Новости
Об оказании государственных услуг в электронном виде
27 апреля 2011 года
Летом 2010 года приняты два Федеральных закона, предусматривающих возможность оказания государственных услуг в электронном виде. Это Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федеральный закон от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В первом из упомянутых Законов впервые дано понятие "государственная услуга", и определены общие принципы предоставления данных услуг. Так, под государственной услугой понимается деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Одним из принципов оказания государственных услуг является возможность их получения в электронном виде, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя. Под предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронном виде понимается предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг - www.gosuslugi.ru, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
Законом N 227-ФЗ внесены поправки в законодательные акты, регулирующие отношения, которые возникают в связи с предоставлением конкретной государственной или муниципальной услуги. С введением этого закона значительно расширилось число участников электронного взаимодействия. Изменения, внесенные в 26 законов, касаются, прежде всего, информирования граждан по различным аспектам или права направления ими документов (заявлений, заявок и т.д.) в электронной форме. В частности, внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающие возможность предоставления услуг в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как в традиционной форме (представление документов в регистрирующий орган и заявителю непосредственно или путем направления по почте), так и в электронном виде. Дополнения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации" коснулись определения электронный документ - "документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком, с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах" и признания электронного документа равнозначным документу на бумажной основе: "Электронный документ, электронное сообщение, подписанные электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признаются равнозначными документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если иное не установлено федеральными законами".
Возможность направления в соответствующий налоговый орган заявки на представление деклараций налогоплательщиков и документов для государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) реализована с 1 апреля 2010 года. Во всех инспекциях Иркутской области налогоплательщикам, воспользовавшимся услугами госпортала, обеспечен приоритетный прием, выделены отдельные окна в операционных залах. С момента ввода в действие Единого портала, декларации и документы для госрегистрации в налоговый орган представили 36 налогоплательщиков Иркутской области, из них 12 налогоплательщиков впоследствии обратились в инспекции и были обслужены в приоритетном порядке.