Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Тарифы

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДАНА КОМАНДА ФАС

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО: ТЕПЕРЬ, КАК ВСЕ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Направление

НАДО ЕХАТЬ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Маленькое путешествие в губернаторство Карафуто

В последнее время все тревожно меняется для путешественников не в лучшую сторону. Возникло понимание, что надо ехать прямо сейчас, и ехать надо – на восток. Но когда мне в редакции журнала «Капиталист» предложили рассказать об этом недавнем путешествии на Дальний Восток, я растерялась: такой формат поездок – несколько городов за неделю – мало кто одобряет, и я бы не стала его рекомендовать никому.

Чтобы изучить регион сколько-нибудь вдумчиво и глубоко, лучше пожить на одном месте хотя бы неделю, чем скакать галопом по европам. Но мне подходит именно такой способ географических открытий, такая разведка боем. Это позволяет составить беглое представление о новых местах.

 

В направлении «гигантской рыбины»

В результате общения в чате закрытого сообщества опытных путешественников вырисовалась нитка маршрута: Иркутск – Хабаровск –  Биробиджан – Хабаровск – Ноглики – Южно-Сахалинск – Иркутск, за пять дней. Надо было удобно состыковать рейсы, в частности, вписать в маршрут «развнедельный» рейс Ан-24 Хабаровск – Ноглики. Распродажа Аэрофлота позволила минимизировать затраты, однако услуга «возврат билетов» свела скидки к нулю. В итоге весь транспорт обошелся в 35 тыс. рублей.

 

Глядя на карту Сахалина, гигантской рыбиной лежащего на востоке страны, я понимала, что очень хочу туда. Оказалось, по сути, я не знаю целого пласта  истории, связанного с японско-русскими отношениями. После прочтения книг Валентина Пикуля, чеховского «Остров Сахалин», серии Бориса Акунина об Эрасте Фандорине, брошюр знатока узкоколеек и транспорта Сергея Болашенко, заметок в жж Varandej, общего представления о геополитике и истории все равно не складывалось.

 

Всматриваясь в старые японские фотографии, мне хотелось составить свое впечатление о далеком острове и отыскать там следы присутствия Японии.

 

…Авиакомпания «Аврора», по отзывам, радует. Вот и на этот раз не было задержки ночного рейса, и в полете (три часа) вкусно покормили: казалось бы, рыба и картошка, но было весьма пикантно. Такое отношение здорово повышает настроение в поездке.

Хабаровск. Первые удивления

В Хабаровске с площади перед аэропортом автобус доставил меня до места встречи с представителем агентства по аренде квартир. Мы подписали договор: включая ранний заезд, две ночи обошлись в 5800 рублей. И еще 3000 пришлось отдать в залог, который потом вернули.

 

Позже оказалось, что в районе отключили горячую воду, а нагреватель не работал. Вторая неожиданность: в Хабаровске не работает «Теле 2», и я осталась без интернета. В городе есть три оператора, но «Теле 2» обещают завести только в 2023 году. Хорошо, что скачала карты Maps.me.

 

Город удивил своими скверами с фонтанами, прудами, топиарными скульптурами. Парк широкой зеленой полосой спускается к городской набережной, я прокатилась на речном трамвайчике. Амур широк и величественен, но вода мутная. В сотый раз убеждаюсь, прекраснее нашей Ангары рек нет. Впрочем, я еще  не бывала на севере.

 

Удивило, что прямо в скверике, на стихийном рыночке продают грибы – огромные белые, подберезовики и другие. Таких гигантских экземпляров я никогда раньше не видела.

Рельсовые раритеты

Одна из достопримечательностей Хабаровска – старые трамваи Рижского вагоностроительного завода РВЗ-6. Никто из местных особого интереса к ним не проявляет. А между тем это единственный город в стране, где на линии ходят десять раритетных машин – четверть трамвайного парка. С них почему-то сняли фирменный знак завода RVR и покрасили в веселенькие цвета, снабдив рекламой. 

 

Ностальгическая атмосфера советских времен – это трамваи моего детства. Машина скрипит, грохочет, свистит. Старая техника, уходящая натура.

 

Еще в нескольких городах они ходят как музейные экспонаты и экскурсионные вагоны. В Иркутске предприятием «Иркутскгортранс» восстановлен и отреставрирован такой вагон, переданный из Ангарска. Мы с коллегой проводим на нем ночные экскурсии.

 

И первый прокол, досадная упущенная возможность – не попала в Хабаровский краеведческий музей им. Н.И. Гродеко с почти 130-летней историей – место, обязательное для посещения. Здесь представлены богатые экспозиции по истории освоения окраинных евразийского материка, появления русских в Приамурье и посвященные коренным народам Дальнего Востока. Это настоящая сокровищница. «Украшение Хабаровска и самое обширное хранилище в Приамурье». Он был в планах, но по понедельникам музеи отдыхают. Обидно.

7.40. Электричка на Биробиджан

Электричка в столицу Еврейского автономного округа Биробиджан отходит в 7.40 -- время выбрано с юмором. Удивила стоимость билета – 600 рублей.

 

Под стук колес любуюсь пейзажами. За окном болотистая местность, в озерках и заводях отражаются облака, целые поля крупных ярких фиолетовых ирисов и желтых лилий, водонапорные башни, небольшие вокзалы. В дороге проходит два с лишним часа.

 

Читаю: «...В конце 20-х годов Советскому Союзу было важно укрепить границы Дальнего Востока из-за близости Японии и угрозы вторжения китайцев. В 1928 году принято решение «о закреплении для нужд сплошного заселения трудящимися евреями свободных земель в Приамурской полосе Дальнего Востока». Правительство СССР пыталось улучшить отношения с Западом, и Биробиджанский проект мог повлиять на еврейское и проеврейское общественное мнение в Европе и Америке.

 

Включение евреев в проект заселения Дальнего Востока имело целью также получение финансовой помощи от богатых евреев, живших за рубежом. Кроме того, такое заселение позволяло разрешить часть экономических трудностей, стоящих перед евреями СССР. Поселения евреев, создаваемые в небольших населенных пунктах, соединяли Транссибирскую магистраль с долиной реки Амур...».

И вновь приветы из СССР

Среди отзывов в сети о Биробиджане преобладают скептические – депрессивный регион с отсутствием перспектив. Центральная часть города напоминает Ангарск –  уютный, приведенный в порядок городок. На вокзале –  часы-менора (еврейский свечной светильник с семью рожками) и композиция, посвященная переселенцам.

 

Улица привела меня к ухоженной набережной стремительной Биры. На домах памятные доски выдающимся еврейским деятелям, почетным гражданам города.

 

В киоске сувениров приобрела открытку со стереоэффектом (еще один привет из детства, были такие календарики) – объемную сову,  и вот сейчас она с удивлением на меня смотрит с кухонной полки. По-моему, это явная удача сувенирщиков, больше я нигде таких не встречала.

 

Снова станции, суета пассажиров, поля ирисов, все в обратном порядке. В Хабаровск электричка пришла поздно вечером, в ней я пересидела роскошную летнюю грозу и ливень. Поужинала в стильном кафе недалеко от вокзала, устроенном прямо в подлинном старинном вагоне. В соседнем купе участницы местного хора пели городские советские романсы, и это было душевно, а в главном зале сверкала цветомузыка а ля 90-е.

Ноглики. В районе загривка «рыбины»

Утром был вылет в Ноглики. Населенный пункт находится в районе загривка, шеи «гигантской рыбины» Сахалина (если у рыбы есть загривок и шея) – на северо-восточной части острова. Самолет летит невысоко, место у иллюминатора позволяет насладиться красивыми видами – внизу разливается многочисленными притоками Амур. За это очень волнующее зрелище я люблю малую авиацию.

 

На аэропорту Ногликов нет вывески с названием поселка, поэтому сфотографироваться на ее фоне не удалось. Общественный транспорт в центр не ходит, но оказалось, что можно дойти пешком до ж/д вокзала по навигатору. Здесь невысокие дома с внедорожниками у ворот. 

 

Ноглики – поселок нефтяников. На вокзале много мужчин, которые ждут поезда. Большинство из них – вахтовики. Поезд из Ногликов выходит ежедневно в 18.16 и прибывает в Южно-Сахалинск в 6.50. Обратно он пойдет в 20.07 и прибудет в 9.03 –  так осуществляется ежедневная связь поселка с административным центром.

Метровые лопухи Анивского залива

Ранним утром прибыв уже в Южно-Сахалинске, отправилась в столовую на вокзале – она оказалась вполне приличной, с хорошим ассортиментом блюд. Здесь, к моей радости, нашлась окрошка на кефире.

 

Из Тоёхары (ну, то есть из Южно-Сахалинска, -- я решила каждый раз напоминать себе японские названия), поехала наконец к морю, в портовый город Корсаков (Оодомари), на 134-й маршрутке. Водитель поинтересовался, куда именно мне нужно. И я сказала, что точно не знаю – в какое-нибудь красивое место на море. Он посоветовал выйти, не доезжая до города, пойти по дороге и спуститься вниз. Я так и сделала.

 

Вышла… По обочинам дороги – гигантские борщевики, лопухи в метр диаметром, крапива, лилии, шиповник, дельфиниум... Мусонный климат и близость моря создали здесь условия для буйной растительности…

 

Открылся замечательный вид на Анивский залив, который огибала железная дорога. Прямо здесь остановка поезда, крошечная станция «2-Падь» в серо-красных цветах РЖД. Я спустилась вниз к дороге, нигде я не видела такого расписания – с указанием до секунд. Смысл был ясен: поезд стоит здесь полминуты и прыгать в него надо быстро. Я пошла по шпалам, убедившись, что сегодня здесь ничего не пойдет.

 

Досадно, что в телефоне оставалось мало заряда, потому что не зарядила его ночью – в купе поезда не было розетки. Что делать?

Дом на взморье

На взморье увидела дом, который показался дружелюбным. Со стороны залива собственно ограды не было, но я зашла через парадную калитку. Несколько не прибранный двор, большой черный «опель», коляска у входа, цветы на клумбе.

 

Позвонила. Дверь открыла женщина чуть старше меня и взглянула тревожно и вопросительно. Тысячу раз извиняясь, я объяснила ситуацию и попросилась зарядить телефон. Меня пригласили войти и предложили плечики для ветровки. Женщину зовут Ольга. В комнате была ее дочь Анна, лет сорока, склонившаяся с бутылочкой над крошечной девочкой.

 

Меня провели к большому овальному столу у окна – обшивка стульев богатого некогда гарнитура в стиле 90-х  местами износилась. Оконная группа в пол, с моего места был виден весь залив, и железная дорога, и дома-башенки на склоне с  кипенью цветов. Предложили кофе.

 

Было светло, и уютно, и лучилась любовь. В этот дом, который не успел достроить глава семьи, снова пришла радость в виде маленькой Варвары. И вот так три женщины продолжают жить, достраивать дом, работать и смотреть на залив. Как тут не вспомнить Бродского: «Если суждено в Империи родиться, нужно жить в провинции у моря». Как хочется, чтобы у них было все хорошо!

В бывшем губернаторстве

Встреча с Японией произошла – в здании краеведческого музея. В 1937 году для демонстрации коллекций по естественной истории японские власти построили прекрасное здание музея губернаторства Карафуто. Оно выполнено в традиционном японском архитектурном стиле «тэйкан дзукури» – «императорской короны».

 

После Второй мировой в здании японского музея был открыт Сахалинский областной краеведческий музей.  При этом некоторое время японские и советские научные сотрудники работали рядом. Мне понравились экспозиции, посвященные коренным народам и японскому присутствию на острове.

 

Снова захотелось побывать на море, и я отправилась в городок Аниву, который сохранил свое японское название,  в 35 км от Южно-Сахалинска, в дороге забронировав одноименную гостиницу.

 

Одноместный номер со всем необходимым и достаточным для путешественника обошелся в 1600 рублей. Я прогулялась на море – тот же Анивский залив. Снова поражающие воображение размеры лопухов и неведомых мне растений с огромными листьями, снова малиновый шиповник у заводи. Эти маленькие сахалинские городки определенно заслуживают того, чтобы сюда приехать. Я поняла, что хочу объездить весь южный Сахалин, все бывшее губернаторство Карафуто.

И в заключение – Чехов и икра

Утром отправилась в областной центр, чтобы побывать в музее Чехова по его книге «Остров Сахалин». И снова – превосходный музей, в котором я взяла индивидуальную экскурсию и провела два с половиной часа.

 

Очень взволновала эта встреча с молодым Чеховым, который проделал такое дальнее путешествие, добрался в этот край не самолетами и поездами, и провел здесь в одиночку перепись населения. Что двигало писателем? Книга его написана практически современным языком, как будто не было этих 130 лет. И таким образом я не попала на канатную дорогу «Горный воздух»...

 

Оставалось приобрести гостинцы. Домой я привезла килограмм красной икры (3700 руб.), полкило мяса крабов  (1700 руб.), японский кофе (600 руб.), баночку рагу из дальневосточных лососевых рыб (80 руб.) – надо заказать еще штук 20! Этот продукт известен мне еще с советских времен, когда папа работал на плавконсервзаводе. Опасалась, что будет ерунда, но технологии не изменились, консервы отличного качества!

 

Все это время я таскала с собой огромный и лист лопуха, который планировала показать дома. Но он совсем пожух. И был забыт в аэропорту Улан-Удэ.

 

Домой я летела компанией «Ираэро». За пять с половиной часов перелета они угостили кусочком бисквита в три раза меньше телефона. И чашечкой  растворимого кофе. Ну, такое впечатление…

 

Наталья Розова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 3 (122) Октябрь - Ноябрь 2022 года


  • Число просмотров: 356

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть