Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Малый бизнес

ГДЕ ГОСУДАРСТВО ПОДДЕРЖИТ

ПРИОРИТЕТНЫЕ ОТРАСЛИ С ГАРАНТИЕЙ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 23 сентября
Экономика
САМАЯ ВЫГОДНАЯ ОТРАСЛЬ
Налоги
ЧТО НЕСЕТ РЕФОРМА 2024-2025

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Тон-М

Архив журнала «Капиталист»

Туризм

Внутренний туризм с видом на Байкал

Особенности сезона и мейнстрим

Нынешний сезон в индустрии туризма Иркутской области имеет свои особенности. Но и мейнстрим никуда не делся: по сравнению и пандемийным периодом турпоток не только восстановился, но и продолжает расти. По итогам этого года опять прогнозируется увеличение числа туристов – теперь еще на 12,8%. Каковы же сегодня основные планы и проекты в региональной турсфере? – «Капиталист» подготовил очередной обзор.

Итак, внутренний туризм в России продолжает набирать обороты. С чем это связано? Вот такие причины называют эксперты отрасли: долгосрочный тренд на увеличение популярности поездок по стране, восстановление рынка после снятия ковидных ограничений, реализация программы туристического кешбэка, закрытие авиасообщения с рядом стран, значительный рост цен на туры на зарубежных направлениях.

 

Этот тренд усиливается и благодаря госпрограмме «Развитие туризма», где больше всего акцент сделан именно на внутреннем туризме. И – перспективным задачам нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», где прописано увеличение к 2030 году числа поездок в 2,5 раза — до 140 млн, рост числа рабочих мест в турсфере до 4,7 млн и четырехкратное увеличение объемов частных инвестиций.

 

Предполагается, что активнее всего будут развиваться культурно-познавательный, экотуризм, событийный, пляжный, горнолыжный и санаторно-курортный виды туризма. 

Номерного фонда не хватает

На прошедшей недавно ежегодной туристической выставке-форуме MITT-2023 говорили о том, что прошлый год принес отрасли большие перемены, изменив в том числе условия работы каналов продаж у отельеров и туроператоров. К примеру, уход Booking.com заставил гостиницы искать новые пути продаж и активнее сотрудничать с туроператорами и турагентами.

 

Изменения коснулись даже возраста путешественников. Туристы от 18 до 45 лет сократили свои поездки, и весь прирост бронирований обеспечили россияне от 46 лет и старше. Такой тренд сохраняется и в этом сезоне.

 

Эксперты отрасли справедливо утверждают, что именно внутренний туризм позволил туриндустрии восстановиться: прошлым летом были заполнены российскими отдыхающими не только курорты Краснодарского края, но и на Алтае, и турбазы на Байкале.

 

По данным «Капиталиста», в прошлом году у собственников прибайкальских турбаз даже не хватало номерного фонда. Многие приняли решение о строительстве и ввели в эксплуатацию дополнительные корпуса, кафе, бани и сауны. Поэтому когда мы задавали вопрос: «К чему готовиться туристическому бизнесу этим летом?» ответ был таким: к приему большого потока гостей. И быть готовыми предоставить номера, хороший сервис и интересную программу. 

 

-- Действительно, в 2020-2021 годах было падение, а с прошлого начался рост, -- в интервью нашему журналу соглашается Леонид Захаревич, основатель IT-стартапа – сервиса по аренде туристического жилья «Юни». – Стало заметно меньше иностранных туристов, зато наши ездили чаще, места заполнены. Мы соперничаем с другими регионами, где есть что посмотреть. Но у нас главным преимуществом остается Байкал, хотя есть и много различных территорий, которые также нужно развивать.

Новые проекты в акватории Байкала

 

-- Прогноз общего турпотока в Прибайкалье за летний сезон 2023 года оценивается в 600 тыс. туристов. Жители России и иностранцы посещают Иркутскую область с культурно-познавательными, лечебно-оздоровительными целями, совершают деловые и частные поездки, участвуют в экологических турах. До осени текущего года планируем разработать проекты концепций детского, событийного, гастрономического, круизного и экологического туризма. К приоритетным в нашем регионе также относится и сельский туризм, -- отметила в рамках торжественного открытия турсезона новый руководитель агентства по туризму Иркутской области Евгения Найденова.

 

На одном из круглых столов Евгения Найденова представила приоритетные туристские территории региона, объединенные в кластеры, -- «Южное Прибайкалье», «Байкальский тракт и Листвянка», «Большое Голоустное», «Бугульдейка», «Ольхон и Малое море».

 

По всем этим кластерам сейчас ведутся различные работы – где-то пока проектные, а где-то и вполне себе осязаемые.

 

К примеру, год-два назад региональные власти наконец-то обратили внимание на весьма перспективную в туристическом смысле территорию по Байкальскому тракту в районе архитектурно-этнографического музея «Тальцы». И теперь уже чиновники говорят о том, что «в развитии туризма большая ставка делается на мастер-планирование туркластера «Иркутск-Тальцы» и комплексное развитие территории». 

 

Разработку мастер-плана формируемого кластера общей площадью более 300 га собираются завершить в сентябре этого года. В нем будет предусмотрено строительство гостиничных комплексов с номерным фондом в 3,5 тыс. номеров различной степени звездности (3-4 звезды). Также свои места найдут и кемпинги и глэмпинги с современной инфраструктурой для отдыха.

«Тальцы» -- 300 гектаров туризма

О будущем этой территории рассказал Сергей Суханов, гендиректор корпорации «Туризм.РФ», с которой наш регион заключил соглашение о развитии туркластера «Тальцы».

 

-- Туристический кластер станет уникальным благодаря бережному сохранению зеленого каркаса прибайкальских лесов и наличию рекреационных территорий. В него будут интегрированы основные точки притяжения курорта – четырехметровая набережная с экотропами, яхтенная марина полного цикла с наземным хранением маломерных судов и сервисным обслуживанием, службы проката квадроциклов и снегоходов, ферма разведения аквакультур, а также спортивная, развлекательная инфраструктура для семейного отдыха, – перечислил Сергей Суханов.

 

Стоит сообщить, что кластер «Тальцы» также предусматривает создание комплексной инженерной и дорожной инфраструктуры – при поддержке Минстроя России. Одним из стратегически важных мероприятий по реализации проекта станет проведение 47-километрового коллектора от Иркутска до новой туристической территории.

 

Все объекты будут сдаваться поэтапно. Первых гостей планируется принять уже в 2026 году. И, по прогнозам, вероятный турпоток в этот кластер к 2030 году может составить 850 тыс. человек в год.

Марина – как на мировых курортах

Современная инфраструктура весьма важна для стабильного развития туристических территорий. И именно ее повсеместная нехватка – большая проблема и тот самый ограничитель туристической отрасли нашего региона, -- считает эксперт «Капиталиста» Леонид Захаревич:

 

-- Инфраструктурные проблемы у нас очень медленно решаются, а поток туристов увеличивается. Если будем тянуть с этим, то люди, один раз посмотрев Байкал, в следующий раз уже не вернутся – выберут для поездки другие регионы. Нам необходимо заинтересовывать туристов новыми маршрутами, кроме уже привычных – на Малое море, в Листвянку, на Ольхон. И поэтому будет круто, если проект по Тальцам реализуется. Меня радует, что в Тальцах собираются формировать туристический кластер. Это хороший пример того, что можно создавать, развивать новые точки притяжения.

 

Со своей стороны один из авторов этого материала, как человек, имеющий отношение к яхтенному делу, обращает внимание разработчиков мастер-проекта «Тальцы» на один из его притягательных сегментов.

 

В тему создания марины – специально оборудованной стоянки для яхт, где экипажам предоставляются различные услуги – проектировщикам следует углубиться серьезно и не забыть про обслуживание парусных яхт во время навигации.

 

Современная марина должна иметь заправку водой и топливом, как на мировых курортах. Также важна возможность закупа продуктов для путешествия на яхте, то есть рядом с яхтенной стоянкой необходим супермаркет, где можно взять в больших объемах питьевую воду. Желательно, чтобы в супермаркете готовили продукты для путешественников: могли нарезать слайсами колбасы, сыры, как это делают, например, в Греции, ориентируясь на яхтенных туристов и парусный спорт. Очень в тему будет и расположенное рядом хорошее кафе с возможностью проведения мероприятий.

Чем-то загадочный остров

В списке туристических маршрутов региона – популярных и перспективных – остров Ольхон как раз и является тем мейнстримом, «средним местом». Это общеизвестное место, где не так давно не было даже электричества.

 

Но развитием туризма на острове также решили заняться всерьез. В правительстве региона готовят предложения по формированию концепции развития Ольхонского района и рекомендации законодательной и исполнительной власти по развитию инфраструктуры, поддержке бизнеса, привлечению инвестиций.

 

Вообще, нередко от иркутян приходится слышать вопрос: зачем многие летом едут на этот самый крупный байкальский остров, создавая жуткие пробки на пароме и максимально усиливая нагрузку на эту заповедную территорию?

 

Ведь если рассудить, то материковый берег – напротив самого острова – вообще ничем не отличается. Те же косые степи, тот же Байкал. И очередь на паром не надо занимать с вечера, ночуя при этом в ней же, посреди степи…

 

Но многие жители Иркутской области упорно ставят своей целью на отпуск – съездить на Ольхон. И на вопрос гостей региона: «Чтобы у вас посмотреть интересного?» обязательно ответят: «Поезжайте на Ольхон»…

 

К примеру, только в июне 2022 года на остров переправились 11,2 тыс. туристов, то есть примерно по 400 человек в день! А уже в июле прошлого года Ольхон посетили 16147 туристов (данные приводит ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»).  

 

Эксперты соглашаются: есть в этом притяжении туристов какая-то загадка острова, не понятная прагматикам…

Радуемся мелочам

И тем не менее, что новенькое в плане развития инфраструктуры ждет в этом сезоне туристов и автотуристов на острове? Удобств и комфорта там немного, поэтому можно радоваться даже мелочам.

 

Во-первых, на причале в МРС открыли здание автовокзала, которое было закрыто много лет. В нем теперь действуют благоустроенные туалеты, что весьма полезно для стоящих в очереди на паром десятков людей. На другой стороне пролива – на причальных сооружениях на Ольхоне – также подобрано место установки дополнительного туалета.

 

Кроме того, по информации региональной пресс-службы, прорабатывается вопрос о передаче здания автовокзала в аренду частному инвестору. Задачей арендатора станет создание более комфортных условий для людей, ожидающих паром, -- это открытие кафе, зала ожидания.

 

Теперь о паромах. Были времена, когда через пролив ходил только один. И чтобы вернуться на материк, люди в очереди стояли по десять часов. Но с этой проблемой тут более-менее справились. Последние годы на переправе работают три парома - «Дорожник», «Семен Батагаев» и «Ольхонские ворота».

 

Продолжается строительство островных дорог. В этом году планируют капремонт двух участков: в селе Хужир 1,7 км и от Хужира до села Харанцы длиной пять километров.

 

Кстати, гравий, песок и другие материалы для строительства дорог будут возить с материка через паромную переправу. Места их складирования согласованы с администрацией Прибайкальского национального парка.

 

Поэтому туристам надо иметь в виду: явно многотонные самосвалы со щебнем будут переправляться на остров без очереди. А вместимость действующих паромов совсем небольшая. К примеру, в «Дорожник» за раз входит всего десять легковых авто, и за сутки он делает не более 15 рейсов.

Нераскрытые еще красоты

-- А ведь, кроме Ольхона, в нашем регионе есть и другие притягательные места, -- справедливо утверждает наш эксперт Леонид Захаревич. – В последнее время появилось большое количество мест, где представители турбизнеса сами создают новые туристические объекты. И это также красивые места, где можно отдохнуть. Но российские туристы из той же Москвы или Мурманска об этих местах не знают.

 

По мнению эксперта, многие у нас в стране выучили основные байкальские природные достопримечательности – это такие уже наезженные точки, которые существуют много лет. А о новых направлениях и имеющихся там объектах размещения они просто не знают. Между тем, немало в Иркутской области других мест, достойных внимания и посещения туристами. В том числе, и на стыке двух регионов.

 

-- На границе с Бурятией есть Мамай. Есть Саянская солнечная обсерватория – уникальный тур, где рассказывают, как можно наблюдать за звездами. И все это на фоне величественного пика Мунку-Сардык – потрясающие виды, лес, но туда очень мало людей ездит и мало об этом знает. Таких нераскрытых мест много.

 

То, что Иркутская область в глазах туристов должна ассоциироваться не только с Байкалом, понимают и в администрации региона. О немалом туристическом потенциале и необходимости развития внутреннего туризма в своем послании Заксобранию говорил губернатор. После этого он поручил агентству по туризму до 1 сентября этого года разработать концепции событийного, гастрономического, промышленного, экологического и круизного туризма.

 

Значит, уже скоро мы узнаем, какой на ближайшее будущее видят одну из основных сфер экономики региона – туристическую – в администрации. И какое развитие ей прочат.

 

Анна Лазарчук, Василий Потемкин


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 2 (125) Июль - Август 2023 года


  • Число просмотров: 684

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть