Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

ВЭД

Степной путь для новых караванов

Формирование торгового коридора на юг продолжается

Разворачиваться всей своей махиной на восток вследствие известной геополитической ситуации наша страна начала недавно. Параллельно расширяя имеющиеся и планируя новые транспортные направления. Цель: выход на международные маршруты сотрудничества, которые для нас теперь в большей степени находятся на Дальнем Востоке и в юго-восточных и центральных азиатских регионах.

Насколько сложно осуществить такой разворот? Поскольку целые десятилетия российская экономика была ориентирована абсолютно в другую сторону, то, наверное, нынешний процесс можно сравнить с прорубанием новых «петровских окон». Правда, уже не в Европу.

 

 

Итак, какие направления рассматриваются как приоритетные? Во-первых, это, конечно, Приморье с его морскими портами и выходом почти прямо в океан. А поэтому здесь одной из основ дальнейшего развития трафика называют модернизацию Байкало-Амурской магистрали и Транссиба.

Вновь на пересечении торговых путей

Далее. В этом же направлении – через Сибирь и Дальний Восток до Тихого океана – будут проложены скоростные автомобильные магистрали. Об этом президент РФ Владимир Путин заявил в ходе пленарного заседания ВЭФ в сентябре во Владивостоке.

 

«Совсем недавно мы открыли участок скоростной автомобильной дороги от Москвы до Арзамаса. К концу текущего года трасса дойдет до Казани, а затем до Екатеринбурга и Тюмени. Хочу сегодня сказать, что мы, безусловно, продолжим этот масштабный проект: скоростные автомобильные магистрали пройдут через Сибирь, Дальний Восток – до Тихого океана», - пообещал президент.

 

Но не только до Тихого океана… Ранее, в начале года, в ходе оглашения послания Федеральному собранию Владимир Путин также говорил о перспективах строящейся сейчас скоростной магистрали Москва – Казань. И вдруг он сообщил, что эту трассу решено продлить до Иркутска, а впоследствии и до границы с Монголией и Китаем.

 

А вот это уже для нашего региона ценная новость. Поэтому – очевидный спойлер: Иркутская область, как и в прошлые века, вновь на пересечении основных торговых путей. Или по-современному – транспортно-логистических коридоров. А это дополнительные и значимые перспективы.

Через всю страну – насквозь

Идем к следующим проектам. На повестке формирование еще одного коридора – Центрально-Евразийского транспортного, который намечается через Монголию и Западный Китай. Очевидно, что он может пройти через Красноярский край, Тыву, затем – западную часть Монголии и на китайский Урумчи. По этому проекту президент дал поручение правительству представить варианты до 15 февраля 2024 года.

 

К вышеперечисленному можно добавить еще факты.

 

В рамках давно назревшей модернизации Транссиба и БАМа, которая началась еще в 2013 году, сейчас расширены «узкие» места магистралей, где поезда были вынуждены двигаться медленнее. И РЖД запустили составы по новому двухпутному участку БАМа к портам Дальнего Востока. Этот участок расположен западнее Байкальского хребта в Иркутской области и проходит вдоль реки Киренги, правого притока Лены. Пропускная способность там повышается с 20 до 53 пар поездов в сутки, то есть в 2,5 раза.

 

Кроме того, идет наращивание возможностей Северного морского пути. Частные инвесторы инициировали строительство Тихоокеанской железной дороги. А на берегах Охотского моря будет создан новый порт. Это позволит использовать ресурсы Якутии и Хабаровского края, а в будущем напрямую выйти на рынки стран АТР.

 

Тут можно сформулировать основную задачу на ближайшие годы – создание единого транспортного коридора через всю страну насквозь – от Санкт-Петербурга до Владивостока. Задача глобальная и выполнимая.

Короче – значит, выгоднее

Но далее мы более подробно остановимся на одном из ответвлений формирующегося коридора – на направлении от Иркутска через Монголию на Китай. 

 

Иркутск – Кяхта – Улан-Батор – Эрлянь. Это перспективный для международной торговли и весьма удобный по географии для иркутского бизнеса логистический коридор. До основных китайских мегаполисов, представляющих мировую фабрику по производству «вообще всего», здесь на более чем тысячу километров короче – в сравнении с активно используемым последнюю четверть века транзитным коридором через Маньчжурию.

 

Правда, формируется он уже более десяти лет… Да, не слишком быстро.

 

Те, кому доводилось еще несколько лет назад прокатиться из столицы Восточной Сибири через Монголию и до границы с Китаем, помнят эту трассу.

 

На нашей стороне – до Кяхты – 670 км вполне хорошего асфальта. Далее – до Улан-Батора – тоже асфальт, но сильно видавший виды, еще с советских времен. А после монгольской столицы на юг, где степь начинает переходить в пустыню Гоби, еще не так давно существовали просто накатанные колеи.

Асфальт через пустыню

Однако по этому направлению – с юго-востока, через Эрлянь на Улан-Батор – идет основной грузовой поток из Китая. И в начале 2010-х совместными монголо-китайскими строительными и административными усилиями дорожную проблему удалось ликвидировать. В результате масштабных работ накатанная песчаная колея через пустыню Гоби на многих участках уступила место асфальтовому покрытию.

 

В 2013 году трассу запустили полностью и назвали «Степной путь». И хотя две полосы – все же узковато для такой магистрали, ввод ее в эксплуатацию серьезно подстегнул формирование по территории Монголии нового экономического коридора.

  

Кстати, «Степной путь» на встрече руководителей России, Китая и Монголии официально назван ответвлением Экономического пояса Шелкового пути – грандиозного трансконтинентального проекта, который сейчас реализуется в КНР.

 

Вместе с новой трассой в середине 2010-х в несколько раз увеличилась и пропускная способность монгольского таможенного пункта Замын-Ууд. А ведь раньше груженые автокараваны из Пекина простаивали здесь в очереди и по десять суток. В общем, процесс пошел.

Купцы дорогу знали

Первый раз репортерская группа «Капиталиста», решив лично посмотреть, как развивается этот путь, оказалась в его начале – на юго-восточной границе Монголии и Китая, на погранпереходе Замын-Ууд – Эрлянь, еще в 2012 году.

 

Тогда там как раз начиналась реализация одной из ветвей грандиозного китайского проекта «Один пояс, один путь»: кипела работа по организации свободной экономической зоны, отстраивались небоскребами широкие проспекты Эрляня. А мэр этого пока еще небольшого города, узнав, что приехали иркутяне, предложил нам открыть в его городе свой офис. Бесплатно. Так ему хотелось заполучить прямой контакт с сибиряками.

 

Да, тогда мало кто из наших знал, что этот путь из Иркутска через Улан-Батор и Эрлянь – самая короткая дорога до Пекина и центральных районов этой страны. И именно она – тот знаменитый Великий чайный путь, по которому российские торговые караваны курсировали с конца XVII века. Не просто так ведь сибирские купцы протоптали эту тропу, в итоге став миллионерами.

 

Далее в течение следующих лет наш журнал не раз публиковал репортажи, как этот торговый коридор через Монголию формируется и расширяется.

С прицелом на российский бизнес

 

Итак, приграничный китайский город Эрлянь, от которого для Пекина всего 700 километров, - это южные ворота нового экономического коридора. Город, как и свободная экономическая зона возле него, разросся посреди пустыни Гоби в одной из крупнейших провинций Китая – в Автономном районе Внутренняя Монголия (АРВМ).

 

А на севере Монголии, на выходе в нашу страну, новый торговый коридор проходит через городок Алтанбулаг. Здесь у самой границы с Россией построили свободную зону «Алтанбулаг», в которой для иностранного бизнеса действует особый льготный беспошлинный режим работы. Проект монголы позиционируют как один из самых значимых для сегодняшнего развития сотрудничества с нашей страной.

 

Сегодня СЗ «Алтанбулаг» -- закрытый городок, расположившийся на 500 гектарах вдоль границы с Россией в непосредственной близости от контрольно-пропускного пункта «Кяхта – Алтанбулаг».

 

В этой приграничной степи проведен на самом деле огромный объем работ: построены городские коммуникации, сети водоснабжения и водоотведения, ЛЭП с двумя подстанциями. Размечены участки. Возле самых ворот в зону – на первой линии – сделана планировка: забетонированы площадки под автостоянку, под складские и выставочные помещения, проложены дороги и тротуары. Уже работают первые магазинчики.

 

Но за более чем десять лет российский бизнес, на который и рассчитывали монголы, не проявил особого интереса к свободной зоне «Алтанбулаг».

 

Единственный российский арендатор там – известный читателям «Капиталиста» Александр Сидоров, бессменный – уже более 20 лет – организатор улан-баторской бизнес-выставки «Ворота в Азию». Давненько застолбив место в зоне, он по-прежнему надеется, что предприниматели из России разглядят наконец-то перспективы этого направления.

Разобраться на месте

Но вернемся в день сегодняшний. Пару недель назад наш журнал вновь отправился в Монголию – посмотреть, как идут дела в свободной зоне в новых геополитических условиях.

 

А там – прогресс, какого еще не было: в монгольскую свободную зону «Алтанбулаг» с рабочим визитом приехал Роман Чекушов, директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга России.

 

В последние годы товарооборот с Монголией у нас поступательно растет, развиваются различные бизнес-проекты. Использование свободной зоны «Алтанбулаг», скажем так, по прямому назначению – нередкая тема обсуждений на разных форумах и заседаниях российско-монгольской межправкомиссии. Все понимают, что пройдет немного времени, и через этот переход пойдет основной поток товаров на Россию.

 

Но… Монгольские чиновники в частных беседах с нашим журналом не понимают, почему бизнес из России до сих пор не воспользовался всеми преференциями, которые для него подготовлены в свободной зоне… Хотя ответ на поверхности.

 

Сегодня товарооборот по основным позициям идет традиционно и без использования такого инструмента, каким являются приграничные свободные зоны. А чтобы они пригодились в перспективе – нужны серьезные инвесторы, а не энтузиасты-частники.

 

Собственно чтобы приглядеться на месте и оценить перспективы, из Москвы в Алтанбулаг и прибыл Роман Чекушов. Кстати, вместе с ним зону посетили руководитель торгпредставительства России в Монголии Максим Васильев и глава Бурятии Алексей Цыденов.

В ожидании поддержки с севера

Перед самой встречей с российскими гостями губернатор СЗ «Алтанбулаг» Ч.Уламбаяр пообщался с нашим журналом. По его словам, сегодня в свободной зоне зарегистрированы 55 компаний, из которых только по одной из Китая и России. Остальные – монгольские. Активно свою деятельность проявляют лишь 12 из них, что конечно же недостаточно, чтобы говорить о том, что в зоне кипит деятельность.

 

 -- Какие российские компании вы хотели бы здесь видеть? – спросили мы руководителя свободной зоны.

 

-- Компании, которые сейчас здесь работают, -- это в основном продовольственная розница. Мы бы хотели, чтобы в зону заходили производственные предприятия, строительные, в том числе производство стройматериалов. Для таких компаний у нас хорошие налоговые льготы. Интересны компании, что занимаются транспортом и логистикой – для них тут и место удобное, и площади просторные.

 

-- Что вы ожидаете от сегодняшнего визита россиян?

 

-- У нас еще много нерешенных вопросов. Например, существуют еще барьеры для реализации особого режима в зоне. Первый из них – необходимо открыть прямой переход, который соединит зону «Алтанбулаг» с Кяхтой. Нужно создавать совместный логистический центр. И монгольские, и российские предприниматели интересуются деятельностью в свободной зоне – нам надо совместными усилиями переходить в практическую плоскость. Я надеюсь, что россияне поддержат деятельность первой монгольской свободной зоны «Алтанбулаг» и в вопросе инвестиций, и в вопросе усиления нашего экономического сотрудничества.

Проекты у госграницы

А затем был деловой разговор и обмен мнениями с российской делегацией. Например, по ситуации с упрощением перехода через границу. Тут, как известно, с 1 октября на полную мощность заработал грузовой терминал, как первая часть погранперехода «Алтанбулаг». А часть пассажирского транспортного терминала введут в эксплуатацию в течение года.

 

Алексей Цыденов заметил, что также есть необходимость перевести грузовой терминал на круглосуточную работу. Этот вопрос будут ставить на ближайшей межправкомиссии.

 

По словам главы Бурятии, на российской стороне сейчас реализуются два проекта – транспортно-логистический терминал в Кяхте и подобный проект в районе Наушек. Поэтому одной из перспективных идей может стать создание в свободной зоне «Алтанбулаг» перегрузочного комплекса со складскими помещениями.

 

Дело в том, что весовые нормы на дорогах Китая и Монголии отличаются от российских. Уже сейчас есть запросы на перегрузку на границе идущего в Россию автотранспорта. И далее эта потребность будет только расти.

Интерес есть, специалисты подключатся

-- Свободная зона примыкает к государственной границе и позволяет проходить все процедуры административные и таможенные максимально быстро. Необходимо использовать эти возможности, которые, прежде всего, заключаются в преференциальном режиме: отсутствие НДС при вывозе товаров за пределы Монголии, ввозных и таможенных пошлин, вывозных таможенных пошлин. Алтанбулаг интересен нам с точки зрения транспортно-логистической. Здесь целесообразно рассмотреть возможность строительства складских помещений для накопления продукции, как для дальнейшего экспорта, та и для ввоза продукции на территорию России, -- поделился мнением Роман Чекушов.

 

По словам директора департамента Минпромторга РФ, развитию транспортно-логистических коридоров – практически новых путей для поставки продукции на экспорт – сегодня уделяется большое внимание. Да и по импорту приоритетной продукции для нашей страны – также.

 

Кроме того, отдельное внимание Минпромторг РФ уделяет кооперации и созданию таких производств, которые могли бы обеспечивать обмен технологиями и совместное производство, в первую очередь, комплектующих, запчастей и сборку горного оборудования.

 

-- В этой связи, конечно, нужно далее обсуждать возможности СЗ «Аттанбулаг» и как потенциального транспортно-логистического центра для кратного увеличения объемов торговли, и как некой точки для возможного размещения промышленных предприятий, -- уверен Роман Чекушов.

 

И если в первой части, касающейся транспортной составляющей и развития логистики, в Минпромторге абсолютно точно понимают, что есть необходимость координировать эту работу и договариваться о следующих этапах взаимодействия. То в части промышленно-кооперационных предприятий на территории зоны, в первую очередь, надо разговаривать с бизнесом, выявлять его интерес. И уже после этого к процессу готовы подключаться специалисты министерства.

 

Далее встреча в СЗ «Алтанбулаг» продолжилась осмотром имеющихся в ней объектов – уже действующих и только строящихся.

Стройка не останавливается

А это – основные моменты, иллюстрирующие данный этап формирования торгового коридора через Монголию, о котором «Капиталист» ведет речь.

 

Пограничный пункт Кяхта – Алтанбулаг сейчас увеличивает свою пропускную способность. С нашей стороны его модернизация полностью закончена. С монгольской – расширение и реконструкция заканчиваются: в настоящее время строительство четырехполосной дороги протяженностью 1,7 км с разделительной полосой и автостоянки близятся к завершению.

 

Эти мероприятия позволят в три раза увеличить количество пассажиров, пересекающих границу за сутки, а количество грузового и пассажирского автотранспорта – в четыре раза.

 

По всей монгольской трассе на данное время информация такая. О завершении предварительного технико-экономического обоснования проекта строительства автомагистрали Алтанбулаг – Замын-Ууд, которая соединяет три страны, премьер-министр Монголии Л.Оюун-Эрдэнэ объявил ровно год назад – в ноябре 2022-го.

 

На сегодня отрезок от Алтабулага до Дархана (крупный город в 120 км на юг) – дорога по-прежнему старая, с советских времен. Но тендер на ее реконструкцию в Монголии уже объявлен и скоро определятся подрядчики.

 

От Дархана до Улан-Батора – на этом участке (220 км) реконструкция дорожного полотна завершена буквально недавно, там новенький асфальт. К югу от Улан-Батора вовсю работает дорожная строительная техника. Согласно озвученным планам, в течение двух лет трасса до приграничного городка Замын-Ууда будет реконструирована полностью.

 

А в целом, как недавно сообщил премьер-министр Монголии Л.Оюун-Эрдэнэ, свободная зона «Алтанбулаг» будет соединена с крупнейшим железнодорожным погранпереходом на границе с Китаем, в Замын-Ууде, автотрассой и железной дорогой. «Это поможет в реализации цели правительства по превращению Монголии в транзитную страну, соединяющую Китай и Россию», - это утверждение монгольского премьера приводит МОНЦАМЭ.

 

Нам остается лишь быть готовыми к будущему потоку, ведь за Алтанбулагом далее – на российской территории – на новом экономическом пути первыми стоят Улан-Удэ и Иркутск…

 

Василий Потемкин


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 3 (126) Декабрь 2023 - Январь 2024 2023 года


  • Число просмотров: 220

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть