Архив журнала «Капиталист»
Направление
ДОРОГА ПОД КРЫШУ МИРА
Путешествие в страну, которая не отпускает
Тибет – древнее государство и автономный район Китая на границе с Непалом. Отправиться туда – значит, оказаться максимально близко к Крыше мира – высочайшей вершине нашей планеты горе Эверест. Именно туда лежал путь автора рубрики путешествий нашего журнала.
Нами движут наши мечты, и, как только стало понятно, что нужно обязательно побывать в Тибете, я приступила к реализации своего плана. Но оказалось, что ни одно туристическое агентство в Иркутске, Улан-Удэ и на Дальнем Востоке не делает туры в те края. Кроме некоей компании из Санкт-Петербурга, в которой подчеркнули, что все это невероятно сложно и потому чрезвычайно дорого.
Стартуем в Пекин
На помощь как всегда пришел чат путешественников по Китаю – там посоветовали гида, директора тибетской компании по имени Ван. Ван откликнулся на мое сообщение и озвучил сумму, в которую мне обойдется одиночное путешествие: 1500 долларов без билетов. И сразу пояснил: если я привезу еще девять человек, то все окажется гораздо доступнее в расчете на каждого участника.
Отступать было некуда. Я набралась мужества, написала пост в соцсетях и села ждать. Команда собралась в течение двух часов, и мы принялись за дело – визы, билеты, бронирования гостиниц, инвойс, пермит (разрешение на пребывание на территории), предоплата принимающей стороне…
И вот мы в поражающем размерами и современным дизайном пекинском аэропорту Дасин. Через два часа рейсовым автобусом отправились в место нашего первого пребывания. Это был хостел в хутонгах – старинных кварталах в центре столицы, где сохранили, а точнее – воссоздали дух древнего Пекина.
Самобытная атмосфера хостела очень понравилась. В этот день мы еще побывали в Запретном городе и были в восторге. А рано утром следующего дня отправились на Западный вокзал, откуда отправлялся наш поезд в город Синин, чтобы, переночевав там, сесть на поезд в Лхасу, административный центр Тибетского района.
Ошибка и стоячие места
Но ничто не предвещало... В общем, получилось так, что мы поехали на метро и… ошиблись вокзалом. И опоздали на поезд.
«О Боже», – пишет нам тибетский гид Ван и предлагает быстро решить проблему через своих коллег, которым, правда, тоже придется заплатить.
Билетов на другой поезд в кассе не оказалось, только стоячие места. Группа приняла решение лететь в Синин самолетом. Однако двое – я и Джек – решили не изменять логике жд-путешествий и отважно взяли стоячие места.
Уже в поезде под изумленными взглядами пассажиров сидячего вагона, местных жителей, я уже принялась обживать место на умывальнике. Ну не стоя же в самом деле до утра ехать…
Но уже через двадцать минут мой попутчик Джек решил вопрос с начальником поезда, мы доплатили по сотне юаней и стали счастливыми обладателями плацкартных мест. Кто бы мог подумать, что нам повезет! Однако в любом случае для всей группы таких мест не нашлось бы…
А за окном проносились ночные города. Масштабы освоения западного Китая просто поразительные.
Несмотря на незапланированные траты, перелет до Синина, по словам тех, кто летел, прошел замечательно. Утром мы с Джеком воссоединились с группой и уже без приключений сели в поезд в Лхасу. Все неприятности отступили, и началось сплошное наслаждение видами горной дороги.
В вагоне с кислородной маской
Мы ехали по уникальной, самой высокогорной в мире Цинхай-Тибетской железной дороге (ЦТЖД) протяженностью 1140 км в специально разработанных герметичных вагонах с индивидуальными кислородными масками. Поднявшись на перевал Танг-Ла (5072 м), весь поезд проснулся – дышать стало трудно.
Еще до поездки я посмотрела фильм ВВС о строительстве ЦТЖД. Это была серьезная инженерная проблема. Оказывается, Тибетское нагорье – вечная мерзлота, но его верхний слой оттаивает летом, превращаясь в труднопроходимое болото. Чтобы предотвратить разрушение дороги, инженеры предложили укладывать рельсы на специальную насыпь из булыжников, засыпанных песком. Вентиляцию обеспечивает сквозная сеть труб, а склоны закрыли металлическими листами, отражающими солнечный свет. Насыпь еще замораживают жидким азотом в скважинах. Все эти мероприятия предотвращают нагрев верхнего слоя вечной мерзлоты и деформацию жд-путей.
…Наш поезд шел по длиннющим эстакадам и мостам. За окном крутились ветряки, целые поля солнечных батарей, теплицы и парники. Солнце, ветер, реки – все это бесценные ресурсы для экономики. Склоны гор укреплены заграждениями.
Перед нами проносились какие-то марсианские пейзажи Тибетского нагорья. Невероятная красота! Горы, болота, озера, стада – ехать стоит уже только ради этих картин. А сколько же здесь пасется яков – никогда не видела столько.
Поражают масштабы программы по освоению этого региона. Если вдоль дороги от Пекина до Синина стоят почти завершенные кварталы многоэтажек – жилые комплексы, готовые к сдаче (а жилье в Китае очень дорогое, поэтому неизвестно, как и кем все это будет заселяться), то вдоль самой ЦТЖД до Лхасы можно увидеть горно-обогатительные комбинаты, сверхвысоковольтные ЛЭП, мини-плотины.
Оказывается, из 45 станций ЦТЖД 38 работают без персонала, управляются удаленно из Синина. Кроме того, и само облагораживание территории и строительство гидроэлектростанций в значительной степени ведется беспилотными экскаваторами, грузовиками, асфальтоукладчиками и бульдозерами, которые управляются ИИ и не требуют вмешательства человека. Вовсю используются технологии 3D-печати. «Такие технологии освободят людей от тяжелой, повторяющейся и опасной работы», – пишут в СМИ.
Высадились словно на другую планету
Поезд до Лхасы идет 21 час. В нем вагоны трех классов: сидячий, мягкий спальный (аналог нашего купе) и жесткий спальный (там шесть мест, включая третьи полки). Возле каждой полки есть подача кислорода. Поезд очень чистый, везде ковры. Двери между вагонами всегда открыты и можно ходить, все герметично и очень тихо.
И вот мы приезжаем в Лхасу. Данные о численности населения города разнятся: гид нам назвал цифру в 600 тысяч жителей, а справочниках – более 850 тысяч.
Вокзал здесь огромный! Своими очертаниями снаружи он повторяет главную достопримечательность Лхасы – Дворец Потала, который нам еще предстоит увидеть. Снова, как и на входе в поезд, проверяют наше разрешение и сканируют паспорта. Мы высадились словно на другую планету. Все интересно!
Ван пишет: «Гид вас встретил?» Пригляделись: стоит тибетец с названием туркомпании. Я обняла его от переполнявших меня чувств. Достойно выдержав эмоциональный натиск мадам, он повесил нам на шеи белые шелковые хадаки – тибетские шарфы – в знак почтения и гостеприимства. Погрузились в микроавтобус, и по великолепному шоссе отправились в свой отель.
Открывающийся город произвел самое благостное впечатление: на фоне гор высятся еще не заселенные кварталы новостроек, замечательный мост через реку Лхаса – издалека видно, что на реке устроили мини-плотину, небольшой перепад высот, через который переливается вода. А на возвышениях, напоминающих опоры моста, золотые фигуры яков.
Позже мы видели, что выше по течению на постаментах в реке, напоминающих опоры моста, красуются еще и золотые орлы и олени.
Столица Тибета
Тем временем Ван написал, что обещанный нам русскоязычный гид Яша попал в аварию. Поэтому будет другой гид – только с английским языком. К счастью, половина группы этот язык понимала. А если бы нет?
Нас разместили в отличном отеле в центре города. Предупредили, что нельзя фотографировать полицейских и военных, которые стоят тройками через каждые 200 метров, широко расставив ноги и с руками за спиной. В Сети пишут, что в Лхасе драконовские меры безопасности в отношении иностранцев – на все требуется официальное разрешение.
Сообщаю: в реальности все намного спокойнее – нам ни разу не пришлось ничего предъявлять, за исключением билетных касс в монастыри. Гуляли мы тоже совершенно свободно, без гида. И это было здорово…
Город в том виде, какой он сейчас, строился больше 30 лет. За это время были снесены трущобы в центре и вокруг Дворца Потала. На их месте возведены дома в тибетском стиле – белые, с черными окантовками вокруг окон (чтобы отпугивать злых духов), закрытые решетками – для безопасности детей, с богато украшенным цветными флажками входом. Так была воссоздана древняя улица Баргхор и торговые кварталы.
Времена секретных агентов прошли
Многие жалуются, что настоящего Тибета уже нет, а создан туристический аттракцион. Ну, конечно, это не та Лхаса второй половины XIX века, в которую так и не попал наш путешественник Николай Пржевальский со своим отрядом. И которую тайно под страхом смерти на рубеже XIX-XX веков фотографировал секретный агент Российской империи Гомбожаб Цыбиков (реальная, потрясающая история!). Кстати, его фотокамера была замаскирована в молитвенном барабане. А вообще, в те времена для иностранцев любое проникновение в Тибет категорически запрещалось и каралось.
Но сегодня это – замечательное место, сочетающее в себе национальную самобытность, традиции и хорошо работающую туристическую индустрию. Только так и стало возможным побывать здесь и прикоснуться к культуре тибетского народа.
Хотя присутствие Китая ощущается везде – в преобладании китайских иероглифов над тибетскими. На склоне горы крупно выведено по-китайски, не по-тибетски, «Славься, Тибет, моя родина».
Местное население занято в сфере обслуживания, торговле, такси, в сельском хозяйстве. По городу ездит общественный транспорт – автобусы. Оплата производится при входе с помощью системы WeChat или нужно просто положить один юань в пластиковый короб возле водителя.
За все время пребывания никто так и не потребовал у нас предъявить пермит. Он находился у гида, и по этому документу приобретались для нас билеты в монастыри.
Яркие штрихи шумных улиц
О нашем коротком пятидневном пребывании в Лхасе можно рассказывать долго. Закрыв глаза, ты снова и снова перелистываешь страницы впечатлений, вглядываешься в фотографии, читаешь, смотришь видео… А можно просто перечислить те места, где мы побывали.
Все это буйство красок тибетской столицы с ее разноцветными лавочками и фейерверком сувениров. Торговки с ласковыми голосами, навязчиво предлагающие купить бусики и браслеты. Паломники в молитвенных простираниях в ритуальном обходе, Коре, вокруг Дворца Потала и по улице Баргхор. Спокойные лица пожилых людей в общественном транспорте. Мальчишки, азартно играющие картонками сигаретных пачек. Крошечные кафе, где можно вкусно поесть, но нельзя выпить чаю или кофе. Старые торговцы фруктами…
Все это не только визуальный восторг, масса открытий и великолепнейший отдых, но и повод понаблюдать и подумать.
Монастыри и не только
Мы побывали в самом Дворце Потала – древнейшем в Лхасе, резиденции Далай-лам. Ни один дворец мира не расположен так высоко. Его величественные здания построены в VII веке прямо на склоне горы и окрашены в белые и красные цвета. Во дворце девять этажей и две тысячи комнат, сложная планировка залов, большое количество разноуровневых галерей с извилистыми переходами. Запах старинного дерева, которым обшиты внутренние покои. Помещения освещаются при помощи масляных ламп.
Мы побывали так же в сердце Лхасы – монастыре Джоканг (переводится как Дом Будды). По легенде, глубоко под землей Тибета лежит закованная злая Демоница, которая мешала распространению буддизма в этой стране. И чтобы она не выбралась наружу, построили 13 монастырей, которые должны ее сдерживать. По три храма на каждую из ее конечностей и один, самый главный, вонзился в самое ее сердце.
И этот монастырь Джоканг расположен не только на сердце Демоницы, но и в центре всего Тибета. Фотографировать внутри храма запрещено, но мне удалось сделать несколько кадров. Вокруг Джоканга с утра до вечера ходят сотни, а может и тысячи тибетцев, крутят свои молитвенные барабаны, перебирают четки и молятся. Паломники совершают кору, а туристы бродят по улице Баргхор в поисках сувениров.
Съездили мы и на священное озеро Яндрок Цо, куда ведет горный серпантин. А с высоты можно полюбоваться великолепными видами. Там мы привязали тибетские молитвенные флажки и прочувствовали этот торжественный момент. Будем надеяться, что вселенная услышит наши горячие пожелания мира во всем мире.
Кроме монастырей, побывали мы в весьма скромном зоопарке Лхасы и в астрономической обсерватории недалеко от города на высоте 4300 метров. Это самый высоко расположенный в мире объект наблюдения за звездами.
А в последний день посетили Национальный музей Тибета. Там поразила идеологическая направленность экспозиции о «глубокой, как море, доброте Коммунистической партии Китая»…
Возвращение группы прошло без происшествий. Из международного аэропорта Дасин в Пекине мы вернулись в Иркутский международный аэропорт. Контраст разителен.
…Прошло уже более месяца после нашей поездки. Но Тибет – не такое это место, которое просто так отпускает побывавших там…
- Число просмотров: 105