Архив журнала «Капиталист»
Маркетинг
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВСЕ ОРУДИЯ СЛОМАЛИСЬ?
Продвижение – для любого бизнеса это важный инструмент. Но «Как продвигаться, когда все инструменты сломались?» -- под таким названием в Иркутске прошел семинар бизнес-тренера Ии Имшенецкой, известного консультанта в области рекламы и продвижения.
Еще до начала семинара Ия Имшенецкая активно знакомилась с участниками, общалась с ними, вступала в диалог. Интересовалась, какие сферы бизнеса они представляют, как давно на рынке и какие проекты собираются продвигать.
Сразу предложила семинар провести в режиме мозгового штурма. А для примера взять сторонний сложный, но при этом понятный бизнес-проект, а не бизнес кого-либо из участников семинара.
Неузнаваемый бренд
Очень важно иметь цепляющее наименование, так как не назвал – не продал, не привлек внимания никого, нет трафика – нечего монетизировать, нет прибыли.
В маркетинге это принципиально, потому что неузнаваемый бренд – ничто, и зовут его – никак.
Когда бренд набирает обороты и выходит на рынок, он начинает взаимодействовать с потенциальными и реальными клиентами. И нужно еще побороться, чтобы вас хотя бы заметили. А затем и выделили как контрастное яркое пятно на фоне конкурентов, выгодно отличающееся в бесконечном потоке информации.
Другими словами, узнаваемость – это принципиально важная функция маркетинговых коммуникаций.
В ожидании следующей серии
-- Если перестали работать ваши маркетинговые инструменты, значит – надо срочно менять стратегию. А это означает: развивать стратегическое проектное мышление, -- считает Ия Имшенецкая.
Успех – продукт скоропортящийся. А продвижение должно быть творческим. Надо перестраивать свои мозги в этом случае совершенно по-другому, наполнять эмоциями, креативом ваш товар или ваши услуги. Помните, что никогда не закрываются все двери. Если одни двери закрылись, то в другом месте – открылись.
По мнению нашего эксперта, задача маркетолога – продвигать товар так, будто это качественный сериал. То есть вы постоянно должны бороться за внимание потенциальных клиентов, прикладывая много сил и вливая в продвижение значительные ресурсы. И имеются в виду не только деньги, но и труд, неустанный мозговой штурм.
Если же ваш маркетинг предполагает продолжение, и люди ждут следующей «серии», то вы сохраняете клиентов – их не надо привлекать каждый раз.
Мыслить на опережение
Под проектным продвижением понимается долговременное планирование.
-- Жизнь принадлежит тем, кто умеет стратегически и концептуально мыслить на опережение, -- подчеркнула Ия Имшенецкая. – Человек, который умеет думать на опережение, – это стратег.
Стратег может заглядывать в потребности завтрашнего дня. Он ищет новые возможности и находит их. Стратег отвечает на вопрос: «Что делать будем?».
Тактик же – человек, который умеет оценивать исключительно сегодняшний день. Он отвечает на вопрос: «Как мы это будем делать?».
Этапы системного продвижения
Системное продвижение, говорит Ия Имшенецкая, начинается с пяти П:
· продукт (product)
· прайс (price или ценовая политика)
· плэйс (place, рынок)
· промоушн (promotion, продвижение)
· персонал (personal)
1. Продукт. Активно задействуются особенности ассортимента: корректируйте ассортимент, выпускайте новинки, акцентируйте внимание на беспроигрышных, самых проверенных и ходовых позициях ассортимента, покажите следующую функцию продукта.
2. Прайс. Здесь могут быть следующие приемы: создавайте разные гибкие ценовые пакеты, корректируйте падение спроса скидками, акциями, тарифами и т.п., пробуйте предварительные продажи.
Стоит задуматься, когда клиент говорит: «У нас денег нет». На самом деле это подразумевает: «У нас денег нет на ваш товар или ваши услуги, для нас это не в приоритете».
Бесспорно, что конкуренция стала выше, увеличилось количество предложений. Что делать, чтобы выдерживать конкуренцию на рынке ограниченного ресурса? Ответ следующий – наполнять цену ценностью. Из двух одинаковых товаров или услуг выберут предложение того, кто позаботился наполнить его ценностью, важной для клиента.
Это значит – надо ответить на вопрос: откуда такая цена? Не бывает слишком дорого, как и не бывает слишком дешево – бывает непонятно, почему товар или услуга столько стоит. И если человек не понимает, значит, вы не позаботились объяснить, откуда у вас такая цена.
Поэтому сравнивая цены двух одинаковых продуктов, клиент выберет тот, где понятна и оправданна его цена. При прочих равных условиях.
На одной волне с клиентом
3. Плэйс. Здесь имеется в виду не удачная локация, а захват внимания аудитории с помощью приема креативного использования каналов товародвижения, которые позволяют идти к целевой аудитории, если она сама не идет к вам. Поэтому главная задача: максимально приблизиться к вашей целевой аудитории, быть ей понятным и вместе с тем понимать ее, быть на одной волне.
У любой компании, которая хорошо понимает свою целевую аудиторию, не должно возникнуть трудностей с позиционированием. Спросите себя: «Что люди хотят получить от вас?» Это самый главный вопрос. И если мы грамотно подходим к нему, то оно работает на вас, рассказывая всем о том, что у нас есть и насколько это важно, нужно и интересно вашим потенциальным клиентам.
А чтобы это понимать, надо хорошо знать свою целевую аудиторию. Она служит компасом для всех ваших идей и маркетинговых акций. Опытный маркетолог свое утро начинает с того, что снова изучает, чем живет его аудитория, чего клиенты ждут, куда они ходят, на какие свои потребности они готовы потратить деньги и время? У маркетолога это должно быть просто навязчивой мыслью в голове. Он всегда должен ломать голову над тем, как привлечь дополнительный трафик.
По большому счету, хороший маркетолог – это человек, который может перевоплотиться в шкуру своего клиента.
Не бывает цвета, который идет всем. Канал продвижения может быть хорошим, но не для всех эффективным. Поэтому у каждого бизнеса будет свой набор эффективных каналов. Принцип эффективности один: попадаешь ты на характеристики целевой аудитории или не попадаешь.
Предпочтительнее делать ставку не на реальных, а на потенциальных клиентов. И не на hi-класс, а на средний и эконом.
Далее – определиться, где продвигать, то есть работа с рекламоносителями, как информация подана, зачем она нужна. Так, к примеру, салон красоты на самом деле продвигает уверенность в себе, а не красоту, массажный салон – также, дарит уверенность в себе, новые ресурсы, хорошее самочувствие.
Коммуникации и приемы
4. Промоушн – самый насыщенный приемами сегмент. В программу действий включаются следующие маркетинговые коммуникации:
· расширение диапазона ситуаций применения товара;
· привлечение клиентов по специальным ценам, эксклюзивом и прочим;
· переориентация кардинально на другой сегмент;
· создание специальных сервисных предложений именно для постоянных клиентов;
· создание ситуативной модификации упаковки;
· введение системы накопительных бонусов или баллов;
· организация подарков, розыгрышей призов;
· напоминание целевой аудитории, что она может купить продукт для так называемого особого случая;
· организация культурных мероприятий.
К маркетинговым инструментам отнесем и следующие приемы:
· обозначить цену: если цена привлекательна, то потенциальный клиент вполне может быть уже мотивированным на его приобретение;
· обозначить широкий ассортимент;
· дать информацию по самому частому задаваемому вопросу;
· заранее предоставить информацию, которую обычно говорит продавец;
· использовать необычные элементы или сочетания;
· сделать так называемые говорящие витрины, чтобы управлять любопытством потенциальных клиентов;
· зонировать пространство, чтобы покупатель самостоятельно и быстро понимал: в каждой зоне — либо особые условия (распродажа, например), либо особый ассортимент;
· ненавязчивый маркетинг – научить покупателя звать продавца только тогда, когда ему это необходимо;
· заставить «говорить» предметы;
· одеть продавца в значимый костюм – пусть костюм говорит за него, напишите на обычной одежде информацию;
· предоставьте возможность действовать покупателю самостоятельно и проявлять инициативу:
· пусть сам выбирает, упаковывает, оплачивает, копит или тратит бонусы;
· рассказать на упаковке о различных ситуациях и способах применения вашего товара;
· поведать вместо продавца о способах ухода за товаром – скажем, на упаковке;
· рассказать вкратце об истории происхождении продукта.
Резюмируем: предоставьте потенциальному клиенту возможность определиться с выбором продукта до того, как покупатель пришел к вам, научите разбираться в продукте. Таким образом, решения буквально лежат на поверхности.
Зачем мне этот бизнес?
5. Персонал – одно из главных правил: мотивируйте персонал вашего предприятия на суперработу. Каким образом – с помощью материальной или нематериальной мотивации, или комбинируя их – это уже решать вам.
Итак, если ваша идея не рождает эффект сарафанного радио, то зачем она нужна? Наша цель – чтобы выбрали именно вас. Важнейшая задача – быть одновременно узнаваемым и всегда новым, интересным. Без ее решения у вас не будет конкурентного преимущества в плане коммуникации.
-- Считаю, что человек, который взял направление, изначально не определившись со смыслом своей деятельности, однажды придет к вопросу «И дальше что?». Если он сначала ответил на вопрос «Зачем мне этот бизнес?», а потом подумал, какой нужен бизнес, то это выигрышная стратегия, -- говорит бизнес-тренер.
Эксперт считает, что стоит ставить перед собой только такие цели, которые недостижимы, неизмеримы и неизменны. Тогда всегда будет, куда развиваться и двигаться.
И если вы понимаете, что идете своей правильной дорогой, то вас никогда не покинет сила духа, на настигнет уныние, не опустятся руки и не настигнет желание все бросить. Потому что это ваша дорога.
- Число просмотров: 229