Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Предпринимательство

КАК НАЧАТЬ МАЛЫЙ БИЗНЕС

БИЗНЕС-ПЛАН, ИНВЕСТИЦИИ, ЛУЧШИЕ ИДЕИ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 23 сентября
Экономика
САМАЯ ВЫГОДНАЯ ОТРАСЛЬ
Налоги
ЧТО НЕСЕТ РЕФОРМА 2024-2025

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Тон-М

Архив журнала «Капиталист»

Рынок мебели

ОСЕНЬ НА МЕБЕЛЬНОМ РЫНКЕ

Эксперты фиксируют сокращение на треть

Осень – это всегда благоприятный сезон для мебельного бизнеса. Однако нынешний год не вписался в традиционные схемы. После рекордного взлета в производстве весной уже к лету началось снижение – не только цен, что очень даже неплохо, но и спроса. Какова ситуация в этом сегменте рынка сегодня, и каких перспектив ожидают мебельщики?

Действительно, именно осенью на мебельном рынке происходит всплеск спроса: до Нового года люди стараются решить свои проблемы с нехваткой или заменой мебели в доме, а дизайнеры торопятся укомплектовать квартиры и дома, для которых они создавали интерьерные проекты. Осень – в мебельном бизнесе это сезон высоких продаж.

 

Рекордная весна

Особенно высокий сезон был заметен в 2020 году – подтвердили «Капиталисту» иркутские участники мебельного рынка. И то был не просто высокий сезон. Это был период ажиотажного спроса на мебель европейских производителей. Люди боялись, что закрытые из-за пандемии границы не позволят им иметь у себя мебель импортного производства. Поездки для самостоятельного приобретения мебели за рубежом стали невозможны, поэтому продукция европейских производителей оказалась слишком востребованной. И многие ретейлеры смогли продать старые коллекции и остатки мебели из Европы.

 

При этом российские производители наоборот не могли удовлетворить спрос – производственных мощностей у многих не хватало, сроки ожидания мебели и комплектующих сильно увеличились, практически приравнявшись к срокам ожидания поставок европейской мебели.

 

Следующий 2021 год прошел в небольшом плюсе. Но по-настоящему внушительный рост производства мебели в стране пришелся на первый квартал 2022 года – плюс 20% или в целом 79,6 млрд рублей. Изготовлено 12,6 млн единиц продукции, что на 4% больше, чем в том же периоде 2021 года, сообщили в минпромторге РФ.

 

Это рекордные показатели за последние четыре года, - прокомментировали данные в Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР).

Ожидание лучших времен

А далее было снижение потребительских цен – в мае и июне. Эксперты назвали этот тренд знаковым для всей мебельной отрасли: до сих пор на протяжении двух десятилетий, с января 2002 года, потребительские цены на мебель месяц от месяца только росли.

 

Впрочем, по данным компании «Экспресс-обзор», потребительские цены на мебель к концу первого полугодия 2022 года сократились не так существенно. Особенно после взрывного роста цен в марте-апреле, когда мебель подорожала сразу на 22-23% по сравнению с аналогичными периодами 2021 года.

 

После мартовского ажиотажа спрос на мебель сейчас прогнозируемо сокращается, покупатели либо откладывают приобретение до лучших времен, либо делают выбор в пользу максимально дешевых товаров, комментирует Александр Шестаков, президент АМДПР. В целом, по его оценкам, в первом полугодии 2022 года объем продаж мебели в России сократился по сравнению с аналогичным периодом 2021-го на 30-35%.

 

-- Сколько времени продлится такая ситуация, предсказать трудно, но очевидно, что рынок начнет стабилизироваться не завтра, не в следующем месяце и даже не в следующем квартале. Для мебельной отрасли наступили тяжелые времена, -- резюмирует эксперт.

Плиты в избытке

И тем не менее участники рынка говорят и новых возможностях, которые открываются, к примеру, в связи с уходом с российского рынка скандинавского бренда IKEA. 

 

-- После того, как IKEA закрыла свои магазины, спрос распределился между другими игроками и онлайн-сегментом. Но проблема мебельного рынка заключается в том, что падение спроса на нем произошло глубже, чем падение предложения. Даже уход IKEA не позволил остальным игрокам прирасти с точки зрения объема продаж. В мае и июне мебельный ретейл почувствовал дно рынка, а далее спрос будет двигаться в этих рамках, -- считает гендиректор агентства INFOLine Иван Федяков.

 

Он отмечает, что IKEA была лидером отрасли среди ретейлеров по объемам продаж. По оценкам INFOLine, по итогам прошлого года оборот компании в России составил около 200 млрд рублей.

 

Однако некоторые федеральные ретейлеры задумались о приобретении или создании собственных производственных мощностей. Тем более что основные материалы для мебельной промышленности – древесно-стружечные плиты (ДСП) и ориентированно-стружечные плиты (ОСП), есть в достатке. Более того, произошло даже перепроизводство плит.

 

Из-за перепроизводства, согласно данным исследования компании «Экспресс-обзор», в июне 2022 года отпускные цены на древесные плиты сократились по сравнению с показателем предыдущего месяца на 5,4%. Аналитики отмечают, что это самое масштабное снижение цен за последние полтора года.

Учиться делать самим

А вот трудности с поставками зарубежных комплектующих, фурнитуры, готовых материалов или сырья, необходимого для их производства, остаются. Но и здесь есть возможности для роста российской промышленности в сторону импортозамещения: лаки, краски, химические составы, ткани, металлическую фурнитуру наверняка можно научиться производить в России и делать это не хуже, чем в Европе.

 

Естественно, что при развитии производства комплектующих внутри страны себестоимость мебели будет ниже, а значит и цена продажи тоже будет гораздо привлекательнее для потребителя. 

 

Новые поставщики, включая китайских или турецких партнеров, низких цен не предлагают, следуя ценовой политике в условиях ограниченного выбора. К тому же они не могут обеспечить нужные объемы поставок.

 

Поэтому другого пути, кроме импортозамещения, у российских производителей нет. Хотя и очевидно, что заместить крупных иностранных поставщиков готовой продукции, которые ушли с рынка, в течение нескольких месяцев невозможно.

Повод для оптимизма

Но несмотря ни на что рынок продолжает работать, а в некоторых направлениях даже делать успехи.

 

Особенно хочется отметить ретейлеров, которые могут снижать расходы, отказываясь от содержания больших торговых площадей. И тех, что практикуют дистанционные продажи. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), российский рынок онлайн-торговли в январе-апреле вырос на 50%. И в общем объеме продаж на мебель и товары для дома пришлось 17%.

 

Многие фабрики уже адаптируются для работы преимущественно с российскими покупателями, выходят на региональные рынки, замораживают цены и охотнее идут на акции, стимулирующие спрос. А также более эффективно выстраивают отношения с дилерами в регионах. 

 

Позитивной перспективой для мебельщиков является изменение критериев стандартного жилья, отмечают в минпромторге. Предполагается включить в стандарт минимальную меблировку кухонь, ванных комнат и прихожих. Это поможет отрасли избежать существенных потерь, считают в министерстве. 

 

И завершим обзор оптимистичным сценарием от аналитиков: осенью рынок стабилизируется на некоем приемлемом для всех – и производителей, и покупателей – уровне, и мебельные предприятия продолжат работу в привычном режиме.

 

Анна Лазарчук


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 3 (122) Октябрь - Ноябрь 2022 года


  • Число просмотров: 379

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть