Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Ритейл

ВОЗВРАТ ТОВАРА В МАГАЗИНЕ

СУДЕБНЫЕ ИЗДЕРЖКИ ЗАКОНА О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Так это было

ТАЕЖНЫЕ СОКРОВИЩА ПРИБАЙКАЛЬЯ

Черный рынок с выходом в камеру КГБ

Одна из историй того, как в Советском Союзе формировался неофициальный рынок антиквариата, начиналась еще в 1930-х годах в Прибайкалье со случайной находки ученых. Это уже потом, во времена хрущевской оттепели, обнаружилось увлечение части советских людей старинными вещами, в том числе старообрядческими иконами. Что для граждан нашей страны являлось, конечно, исключением…

Окончание. Начало в №01-02 , апрель, июнь 2022

Итак, в начале 1930-х годов несколько лет с мая по сентябрь в бассейне озера Байкала проводились различные научные изыскания. Несколько экспедиций были организованы Ленинградским гидрологическим институтом с целью изучения геоморфологии Байкала – рельефы берега и дна, размеры, происхождение и т.п.

 

 

Известно, что во время экспедиций ученые случайно забрели в брошенные старообрядческие скиты. В них сохранилась вся утварь, но люди почему-то отсутствовали.

Случайная находка

Подобные скиты в тайге после Гражданской войны долго оставались нетронутыми, и только случайный путник-исследователь мог их ненароком обнаружить. Именно это и произошло с Натальей Думитрашко – одной из участниц и руководителей тех исследований – в 1934-м либо в 1936 году. Наткнувшись на старообрядческий скит, ни одной живой души она там не нашла и ограничилась осмотром оставленных икон.

 

Но в то неспокойное время о своей находке она решила никому не рассказывать.

 

Однако уже после Великой Отечественной Думитрашко изменила свое решение, поскольку узнала, что в различных районах сибирской тайги обнаруживаются скиты, аналогичные найденным ею. А в них находят не только иконы, но и предметы из золота.

 

После 1945 года, когда страна вернулась к мирной жизни, в научной печати стали появляться сообщения о найденных скитах староверов. Именно тогда Наталия Думитрашко решила рассказать и о своей находке в байкальской тайге недалеко от мыса Котельникова. В 1949 году по итогам своих довоенных экспедиций она выпустила увлекательную книгу «Среди гор и лесов».

 

Прошло время, и в 1958 – 1959 годах в те места отправились две другие экспедиции, включавшие в свой состав группу орнитологов и будущего автора книги «В горах Северного Прибайкалья» Олега Гусева.

Куда пропали обитатели скитов?

По мнению автора этой статьи, то, что удалось увидеть исследователям в прибайкальской тайге – Наталье Демутрашко в 1930-х и Олегу Гусеву на рубеже 1950-1960 годов – находилось в двух-трех скитах, расположенных в горных урочищах одного из притоков реки Левой Тонгоды.

 

Скорее всего, старообрядцы покинули эти места в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Одна из возможных причин: резкое увеличение количества дождевых осадков, что сделало жизнь в этих местах невыносимой. Вероятнее всего, такие природные аномалии, напоминающие временные субтропические изменения, происходят в тех местах с определенной цикличностью – через каждые несколько десятков лет.

 

Таежные старообрядцы либо знали про это, либо нечто подобное предполагали. Покидая район Левой Тонгоды, они надеялись вернуться через пару-тройку лет… Но этого не произошло. Возможно, по пути своего следования они натолкнулись на отряды ОГПУ и оказались в лагерях.

 

Но нет сомнений в том, что ученые, принявшие участие в экспедициях, никоим образом не причастны ко всем последующим эпизодам, связанным с вывозом из тайги икон и дальнейшей их реализацией за рубежом. Ученые честно выполняли свой долг и исследовали прибрежные районы Байкала. Они все были великими романтиками, страстно увлеченными своим делом. А вот плодами их исследований пользовались и теперь пользуются разные люди, порой не самые порядочные.

Домовые иконы

Что же нашли ученые в Прибайкалье? Иконы, которые обнаружила группа Гусева в 1959 – 1962 годах, из группы старообрядческой иконы народного письма. Или их еще называли домовыми иконами. По численности таких икон немного.

 

Например, самыми известными из их числа считаются старообрядческие иконы, находящиеся в иконостасе церкви Святой великомученицы Варвары в Улан-Удэ. В иконостасе, включая царские врата, находится 32 иконы. Из них 12 икон XIX- начала XX века, а именно в деисусном чине представлены «Божья Матерь Боголюбская», «Господь Вседержитель», «Иоанн Предтеча». Они выполнены разными мастерами и имеют стилистические отличия, но исследователи объединяют их в единый комплекс, который играл важную роль в культово-обрядовой жизни старообрядцев Забайкалья.

 

Доказательством того, что группа Гусева обнаружила подлинные старообрядческие иконы, относящиеся к XVII – первой половине XIX века, служит наличие в иконостасах литых крестов и так называемых медных икон, которые в среде таежных старообрядцев ценились намного больше, чем писанные красками.

В красном углу

Известный исследователь, кандидат исторических наук Инесса Ковригина так описывает подобные артефакты:

 

«Широкое распространение получил большой напрестольный крест, который чаще всего ставился в центре переднего угла. Также использовались средний киотный и малый дорожный кресты. Они, в свою очередь, имели ряд вариантов: с «праздниками», с «предстоящими», с «ангелами» или со всем набором этих атрибутов распятия».

 

Как пишет доцент Ковригина, письменные и медные иконы располагались в красном углу, конструктивной основой которого была полка-божница (или ряд полок, иногда оформленных как иконостас), которая делалась в момент постройки дома. Полка-божница была в каждой хоромине, то есть в каждом жилом помещении, а также на крыльце и в сенях.

 

Красный угол был главной божницей в доме и имел свою четкую структуру. Он украшался пеленой – красочной тканью, закрывающей стены за иконами. Таким образом, стоящая икона прикасалась только к божнице и к пелене. Эта пелена, часто выполненная из цветастой материи, символизировала «мир горний», в котором пребывают Бог и святые.

 

На вбитых под божницей штырьках висели такие обязательные атрибуты старообрядческого моления, как лестовка (четки, обладающие своей глубокой символикой названия, формы и чисел) и подрушники (специальные стеганные коврики под руки, употреблявшиеся при земных поклонах).

 

Справа и слева от божницы с иконами висели карманы – специальные нарядные коврики, сшитые из красивой стеганной материи и украшенные лентой по краю, а иногда и вышивкой по полю. Эти карманы украшали красный угол и определяли границу между сакральным и профанным пространством. На божнице рядом с иконами обычно лежало пасхальное яйцо и освященная верба, которые не только выполняли функции христианских символов Воскресения Господня и Входа Господня в Иерусалим, но и активно использовались в магических практиках.

 

В отличие от семейских старообрядцев в Забайкалье, которые не ставили в красном углу лампад, в скитах, обнаруженных группой Гусева, лампады имелись. Все иконы были изготовлены из сосны и кедра. Краски при писании таких икон были самых разных оттенков.

Не поделка, а копия

Старообрядческие иконы, известные всем искусствоведам, были написаны в XVIII – начале XX века. Их делят на три категории:

 

1) иконы, написанные в центральной России;

 

2) иконы, выполненные в Западной Сибири (в Невьянске);

 

3) иконы, созданные в Восточной Сибири, то есть иконы, написанные забайкальскими народными мастерами, в том числе семейскими, и выполненные под влиянием культуры коренного населения.

 

Однако появился и еще один вид старообрядческих икон – о них мы писали в прошлых выпусках исторической рубрики «Капиталиста». Эти иконы подпольно писались в Иркутске в 1950 – 60-х годах местными художниками на старинных досках, а затем пересылались на Запад и продавались как старинные.

 

По сути это были не подделки, а так называемые реплики, то есть современные копии икон, написанных в Западной Сибири. Позже, к концу 1960-х годов, на рынке антиквариата стали появляться реплики с икон семейских старообрядцев начала XX века.

 

Безусловно, тот факт, что иконы имели современное происхождение, было очень трудно скрыть. По этой причине достаточно быстро иркутские подпольные художники перешли на изготовление икон, имитирующих оригиналы посвежее – конца 1890-х – начала 1920-х годов. Конечно, они не могли быть сопоставимы по  стоимости с иконами XVIII века, но тоже приносили доход.

Иркутский след старообрядческих икон

В середине 1960-х иконы-новоделы стали появляться на выставках художников и художественных музеев в городах Иркутской области. Отличительной их особенностью было изобилие текстов молитв и растительного орнамента, в основном – изображение подснежников, что подтверждало старообрядческую стилистику.

 

Буквально сразу в обществе начинались обсуждения: откуда эти иконы? Интересно, что нередко первыми владельцами таких икон были либо бывшие сотрудники местных отделов НКВД или КГБ, либо их потомки и вдовы. Что наводило на мысль: иконы принудительно изымались у художников, работающих под старину.

 

После ряда небольших скандалов, инициированных самими художниками, ответственные работники от культуры перестали допускать возможность экспонировать на выставках то, что имело отношение к КГБ.

 

В первую половину 1970-х интерес мелких перекупщиков в странах Восточной Европы к псевдостарообрядческим иконам из прибайкальской тайги был по-прежнему высок. Возможно именно по этой причине такие иконы начали собирать отечественные подпольные коллекционеры. Но в большинстве случаев они четко понимали, что речь идет о репликах, изготовленных кустарно кем-то из современных советских живописцев.

 

В то же самое время на Западе либо предпочитали этого не замечать, либо не знали. А высокая международная репутация в целом русских икон позволяла реализовывать реплики за рубежом по каналам так называемого черного рынка. Доставлялись они в основном через дипломатов в Голландию, Германию и Италию.

 

Кстати, подлинные старообрядческие иконы, вроде обнаруженных экспедицией Гусева в 1959 – 1960 годах, встречались в начале 1980-х в Италии. Там цены на них колебались от 10 до 200 тыс. долларов за штуку.

На слух о золоте приходит КГБ

Иконы – подлинные и новоделы – в определенных количествах, если так можно выразиться, начали всплывать после ХХ съезда партии и в годы хрущевской оттепели. Как мы упомянули выше, нередко этими артефактами владели «коллекционеры от НКВД». Они же самыми разными способами пытались и реализовывать старинные предметы: кто-то только демонстрировал иконы на выставках, а кто-то и продавал такие изделия на черном рынке. Конечно же, не сам.

 

Появились торговцы, специализирующиеся на антиквариате. Стремясь быть не пойманными за не совсем легальный вид деятельности, новоявленные дельцы, размещали заказы на копии и реплики старинных икон местным художникам, а потом сбывали такую продукцию внутри страны или за рубежом.

 

Но этот полулегальный бизнес все же заинтересовал кого-то из органов. Но только по одной причине: прошел слух, что у старообрядцев с Левой Тонгоды имелось золото. И золото это относилось к кочевникам доермаковского периода. А далее – предположения, догадки…

 

Началась оперативная разработка всех коллекционеров, слежка, вербовка домочадцев. Когда стало очевидным, что золото не найдется, подпольных коллекционеров пригласили «на беседу» и предложили «подарить» иконы. Косвенно такую версию подтверждают сплетни, ходившие в среде иркутских бильярдистов. Они до 1982 года собирались в иркутском Доме офицеров на ул. Карла Маркса. Это было одно из мест черного рынка иркутских коллекционеров.

 

Кстати, золото доермаковского периода в скитах у старообрядцев в XX веке уже вряд ли существовало. Скорее всего, они его променяли еще в середине XIX века у купца Котельникова, который на Байкале, на мысе своего имени организовал факторию с различными товарами.

Как заворачивали гайки

Особо коллекционерам «завернули гайки» с приходом к власти в стране Юрия Андропова: их загнали глубоко в подполье. А иркутским коллекционерам настоятельно предложили все же «подарить» свои иконы местным художественным музеям. Автору статьи однажды удалось на эту тему разговорить уважаемого иркутянина, крупного коллекционера. Имя его называть не будем.

 

Он рассказал, как коллекционировал старинные вещи на протяжении 1960 – 1970-х годов. Его частыми гостями и консультантами являлись сотрудники местного управления КГБ. Но однажды на полпути с работы домой его вдруг задержали и увезли в отдел. 

 

Оба выходных дня провел товарищ в камере, чтобы «никто не мешал ему все спокойно обдумать». И в конце концов он согласился «подарить» свои иконы местному музею.

 

Примечательно, что, по его собственному утверждению, в вопросах выяснения цены на коллекцию, местонахождения икон и помощи сотрудникам КГБ немалую роль сыграла его жена. Вспоминая это, собеседник на удивление иронически хмыкнул и добавил, что, к сожалению, метод использования жен спецслужбами был и остается часто применяемым: «Только тогда наши жены просто «стучали», а теперь они стараются вести бухгалтерию бизнеса мужа. В остальном все осталось по-старому, ничего не меняется», - добавил коллекционер.

 

Это произошло весной 1983 года. Тогда в последний раз видели в Иркутске «гусевские» иконы с подснежниками. Позже попытки отыскать аналогичные иконы в выставочных залах иркутских музеев успехом не увенчались…

 

Владимир Титов


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 3 (122) Октябрь - Ноябрь 2022 года


  • Число просмотров: 1307

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть