Новости
На совместном совещании ФНС и МВД России рассмотрены вопросы взаимодействия при реализации процедур банкротства
2 июля 2012 года
29 июня в Иркутске Федеральная налоговая служба России провела совместное совещание работников центрального аппарата ФНС России, Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, входящим в Сибирский федеральный округ, и МВД России по вопросам взаимодействия налоговых органов с правоохранительными органами при реализации процедур банкротства.
Открыли совместное мероприятие заместитель начальника Управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ФНС России Сергей Алексеевич Петрин, начальник Межрегиональной инспекции ФНС России по Сибирскому федеральному округу Руслан Григорьевич Афанасиев и руководитель УФНС России по Иркутской области Константин Борисович Зайцев.
По проблемным вопросам взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при реализации процедур банкротства и положительной практике данной работы выступили заместитель начальника контрольно-аналитической работы Управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ФНС России Лариса Рудакова и старший оперуполномоченный 51 отдела Управления «Ф» Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Игорь Зубенко, а также представители региональных Управлений ФНС России и МВД России по Иркутской, Кемеровской областям, Красноярскому краю и Республике Бурятия.
Участники совещания отметили, что существующая в настоящее время практика применения законодательства о банкротстве дает возможность использования процедуры банкротства для избавления от нежелательных долгов, что зачастую приводит к оставлению безнаказанными лиц, которые своими решениями умышленно способствовали наступлению неблагоприятных последствий для кредиторов должника. Эта недобросовестная практика нередко используется в хозяйственной деятельности, а арбитражные управляющие воспринимаются не как квалифицированные управленцы, а как лица, с помощью которых проведение процедуры приводит к списанию долгов, а не удовлетворению требований кредитов.
Действующим законодательством в сфере банкротства предусмотрены различные способы, позволяющие применить меры ответственности к лицам, действия которых привели либо к преднамеренному банкротству, либо к значительному уменьшению конкурсной массы должников для максимального удовлетворения требований кредиторов, в том числе уголовно-правовые способы воздействия на экономические отношения, закрепленные статьями 195 («Неправомерные действия при банкротстве»), 196 («Преднамеренное банкротство»), 197 («Фиктивное банкротство») Уголовного кодекса Российской Федерации .
В связи с несовершенством законодательства о банкротстве в настоящее время злоупотребления в этой сфере обострились. Вместе с тем, судебная практика по уголовным делам данной категории крайне незначительна. Именно поэтому так важно повышать эффективность взаимодействия правоохранительных и налоговых органов.
Как отметила в своем докладе Лариса Рудакова, налоговые органы на постоянной основе проводят мониторинг деятельности организаций — банкротов на предмет вывода основных средств и иного имущества до введения процедуры банкротства. При установлении фактов, свидетельствующих о совершении должностными лицами банкротов выше названных действий, информация и соответствующие материалы направляются в правоохранительные органы. В результате, всего за 2011 год по Сибирскому федеральному округу в правоохранительные органы направлено 63 материала о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших правонарушения. При этом, возбуждено уголовных дел по ст. 195 УК РФ — 2 (Алтайский край и Кемеровская область), по ст. 196 УК РФ — 6 (Республика Бурятия — 1, Кемеровская область -5).
Отказывая в возбуждении уголовного дела, правоохранительные органы в большинстве случаев ссылаются на отсутствие субъективной стороны состава преступления с мотивировкой сложности доказывания умысла в суде.
По общему мнению участников совместного совещания, в целях повышения эффективности совместной работы необходимо создать на уровне региональных Управлений рабочие группы для оперативного решения возникающих проблем, в том числе для установления контроля за причиной отказов территориальными отделами правоохранительных органов в возбуждении уголовных дел. Неформальное взаимодействие всех заинтересованных в предотвращении правонарушений в сфере законодательства о банкротстве контролирующих и правоохранительных структур позволит вывести совместные мероприятия на новый, профессионально более высокий уровень. Вместе с тем, отмечена и необходимость внесения определенных изменений в действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.
По итогам совещания участники оценили его работу как эффективную и плодотворную, опыт и наработки отдельных регионов должны получить широкое распространение, новые методы взаимодействия принесут в ближайшей перспективе весомый результат.
Другие новости
- Сергей Ерощенко: Правительство Иркутской области поддержит сельхозпроизводителей региона
- Правительство Приангарья предлагает сформировать орган постоянного взаимодействия с Партнерством Товаропроизводителей и Предпринимателей
- Мэрия Иркутска поделилась с общественностью планами по развитию города на 2013-2017 годы
- На совместном совещании ФНС и МВД России рассмотрены вопросы взаимодействия при реализации процедур банкротства