Архив журнала «Капиталист»
Рынок мебели
ОСЕНЬ НА МЕБЕЛЬНОМ РЫНКЕ
Эксперты фиксируют сокращение на треть
Осень – это всегда благоприятный сезон для мебельного бизнеса. Однако нынешний год не вписался в традиционные схемы. После рекордного взлета в производстве весной уже к лету началось снижение – не только цен, что очень даже неплохо, но и спроса. Какова ситуация в этом сегменте рынка сегодня, и каких перспектив ожидают мебельщики?
Действительно, именно осенью на мебельном рынке происходит всплеск спроса: до Нового года люди стараются решить свои проблемы с нехваткой или заменой мебели в доме, а дизайнеры торопятся укомплектовать квартиры и дома, для которых они создавали интерьерные проекты. Осень – в мебельном бизнесе это сезон высоких продаж.
Рекордная весна
Особенно высокий сезон был заметен в 2020 году – подтвердили «Капиталисту» иркутские участники мебельного рынка. И то был не просто высокий сезон. Это был период ажиотажного спроса на мебель европейских производителей. Люди боялись, что закрытые из-за пандемии границы не позволят им иметь у себя мебель импортного производства. Поездки для самостоятельного приобретения мебели за рубежом стали невозможны, поэтому продукция европейских производителей оказалась слишком востребованной. И многие ретейлеры смогли продать старые коллекции и остатки мебели из Европы.
При этом российские производители наоборот не могли удовлетворить спрос – производственных мощностей у многих не хватало, сроки ожидания мебели и комплектующих сильно увеличились, практически приравнявшись к срокам ожидания поставок европейской мебели.
Следующий 2021 год прошел в небольшом плюсе. Но по-настоящему внушительный рост производства мебели в стране пришелся на первый квартал 2022 года – плюс 20% или в целом 79,6 млрд рублей. Изготовлено 12,6 млн единиц продукции, что на 4% больше, чем в том же периоде 2021 года, сообщили в минпромторге РФ.
Это рекордные показатели за последние четыре года, - прокомментировали данные в Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР).
Ожидание лучших времен
А далее было снижение потребительских цен – в мае и июне. Эксперты назвали этот тренд знаковым для всей мебельной отрасли: до сих пор на протяжении двух десятилетий, с января 2002 года, потребительские цены на мебель месяц от месяца только росли.
Впрочем, по данным компании «Экспресс-обзор», потребительские цены на мебель к концу первого полугодия 2022 года сократились не так существенно. Особенно после взрывного роста цен в марте-апреле, когда мебель подорожала сразу на 22-23% по сравнению с аналогичными периодами 2021 года.
После мартовского ажиотажа спрос на мебель сейчас прогнозируемо сокращается, покупатели либо откладывают приобретение до лучших времен, либо делают выбор в пользу максимально дешевых товаров, комментирует Александр Шестаков, президент АМДПР. В целом, по его оценкам, в первом полугодии 2022 года объем продаж мебели в России сократился по сравнению с аналогичным периодом 2021-го на 30-35%.
-- Сколько времени продлится такая ситуация, предсказать трудно, но очевидно, что рынок начнет стабилизироваться не завтра, не в следующем месяце и даже не в следующем квартале. Для мебельной отрасли наступили тяжелые времена, -- резюмирует эксперт.
Плиты в избытке
И тем не менее участники рынка говорят и новых возможностях, которые открываются, к примеру, в связи с уходом с российского рынка скандинавского бренда IKEA.
-- После того, как IKEA закрыла свои магазины, спрос распределился между другими игроками и онлайн-сегментом. Но проблема мебельного рынка заключается в том, что падение спроса на нем произошло глубже, чем падение предложения. Даже уход IKEA не позволил остальным игрокам прирасти с точки зрения объема продаж. В мае и июне мебельный ретейл почувствовал дно рынка, а далее спрос будет двигаться в этих рамках, -- считает гендиректор агентства INFOLine Иван Федяков.
Он отмечает, что IKEA была лидером отрасли среди ретейлеров по объемам продаж. По оценкам INFOLine, по итогам прошлого года оборот компании в России составил около 200 млрд рублей.
Однако некоторые федеральные ретейлеры задумались о приобретении или создании собственных производственных мощностей. Тем более что основные материалы для мебельной промышленности – древесно-стружечные плиты (ДСП) и ориентированно-стружечные плиты (ОСП), есть в достатке. Более того, произошло даже перепроизводство плит.
Из-за перепроизводства, согласно данным исследования компании «Экспресс-обзор», в июне 2022 года отпускные цены на древесные плиты сократились по сравнению с показателем предыдущего месяца на 5,4%. Аналитики отмечают, что это самое масштабное снижение цен за последние полтора года.
Учиться делать самим
А вот трудности с поставками зарубежных комплектующих, фурнитуры, готовых материалов или сырья, необходимого для их производства, остаются. Но и здесь есть возможности для роста российской промышленности в сторону импортозамещения: лаки, краски, химические составы, ткани, металлическую фурнитуру наверняка можно научиться производить в России и делать это не хуже, чем в Европе.
Естественно, что при развитии производства комплектующих внутри страны себестоимость мебели будет ниже, а значит и цена продажи тоже будет гораздо привлекательнее для потребителя.
Новые поставщики, включая китайских или турецких партнеров, низких цен не предлагают, следуя ценовой политике в условиях ограниченного выбора. К тому же они не могут обеспечить нужные объемы поставок.
Поэтому другого пути, кроме импортозамещения, у российских производителей нет. Хотя и очевидно, что заместить крупных иностранных поставщиков готовой продукции, которые ушли с рынка, в течение нескольких месяцев невозможно.
Повод для оптимизма
Но несмотря ни на что рынок продолжает работать, а в некоторых направлениях даже делать успехи.
Особенно хочется отметить ретейлеров, которые могут снижать расходы, отказываясь от содержания больших торговых площадей. И тех, что практикуют дистанционные продажи. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), российский рынок онлайн-торговли в январе-апреле вырос на 50%. И в общем объеме продаж на мебель и товары для дома пришлось 17%.
Многие фабрики уже адаптируются для работы преимущественно с российскими покупателями, выходят на региональные рынки, замораживают цены и охотнее идут на акции, стимулирующие спрос. А также более эффективно выстраивают отношения с дилерами в регионах.
Позитивной перспективой для мебельщиков является изменение критериев стандартного жилья, отмечают в минпромторге. Предполагается включить в стандарт минимальную меблировку кухонь, ванных комнат и прихожих. Это поможет отрасли избежать существенных потерь, считают в министерстве.
И завершим обзор оптимистичным сценарием от аналитиков: осенью рынок стабилизируется на некоем приемлемом для всех – и производителей, и покупателей – уровне, и мебельные предприятия продолжат работу в привычном режиме.
- Число просмотров: 379