Новости
Бизнес-омбудсмен подвел итоги деятельности в первом полугодии
21 июля 2016 года
Экономическая эффективность деятельности бизнес-омбудсмена в Иркутской области за первые шесть месяцев текущего года составила 252 млн рублей. Об этом сообщил уполномоченный Алексей Москаленко.
Экономическая эффективность - это стоимость сохраненного бизнеса, имущества, сумма необоснованных штрафов, погашенная задолженность по госконтрактам, полученные лицензии - то есть все средства, которые удалось сохранить для предпринимателя в результате его обращения в аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
По словам Алексея Москаленко, каждая шестая жалоба рассматривается в пользу обратившегося предпринимателя. Если права заявителя восстановлены, то формируется история успеха. Она размещается на сайте Уполномоченного, рассылается в СМИ, органам власти. Это делается, с одной стороны, для повышения уровня доверия бизнеса к аппарату бизнес-омбудсмена, а с другой, для предупреждения органам власти, чтобы в дальнейшем они не нарушали права предпринимателя.
Алексей Москаленко также рассказал, что в некоторых случаях помочь предпринимателю невозможно из-за позднего обращения в аппарат бизнес-омбудсмена. Однако такие жалобы не остаются без внимания - они становятся материалом для работы по системным проблемам бизнеса. Например, в 2015 году из устных и письменных обращений застройщиков обозначилась проблема избирательного подхода при проведении многократных итоговых проверок региональной службой строительного надзора. При рассмотрении обращений, Уполномоченный пришел к выводу, что орган надзора делит предпринимателей на положительных и отрицательных. Поэтому бизнес-омбудсмен в Иркутской области использовал различные диалоговые механизмы, чтобы хоть как то снизить давление на бизнесменов. Так, Алексей Москаленко обозначил эту проблему на межрегиональном совещании с Генеральным прокурором РФ, после чего она стала предметом рассмотрения на межведомственной группе Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и Генеральной прокуратуры РФ, в дальнейшем проблемой занималась прокуратура региона.
Также по системным нарушениям внедрена практика участия аппарата Уполномоченного в судах. В суды подаются не только иски в защиту прав предпринимателя, но и мнения Уполномоченного по выявленным нарушениям. Это позволяет прекратить аналогичные массовые правонарушения со стороны органов власти. В случае поступления аналогичной жалобы позицию Уполномоченного можно подкрепить судебным актом в пользу предпринимателя. Эта деятельность позволила ликвидировать определенную категорию нарушений прав предпринимателей со стороны службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области. Если в 2014 году службой выявлено 342 нарушения законодательства со стороны предпринимателей, то в 2015 - всего 84.
Аппарат бизнес-омбудсмена в Иркутской области — лидер среди региональных институтов по защите прав предпринимателей в судах. По итогам работы в 2015 году Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым объявлена благодарность за выдающиеся успехи по защите предпринимателей в судах.
Также Алексей Москаленко отметил, что в Приангарье сохраняется высокое административное давление. Несмотря на то, что область стала в 2016 году регионом, где бизнес-сообщество отмечает снижение административного давления, экономика остается штрафной. Ежедневно в аппарат Уполномоченного обращаются два и более предпринимателей за консультацией. Они спрашивают, как себя вести, когда к ним приходят с проверкой. По словам Алексея Москаленко, для снижения административного давления необходима системная работа. Сегодня эта тема поднимается не только на региональном, но и федеральном уровне.
Напомним, в апреле Правительством РФ утверждена "дорожная карта" по модернизации контрольно-надзорной деятельности. Ее основной принцип заключается в том, что контрольно-надзорные органы должны заниматься профилактикой правонарушений бизнеса, а не наложением штрафов. В связи с этим приняты изменения в 294 Федеральный закон. Из него исключены положения о проверке обязательных требований, содержащихся в актах РСФСР и СССР. Также вводится обязательная идентификация личности заявителя при подаче в органы контроля электронных жалоб на бизнесменов, а также правило обязательной предварительной оценки фактов, содержащихся в жалобах. Эти меры призваны защитить предпринимателей от внеплановых проверок на основе жалоб, содержащих ложную или недостоверную информацию, а также уменьшить количество электронных жалоб, которые часто использовались как средство недобросовестной конкуренции для организации внеплановых проверок конкурентов.
Кроме того, вводится понятие и правила применения проверочных листов (чек-листов). Их использование упорядочит действия инспекторов во время проверки определенным перечнем вопросов, что даст предпринимателям возможность заранее готовиться к мероприятию по контролю. Чек-листы подлежат опубликованию на официальных сайтах контрольных ведомств.
Таким образом в стране закрепляется институт профилактических мероприятий. Алексей Москаленко отмечает, что очень важно направить этот механизм на благо профилактики правонарушений, а не на всплеск внеплановых проверок бизнеса. Необходимо обеспечить правильное правоприменение контрольно-надзорными органами нововведений. Центральное место в работе уполномоченного по-прежнему будет занимать административное давление на бизнес, подчеркнул Алексей Москаленко.