Архив журнала «Капиталист»
Бренды
Хорошая ниша пустует недолго
Тех, кто ушел, импортозаместили без вариантов
Замещения, переоткрытия и ребрендинг – такие процессы в последнее время происходят в разных сферах российского ретейла. После слегка напугавшего истых шопоголиков массового исхода транснациональных компаний, который случился в прошлом году, ситуация достаточно быстро выровнялась. А вот примет ли сейчас наш рынок обратно так называемые блуждающие компании – тех, кто и хочет вернуться, и чего-то выжидает? Ответ: сомнительно.
По информации, озвученной на недавнем прошедшем Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), многие освобожденные западными компаниями ниши на рынке сейчас уже заняты российскими предпринимателями. Только за прошлый год ими подано около 90 тыс. заявок на регистрацию собственных товарных знаков: это одежда, обувь, программное обеспечение, бытовая химия, парфюмерия и т.п.
Мы никого не выгоняли
Вообще, замещение транснациональных корпораций, которые ушли с российского рынка, стало мощным стимулом для российского бизнеса, отмечалось на ПМЭФ. А президент страны, также выступая на форуме, напомнил, что «мы никого не выгоняли с нашего рынка», отметив, что у каждого из зарубежных партнеров была возможность продумать свои решения.
Президент также рассказал, что под многими иностранными брендами уже давно продается продукция, которая полностью производится на российских мощностях, и, по сути, это российские товары – только с зарубежными логотипами. «Так что их выпуск с уходом владельцев торговых марок не прекратится – только логотип поменяется», -- заключил он.
«Капиталист» решил в этом ключе посмотреть, что там сейчас происходит с ушедшими/замещенными брендами. И прогуливаясь по торговым центрам Иркутска, мы ожидали картины гораздо худшей, чем есть на самом деле.
Конечно, непривычно видеть на месте Zara российскую Zarina, которая не является аналогом или заменителем, грустно становится без корнера H&M. И очевиден тотальный захват торговых площадей российским брендом Gloria Jeans, который воспользовался моментом, чтобы занять теплые, насиженные «иностранцами» места.
Дефицита нет. Найти можно все
Несколько иная ситуация в премиальном сегменте: кто-то из мультибрендовых бутиков продолжает продавать качественную европейскую одежду и обувь из складских запасов, устраивая распродажи. Другие продолжают приглашать покупателей, делясь большим секретом, что поменяли каналы логистики и имеют, как и прежде, европейские премиальные бренды в наличии.
Дефицита нет. Найти можно все, что хочется, пусть и не из последних коллекций, но достойного качества и стиля вне времени.
Серьезнее всего удар пришелся по ароматам и декоративной косметике: здесь совсем другая картина – туалетную воду Dior, Chanel, D&G и прочие известные марки уже не найти. «Лэтуаль» активно создает собственные бренды, маркируя их иностранными названиями и делая акцент на маркетинг.
Пожалуй, это самое страшное для шопоголика в картине санкционного времени: полки парфюмерных бутиков без ключевых всемирно известных ароматов…
С продуктами и алкогольными напитками ситуация достаточно ровная: есть разрешенные товары, в том числе и иностранного производства, по приемлемым ценам. А в продуктах питания достаточно легко нашлись российские аналоги.
Настроения ретейлеров позитивные: все ждут, что «скоро все наладится».
Maag – не ZARA, но тоже хорошо
Как и предполагалось, больше всего шума в России вокруг брендов компании Inditex (ей принадлежат Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Uterqüe и Bershka).
Напомним, в марте 2022-го компания Inditex закрыла свои магазины в России. Спустя несколько месяцев холдинг продал свои активы ливанскому Daher Group, и компания, которая базируется в ОАЭ, вскоре сообщила о подготовке к запуску в РФ новых брендов. Причем в Inditex сообщили, что речь идет вовсе не о ребрендинге: «Группа компаний Daher будет вести бизнес в РФ под своими брендами и с собственными коллекциями, не имеющими ничего общего с Inditex».
Однако клиенты продолжали ошибочно полагать, что вместо Zara будет Maag, и что это одно и тоже – якобы меняется лишь название, а концепция и вещи остаются прежними.
И когда в Москве на Неглинной улице на месте Zara в апреле этого года открылся первый магазин Maag, многие покупатели продолжали настойчиво сравнивать его именно с ушедшим брендом, - пишет «Афиша Daily». Но в управляющей компании Maag поставили точку в сомнениях российских потребителей: «В Maag работает собственная команда дизайнеров, которая разрабатывает женские, мужские и детские коллекции, отражающие последние тенденции моды. Бренд производит свои коллекции по всему миру и сотрудничает только с опытными и профессиональными поставщиками, чтобы гарантировать лучшее качество».
В этом же сообщении пояснили, что только группа компаний Daher определяет, что из себя представляет новый модный международный бренд Maag - «от дизайна и производства коллекций до концепции магазина и способа представления коллекций для наших клиентов».
Так что Maag – это не ZARA, при всей схожести организации процессов продаж. Поэтому не стоит возлагать больших ожиданий.
Белорусы заменили шведов
Примерно та же ситуация произошла и с IKEA. Знаменитый бренд ушел, и теперь на его месте разворачивается белорусский производитель мебели Swed House, который ранее изготавливал товары для IKEA. Сейчас в Swed House продаются аналоги товаров IKEA, произведенные на фабриках в России, Белоруссии, Казахстане и Китае.
Президент Союза торговых центров Булат Шакиров рассказал «Российской газете», что теперь предлагают белорусы (пока только москвичам, но в планах экспансия в регионы).
-- Представлены тысячи наименований товаров, аналогичных тем, что предлагал шведский мебельный гигант. У Swed House большие планы: в ближайшие пару лет компания планирует открыть более 30 магазинов по всей России, -- прокомментировал открытие московского магазина Булат Шакиров.
Первая точка белорусской сети открылась на месте IKEA City, магазина городского формата. Такие точки меньше по размеру, чем привычные масштабные загородные объекты шведской сети, однако жители могут в них заказывать любые крупногабаритные товары.
В дальнейшем у Swed House появятся объекты на несколько тысяч квадратных метров. До конца года белорусская сеть планирует запустить в Москве еще десять магазинов, а в ближайшие годы – несколько десятков по всей стране.
Кстати, белорусская мебель достаточно широко представлена по всей России, есть и в Иркутске – она не формата мебели IKEA, но производства именно Белоруссии, а не Китая и не Турции. Две последние страны в свою очередь как всегда активны, и товаров китайского и турецкого производства на российском рынке более чем достаточно.
Нашим – предпочтение
Когда китайских и турецких товаров на рынке становится слишком много, россияне снова начинают смотреть в сторону отечественных брендов. А их сегодня уже достаточное количество и в демократичном, и в премиальном сегментах.
Рост интереса российских покупателей к отечественным брендам наблюдается с 2022 года, сообщает rg.ru. Об этом заявил замминистра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов на выставке ChemiCos 2023. По его словам, несмотря на западные санкции, доступность иностранных товаров в стране сильно не изменилась. Многие зарубежные компании продолжают работать в России, а товары тех брендов, что ушли, ввозят через параллельный импорт.
Однако, несмотря на это россияне стали чаще отдавать предпочтение товарам, которые сделаны в нашей стране. В некоторых торговых сетях объем товаров российского производства увеличился в два раза.
Сами российские производители также отмечают рост объемов реализации своей продукции, говорит Михаил Иванов. По его словам, у многих оборот увеличился в два раза, а у некоторых даже в 20 раз.
Цифровые палки в колеса
Это был громкий уход: компания Apple приостановила продажу своей продукции, ограничила использование Apple Pay. Удалили ряд российских приложений из App Store (в частности, приложение Сбербанка и других российских банков). Любители «Яблока» столкнулись с проблемой: карта «Мир» Сбербанка не имеет возможности мобильного приложения на iPhone.
Но удивительно, что после официального прекращения поставок Apple в Россию коллапса не случилось. Пару месяцев все наблюдали некоторую турбулентность на полках магазинов, но уже с лета прошлого года ситуация начала стабилизироваться. И сейчас новенькие iPhone, iPad, Mac, AirPods и прочие гаджеты компании доступны в нашей стране как никогда. Более того, наблюдается снижение средней цены.
Хотя… В 2022 году доля смартфонов от китайских производителей на российском рынке достигла уже 65%.
Также повели себя соотечественники «яблочников» из Google: приостановили контекстную рекламу, а также регистрацию новых пользователей в облачных сервисах. Удалили ряд российских приложений из Google Play, в частности на сегодняшний день недоступно приложение Сбербанка.
Однако специалисты заверяют, что в России давно существуют аналоги сервисов Apple Pay и Google Pay. Это такие сервисы, как SberPay и MirPay. Осваиваем наше.
Заблокированные за нарушение законодательства РФ Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, признанной в нашей стране экстремистской организацией) доступны только через vpn и без функций рекламы. И многие пользователи перешли на рекламу в ВК, тестируют возможности «Телеграма».
А депутаты Госдумы призвали заблокировать западные мессенджеры, такие как WhatsApp, а для начала – запретить под угрозой штрафов чиновникам их использовать.
Конкуренции никто не боится
Но нужно отметить, что многие европейские компании хотят продолжать работать с Россией и удовлетворять спрос россиян, а поэтому пытаются не терять контакты. Они по-прежнему поздравляют своих российских коллег с праздниками, присылают приглашения на выставки в Европу.
Ведь известно, что немало иностранных компаний приостановили свою деятельность в нашей стране с расчетом вернуться в удобный момент в будущем. Но свято место пусто не бывает…
И закончим этот обзор опять словами президента России, которые он также произнес в ходе своего выступления на Петербургском экономическом форуме. Владимир Путин сообщил, что все чаще в нашем бизнес-сообществе слышны просьбы не пускать назад так называемее блуждающие иностранные компании.
-- Но если иностранные производители захотят вернуться на наш рынок, то мы двери не закрываем. Конкуренции никто не боится, она – двигатель прогресса. Но особенности поведения некоторых иностранных партнеров учтем на будущее. И во главу угла, конечно, всегда будем ставить интересы нашего отечественного бизнеса, — резюмировал президент страны.
- Число просмотров: 856