Архив журнала «Капиталист»
Досье
Благодаря контрабанде в военные годы
Барба-Николь Клико (1777-1866)
Это французское предприятие существует уже ровно 250 лет. Правда, знаменитым на весь мир оно стало не сразу, а после того, как его возглавила мадам Клико. Сегодня бренд «Вдова Клико» экспортирует вина в более чем 150 стран мира.
Барба-Николь, дочь богатого текстильного фабриканта Понсардена, вышла замуж рано – в 21 год. Ее мужем стал предприниматель Франсуа Клико, который владел семейным предприятием, связанным с банковской деятельностью, торговлей шерстью и производством шампанского.
Всего лишь через шесть лет – в 1805 году – Франсуа умер. И молодой вдове перешло управление его предприятием. Тут и оказалось, что Барба-Николь обладает незаурядным предпринимательским талантом. Она сконцентрировалась лишь на одном направлении – виноделии и стала его активно развивать.
А далее была работа над качеством сырья и самого шампанского. Барба-Николь вкладывала средства в расширение площадей виноградников и культивирование лучших сортов винограда. Затем был ряд находок и фактически настоящий прорыв в технологии шампанизации. Открытый метод ремюажа сделал возможным массовое производство прозрачного высококачественного игристого вина.
Во время Наполеоновских войн (1803 – 1815) продукцию дома Клико уже знали при дворах европейских монархов, в том числе в России. Однако антифранцузская коалиция ввела всевозможные запреты на торговлю. В том числе, и запрет на ввоз в Россию французского вина в бутылках.
Но мадам Клико пошла на прямое нарушение императорского указа – шампанское в Россию она отправляла на судах нейтральных стран через Кенигсберг. Это была настоящая контрабанда. Риск оправдался полностью: к началу Отечественной войны (1812) шампанское Клико у нас уже прекрасно знали и любили. Особенно русские гусары…
После отречения Наполеона в 1814 году запреты на торговлю сняли. И мадам Клико оперативно, одно за другим, отправила в Санкт-Петербург первых два судна с 23 тыс. бутылок с фирменной этикеткой – с монограммой VCP («Вдова Клико – Понсардин»). Успех был ошеломляющим: вино раскупили очень быстро по чрезвычайно высокой цене – 12 рублей за бутылку. В числе клиентов был и сам российский император.
Россию захлестнула волна популярности шампанского мадам Клико. Ни один светский раут, аристократический прием или гусарская гулянка не обходились без этого игристого напитка. В последующие годы шампанское стало так популярно, что поставки в Россию стали основным источником дохода французской фирмы.
Замуж Барба-Николь Клико больше так и не вышла. Зато если в 1805 году дом «Клико» выпускал около 100 тыс. бутылок шампанского, то в конце ее жизни – 750 тысяч.
Сегодня бренд «Вдова Клико» производит свыше 10 млн бутылок своих вин в год.
- Число просмотров: 246