Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Роскомнадзор

НА СТРАЖЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ И ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ДАННЫХ НА ЗАМКЕ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 23 сентября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Тон-М

Новости

Ювелирный бизнес в Иркутской области – что было, что будет, чем сердце успокоится

27 января 2018 года

В Иркутске 26 января провели круглый стол на тему: «Ювелирная промышленность: есть ли она в Приангарье, что мешает развитию ювелирного дела в регионе». Мероприятие приурочили к Международному дню ювелиров, который отмечается 31 января.

Эксперты – о современном состоянии дел в ювелирной отрасли в Приангарье

Как выяснилось в ходе обсуждения, ювелирным делом в Иркутской области занято достаточно много людей, среди них немало молодежи. Однако в целом, по словам руководителя Творческого Союза камнерезов и ювелиров Байкальского региона Дмитрия Константинова, эта отрасль в Приангарье, скорее, зарождается, если сравнивать с другими городами и регионами России. Это касается как крупных предприятий, так и отдельных мастеров.

Как рассказал председатель правления Союза камнерезов и ювелиров Байкальского региона Валерий Крюков, в советское время в Иркутской области был завод «Сибирский сувенир», который готовил ювелиров.

– Выходцы оттуда сейчас устроились поодиночке работать либо в небольших мастерских при магазинах, либо в ремонтных мастерских. Очень серьезная была фирма в Ангарске у Дмитрия Коршенбойма – работы делались качественного мирового уровня. Но в настоящее время осталось, фактически, одно крупное предприятие – Иркутский ювелирный завод, – заметил Валерий Крюков.

Кроме того, по его словам, в Приангарье нет, например, таких традиций, как в Бурятии, где широко развито этническое ювелирное дело.

– Мы же [в Иркутской области] ювелирку не отделяем от камнерезного дела – после перестройки очень много геологов и лиц, занимающихся камнем, объединялись и делали камнерезные мастерские. Однако все это со временем заглохло. Сейчас в Иркутской области существует, навскидку, около пяти таких небольших мастерских, – рассказал Валерий Крюков.

Зато, отметил он, в последнее время вновь приступил к работе геолого-минералогический музей «Байкалкварцсамоцветы».

Кроме того, отметим, в Иркутске с 1996 года действует кафедра геммологии ИРНИТУ, где готовят профильных специалистов-геммологов, изучающих самоцветы.

Технологий не хватает

Предприниматель Сергей Кабанов рассказал, что, по его мнению, в ювелирной отрасли в Приангарье есть две проблемы, одна из них – наличие технологического оборудования.

– У нас в области ювелирная отрасль практически отсутствует, она представлена, фактически, только Иркутским ювелирным заводом. Я считаю, это потому, что полный цикл качественное изделие – от создания модели до выпуска, с использованием всех технологий, – проходит только там, больше я нигде у нас в регионе таких самодостаточных производителей не видел, – заявил он.

По его словам, большинству ювелиров Приангарья на том или ином этапе производства приходится пользоваться помощью коллег.

– Например, уже упоминавшийся крупный ангарский ювелирный производитель Дмитрий Коршенбойм был недавно вынужден обращаться ко мне в мастерскую – ему была нужна лазерная сварка. Получается, даже у тех бизнесменов, которые долго на этом рынке, не достает технологий, чтобы от начала до конца изготовить хорошую вещь, – отметил он.

Другой участник обсуждения, предприниматель Олег Веревкин подчеркнул, что как раз таким бизнесменам не достается субсидий от власти.

– Существует программа помощи малому и среднему бизнесу, но деньги дают тем, кто открыл дело год-два-три назад. А «старожилам» господдержки не достается, – сказал он. – Хочется что-то приобрести, чтобы выпускать более хорошие изделия, а не на что.

Присутствующие практически в один голос отмечали, что ювелирный бизнес, в общем-то, зачастую убыточный, на самом деле. Даже для того чтобы поучаствовать в выставке изделий, одному предпринимателю в Иркутске, например, требуется вложить около 50 тысяч рублей – это плата за аренду двух квадратных метров в помещении, стенды, электроэнергию, и так далее.

Что же до спроса на изделия – то моду, в основном, диктует интернет. В последнее время, к примеру, на пике популярности была ювелирная керамика, драгоценности с 3D-эффектом.

– В Сети множество статей о том, какие украшения будут модными в том или ином сезоне – вот они, тренды. В основном, конечно, популярны изделия, выполненные с использованием современных технологий, которые местными мастерами почти не освоены, – рассказал Сергей Кабанов.

Ему возразил генеральный директор Иркутского ювелирного завода Евгений Борзых. Он заявил, что, в основном, технологии не так уж далеко ушли от периода Древнего Египта.

– Вон в том же Красноярске сейчас много ювелиров прекращают деятельность, выставляют оборудование на продажу, цены доступны, можно спокойно купить приличную технику, например, японскую, – сказал он. – А тренды – что тренды? Вот сейчас идет возврат к середине 90-х. Но это не значит, что нет спроса на другие стили.

Кадровый голод

Еще одной проблемой ювелирной отрасли в Приангарье эксперты назвали отсутствие кадров.

– Их нет – потому что выпускники ИРНИТУ металл-то плавить не умеют, хотя и знают такие дисциплины, как, например, промышленное обогащение алмазов, – сказал Сергей Кабанов.

В этом случае, кстати, Евгений Борзых согласился с коллегой. По его словам, на предприятие за последние годы приходили устраиваться около 50 выпускников кафедры геммологии.

– Так из них почти никто не знал, что такое пробирное клеймо, что такое именник, который ставится на каждое украшение. Зато все умели красиво рисовать эскизы, – возмутился он.

Преподаватель этой кафедры, кандидат технических наук Вера Сорокина пояснила, что выпускников не ограничивают в выборе направления – они потом могут работать дизайнерами украшений, ювелирами, оценщиками и даже искусствоведами.

Валерий Крюков в ответ предложил пересмотреть программу подготовки геммологов – по мнению председателя правления Союза камнерезов и ювелиров, нынешним выпускникам кафедры недостает практики, проведенной в ювелирных мастерских.

Кстати, по приблизительным подсчетам, которые провели участники круглого стола, не сходя с места, кафедра геммологии ИРНИТУ выпустила с 2001 года более 400 специалистов. Признанными мастерами своего дела, заработавшими себе имя, стали считанные из них.

Просветительская деятельность всех спасет?

Евгений Борзых под конец дискуссии заявил, что в ювелирном деле есть ремесленничество, есть искусство, а есть поточное производство.

– Ремесленники – это ювелиры, которые сидят по подвалам, ремонтируют, делают каменные шары, эти модные «маркизы» (огранка драгоценных камней в фантазийной форме заостренного овала, – прим. ред.). Производство – это выпуск определенного типажа изделий, назовем его «коллекцией», например, зима-весна какого-нибудь года. А возвели профессию в ранг искусства только единицы, – считает он.

Участники дискуссии, развернувшейся вокруг того, что считать ювелирным делом, в итоге все же пришли к выводу, что для улучшения положения ювелирной отрасли в Приангарье стоит заниматься и просвещением населения.

– Если у нас, сидящих тут специалистов, у каждого свое понимание этого термина, то что говорить об обычных людях? – отметил Валерий Крюков.

В результате обсуждения стороны сошлись на том, что просветительскую деятельность лучше вести совместно. Одним из таких примеров, кстати, стал «Серебряный бабр» – выставка ювелирных изделий в иркутском «Сибэкспоцентре». В ноябре прошлого года она состоялась впервые, этой осенью ожидается повторение. Насколько же она полезна и интересна самим ювелирам, станет ясно в ноябре – либо туда придут новые экспоненты, либо прошлогодние участники. По словам гендиректора «Сибэкспоцентра» Андрея Шаповалова, заявки подтвердили уже многие мастера, выставлявшие свои работы в 2017 году.

ИА «Телеинформ»

Другие новости

2024

2023

2022

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть