошибкой. Только больно уж часто у них подобного рода технические сбои бывают.
ИА «Телеинформ»