Архив журнала «Капиталист»
Регион
Перспективы намечены
Время ивестиций в проекты региона
Об экономических перспективах любого субъекта РФ можно судить, в том числе, и по планам и проектам, которые выносятся на массовую аудиторию – для обсуждения, приглашения инвесторов. Или же они уже в процессе реализации, потому как вошли в программы федерального финансирования. В последнее время таких проектов по Иркутской области было озвучено немало – расскажем об основных.
Перспективы нашего региона определяются, в первую очередь, его значительным промышленным потенциалом. Который и является базовой особенностью восточносибирской экономики в сравнении со многими другими российскими территориями.
К примеру, треть регионального валового продукта – это добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства. Производство целлюлозы, переработка нефти, добыча золота, лесные ресурсы, цветная металлургия и энергетика – основные отрасли иркутской экономики. Именно они влияют и на состояние и развитие других хозяйственных секторов.
В июле в Москве завершилась масштабная выставка-форум «Россия», более полугода работавшая на ВДНХ. Одним из серии мероприятий, посвященных региональному развитию, стала пленарная сессия «Пространство будущего: Ангаро-Енисейский макрорегион». Среди участников – представители федеральных министерств, полпред президента в СФО, депутаты Госдумы и сенаторы РФ, губернаторы сибирских областей.
На этой сессии глава Иркутской области Игорь Кобзев в лучших красках презентовал наш регион и рассказал об основных инвестиционных проектах.
Десять крупных инвестпроектов были представлены на стенде Иркутской области и в июне на площадке Петербургского международного экономического форума.
Напомним эти основные точки роста – настоящего и будущего, которые продвигались в Москве и Петербурге для привлечения в регион новых инвестиций.
На первом месте по золоту
В Иркутской области сосредоточен 31% от всех разведанных запасов золота в России – первое место в стране по объемам этого драгоценного металла. Однако по его добыче регион не на первом месте – пока в первой пятерке.
Для дальнейшего развития сферы золотодобычи сейчас реализуется ряд проектов. В их числе строительство горно-обогатительного комбината на новом месторождении «Светловское», а также разработка и освоение золоторудного месторождения «Сухой Лог» -- крупнейшего в мире. Запасы золота там оцениваются в 1,24 тыс. тонн.
Стоит добавить, что сейчас в регионе в год в среднем добывают немногим более 20 тонн золота. К примеру, в прошлом году только в Бодайбинском районе было извлечено 21,66 тонн этого металла. А как сообщили «Капиталисту» представители отрасли, до взрывного роста объемов добычи осталось около трех лет, когда в Сухом Логе запустят первую очередь золотоизвлекательной фабрики.
Кроме золоторудных месторождений, в регионе расположены 46 месторождений углеводородного сырья. Добыча сырой нефти и природного газа занимает 20% в структуре валового регионального продукта.
Здесь центральными отраслевыми проектами можно назвать строительство в Усть-Кутском районе газоперерабатывающего завода и завода полимеров Иркутской нефтяной компании. Эти крупные производства, как сообщили нашему журналу специалисты, работающие на данных площадках, уже в высокой степени готовности к запуску.
Полномасштабное освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения идет в Жигаловском районе. Это стратегически важный государственный проект, поскольку запасы месторождения являются ресурсной базой для газопровода «Сила Сибири» и Амурского газоперерабатывающего завода. Реализует его компания «Газпром».
Заметим, что перечисленные выше инвестпроекты – не просто освоение природных ресурсов, но и развитие территорий, и создание современной инфраструктуры – производственной и социальной.
И машины строим, тяжелые
Еще одной из перспективных и развивающихся отраслей в области является машиностроение. За последние пять лет его доля в валовом региональном продукте выросла в 1,2 раза, объем отгруженной продукции увеличился в полтора раза. Большая часть реализуемых в машиностроении средних и крупных проектов – это импортозамещение.
Один из ярких представителей отрасли в регионе – Иркутский завод тяжелого машиностроения. Как отмечают на ИЗТМ, практически 80% иностранных конкурентов ушли с российского рынка. И завод загружен заказами на два года вперед.
В настоящее время ИЗТМ продолжает выпускать драги – плавучие горно-обогатительные комплексы, а также оборудование для цветной и черной металлургии, транспортного комплекса, коксохимического производства. К тому же, это единственный в России производитель специализированной продукции, такой, к примеру, как волочильные станы.
Будет 100 площадок
Кроме крупных федерального уровня проектов, связанных с добычей полезных ископаемых и машиностроением, в Иркутской области уже реализуется, а также и планируется ряд инвестпроектов в других сегментах региональной экономики. Среди основных целей этой деятельности – дальнейшее привлечение в Приангарье новых инвестиций и социально-экономическое и инфраструктурное развитие территории.
К примеру, на повестке дня стоит создание так называемых индустриальных парков. О необходимости развития этого направления в своем послании говорил Владимир Путин. Президент страны поручил создать на территории России до 2030 года не менее ста площадок для индустриальных парков.
Что такое индустриальный парк? Это специальные территории для организации и размещения новых производств. Там есть все условия для этого – земельные участки промышленного назначения, производственные помещения и готовая инженерная и транспортная инфраструктура.
Для резидентов таких промышленных площадок на региональном уровне введены налоговые льготы – пониженные ставки по налогу на прибыль (13,5%) и по упрощенной системе налогообложения (ставка на доходы – 1%, на доходы минус расходы – 5%), а также отсутствуют платежи по налогу на имущество.
Мегет. Контуры очерчены
Первым индустриальным парком в Иркутской области, включенным в реестр Минпромторга РФ, стал Братский индустриальный парк, созданный на базе бывшего центрального ремонтно-механического завода (ЦРМЗ). Произошло это в апреле этого года. Его управляющая компания подтвердила соответствие всем федеральным требованиям к данной форме организации производства. А значит, резиденты Братского индустриального парка смогут теперь получать дополнительные меры поддержки, в том числе налоговые льготы.
В данное время губернатор области поручил создать еще два индустриальных парка – в Шелеховском и Ангарском районах.
-- В нашем регионе я вижу две перспективные площадки: в Мегете и Чистых Ключах. Создание парков на этих площадках позволит решить вопросы импортозамещения и технологического развития региона. Размещение их на основных автомобильных и железнодорожных магистралях будет способствовать наращиванию товарообмена с другими регионами Российской Федерации и развитию экспортного потенциала производителей Иркутской области, -- уточнил Игорь Кобзев.
В поселке Мегете планируется создание транспортно-логистического центра, состоящего из контейнерно-контрейлерных терминалов и складского комплекса класса А, мультитемпературного склада и объектов light-industy (современные производственно-складские помещения небольшой площади). Вероятно, это место будет интересно федеральному контейнерному оператору «Транс Синергия», который не так давно подписал с регионом соглашение о сотрудничестве по вопросу создания и развития транспортно-логистической инфраструктуры.
Среди уже заинтересовавшихся будущим промпарком в данной локации компания, организующая в Иркутской области совместное российско-китайское предприятие по производству электротранспорта. Также интерес размещению на данной площадке проявил один из крупнейших российских маркетплейсов Ozon.
По оценкам экспертов, создание индустриального парка в Мегете позволит привлечь более 15 млрд рублей инвестиций и создать на площадке не менее 500 рабочих мест.
Чистые Ключи. Чистое поле
А в Чистых Ключах организовать индустриальный парк планируют на месте бывшей воинской части, где до 2011 года дислоцировалась 232-я реактивная артиллерийская бригада. Территория там немалая – 173 гектара, из которых под промышленную деятельность в одном из предпроектных сценариев отводилась площадь 32,7 га. Рядом федеральная трасса «Байкал» с большой интенсивностью движения автотранспорта – до трех тысяч автомобилей в сутки.
Правда, о каких-то конкретных проектах использования этого места информации практически нет. Различные варианты предлагаются уже более десяти лет: под нужды и задачи транзитного транспорта, оптовой торговли, спорта. И под строительство непосредственно индустриального парка. До этого года никаких решений так и не было принято.
На сегодня известно только то, что освоение этого земельного участка предполагается в формате индустриального промышленно-логистического парка. И в перспективе в Чистых Ключах могут разместить несколько логистических центров, в том числе под потребности местных производителей. У предпринимателей есть большой запрос на современные логистические парки, утверждают представители КРИО.
В апреле в своем послании Заксобранию региона губернатор отметил две эти территории – Мегет и Чистые Ключи – и поручил минэкономразвития Иркутской области во взаимодействии с КРИО обеспечить разработку концепций этих парков, а также определить источники и объемы финансирования необходимых инфраструктурных решений с учетом механизмов, предусматривающих федеральное финансирование.
Будем надеяться, что дело сдвинется.
Список инвесторов продолжает расширяться
Далее перечислим ряд планов и проектов с восточносибирской пропиской, соглашения по которым были подписаны в июне на Петербургском международном экономическом форуме.
* Модернизация Братского целлюлозно-картонного комбината, где будет реконструирован лиственный поток и модернизирован картонный поток. Инвестиционное соглашение об этом подписано с Группой «Илим».
* Транспортная группа FESCO – одна из крупнейших в России в сфере морских, железнодорожных и автомобильных перевозок – намерена принять участие в развитии региональной транспортно-логистической инфраструктуры. Планируется проработать вопрос создания портово-логистического кластера в Усть-Куте для централизации доставки топлива в рамках северного завоза.
* Рособоронэкспорт продолжит развивать научно-технический и производственный потенциал региональных предприятий оборонно-промышленного комплекса. Среди задач – увеличение объемов экспорта продукции военного, специального, гражданского и двойного назначения в ходе военно-технического сотрудничества России с другими странами.
* Сразу несколько соглашений направлено на реализацию инвестпроекта нового туристического кластера «Байкальская слобода», который будет создаваться в рамках всероссийского проекта «Пять морей и озеро Байкал». Они предусматривают строительство апарт-отеля и другой инфраструктуры на этой территории (более подробно -- «Новый стимул для туризма», «Капиталист», №01 (127), апрель 2024).
И это далеко не весь список инвестиционных соглашений с регионом…
- Число просмотров: 90