Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Перестройка бизнеса

ЕСТЬ ЛИ НАДЕЖДА У ОБЩЕПИТА

ВЫХОД НА ДОПАНДЕМИЙНЫЙ УРОВЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 22 августа
Законотворчество
НОВЫЕ ЗАКОНЫ ДЛЯ БИЗНЕСА
Налоги
УДАЛЕНЩИКИ БУДУТ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Федеральная Пассажирская Компания

Тракстоп

Дезирс

Архив журнала «Капиталист»

ВЭД

Усиление восточного вектора

Наш ракурс: региональные особенности и сибирские интересы

Насколько плотно в обозримой перспективе для экономического взаимодействия с Россией будет закрыта Европа? Это вопрос в наших краях, конечно, поднимался. Но не так, чтобы он оказался основным в повестке последних месяцев. Как уже сообщал «Капиталист», доля стран, участвующих сейчас в санкционном давлении на РФ, во внешнеэкономической деятельности Иркутской области составляет всего 15%, что совсем некритично.

Что же сегодня происходит во внешнеэкономической сфере с учетом всех известных событий, значимых и влияющих на традиционные взаимосвязи?

 

 

С одной стороны, многие западные компании покинули нашу страну. Кто по своей воле, кто по принуждению и под сильнейшим давлением – любой адекватный бизнесмен, коих на Западе немало, посчитает глупым добровольно терять столь необъятный рынок. Причем, бросая все годами здесь наработанное. 

Второй разворот на Восток

А вот с другой стороны интереснее. Эксперты утверждают, что мы сейчас наблюдаем второй разворот России на Восток. Первым можно считать разворот, обозначенный президентом страны еще во время подготовки к саммиту АТЭС в 2012 году. Тогда был запущен целый пласт работ и на законодательном уровне, и на административном, и на макроэкономическом.

 

И та деятельность уже принесла свои плоды. Но сейчас возникли новые вызовы и новые возможности, которые прежними стратегиями не учитывались.

 

По мнению приморского политолога Павла Наливайко, в первую очередь речь идет о логистике – глобальные грузопотоки меняют свои устоявшиеся маршруты. И Дальний Восток становится не просто перекрестком, а многоуровневой развязкой для товаров как в сторону рынков АТР, так и в обратном направлении. Причем ЕС со своими союзниками в еженедельном режиме предпринимают шаги, которые только закрепляют новые условия.

 

При этом надо понимать, что новые возможности сами себя не реализуют. Правительству России необходимо принять ряд решений, причем крайне оперативно. Связано это главным образом с отсутствием мощностей, как по перевозке, по пограничным переходам, а также с дефицитом портовой инфраструктуры.

 

Да, наша страна усиливает восточный вектор развития согласно обозначенным несколько лет назад главой государства стратегическим ориентирам. А это определяет и дальнейшее ускоренное развитие Сибири.

На пересечении караванов

Иркутская область всегда находилась на пересечении торговых путей. В современной истории, в процессе «второго разворота России на Восток», регион остается важным транзитным звеном всей логистической цепи: во всех основных транспортных потоках максимально задействованы и Транссиб, и Байкало-Амурская магистраль.

 

Поступательно развивается внешнеэкономическая деятельность региональных предпринимателей. Причем, это давно уже не только крупный бизнес. К примеру, в прошлом году малые и средние предприятия Иркутской области, несмотря на пандемию, увеличили объем экспорта почти в два раза – с $20 млн до 42 миллионов, по данным минэкономразвития области.

 

Тенденция, которая проявилась в последнее время – увеличение числа местных компаний, которые решаются попробовать себя в освоении зарубежных рынков. Кто-то из них действует сам, что непросто, а другие обращаются в соответствующие госструктуры за консультациями и помощью в продвижении.

Знакомый вектор

Еще одна актуальная особенность, с которой в нынешнем периоде столкнутся наши экспортеры, - это значительное переформатирование внешнеэкономической сферы, связанное с санкционным давлением Запада на российскую экономику.

 

Однако, по мнению экспертов, для нашего региона этот процесс должен пройти достаточно мягко. Потому как всего с территории Иркутской области товары экспортируются в 97 стран мира, санкции из них ввели только 25. А на долю экспорта в эти страны приходится менее 15%, сообщили на мартовском заседании экспортного совета при губернаторе региона.

 

В связи с этим вполне логично ожидать ощутимое масштабирование на южно-азиатском направлении (Китай и другие страны этого макрорегиона – Монголия, Вьетнам и т.п.). Но для бизнеса Иркутской области, нацеленного на экспорт, здесь ничего особо нового нет. Юго-восточный вектор нам знаком. Только теперь он набирает особую силу и значимость.

 

Сегодня для предпринимателей Сибири наиболее перспективным становится работа в направлении развивающегося транзитного коридора, соединяющего Россию с Китаем через Монголию. Это сейчас кратчайший путь на рынки ЮВА.

 

-- Монголия – один из наших давних партнеров, -- констатирует Наталья Гершун министр экономического развития и промышленности Иркутской области. -- Традиционно около 98% торгового оборота региона обеспечивают экспортные поставки иркутских товаропроизводителей на рынок страны-соседа. В 2021 году товарооборот Иркутской области с Монголией составил почти $85 млн, увеличившись по сравнению с 2020 годом на 32%. Мы настроены продолжить эту работу.

Цель: пять миллиардов

О дальнейшем и значительном наращивании товарооборота с Монголией говорят и на федеральном уровне.

 

По итогам 2022 года товарооборот между Россией и Монголией может преодолеть отметку в $2 млрд. Такой прогноз в Улан-Удэ на прошедшем там российско-монгольском форуме по деловому сотрудничеству озвучил в режиме видеоконференции замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач.

 

-- Монголия – очень важный стратегический партнер Российской Федерации. В последнее время российско-монгольский товарооборот растет двузначными темпами. Есть все основания по итогам 2022 года ожидать преодоления отметки в $2 млрд, -- сообщил он.

 

На этом же форуме своим видением перспектив поделился и торговый представитель России в Монголии Максим Васильев. Уже более пяти лет лично настраивая взаимоотношения и сотрудничество нашего и монгольского бизнеса, он имеет возможность точно оценивать этот потенциал.

 

Увеличить товарооборот до $5 млрд к 2026 году – такую цель, по заявлению российского торгпреда, позволяют ставить нынешние темпы развития торговли между нашими странами.

 

-- Данный исторический этап позволит нам существенно развить наши торгово-экономические отношения. Наша торговля имеет свойство быстро восстанавливаться после периода ограничений и имеет достаточно большой резерв, серьезную динамику для развития. В варианте постановки новых целей, о которых наши правительства могли бы подумать, -- $5 млрд к 2026 году, -- обозначил перспективу Максим Васильев.

 

По утверждению торгпреда РФ, эта цель достижима. Но понятно, что товарооборот между нашими странами должен иметь как минимум две ипостаси.  Первая – следовать в русле серьезных межгосударственных проектов – инфраструктурных, промышленных, сельскохозяйственных. И вторая – продолжать развитие межрегионального сотрудничества в формате прямого бизнес-диалога приграничных территорий.

 

Что как раз особо интересно ближайшим с Монголии регионам, среди которых Иркутская область, Бурятия, Забайкальский край.

Блоки проблем сформулированы

А теперь – о прошедшем в конце мая в Улан-Удэ международном форуме «Россия – Монголия. Партнерство в новой реальности», проведение которого инициировал глава Бурятии Алексей Цыденов.

 

Форум стал первым за последние три года столь масштабным российско-монгольским мероприятием. Для участия в нем только из Монголии приехали около двух сотен предпринимателей. Их российских коллег представляли делегации как самой Бурятии, так и Новосибирска, Красноярска, Читы и, конечно, Иркутска. Организаторы говорили в целом о более чем двух тысячах участников.

 

Каковы сейчас основные блоки проблем в торгово-экономических отношениях наших стран? Они были емко сформулированы в перечне круглых столов и панельных дискуссий, состоявшихся на форуме. Это непосредственно сама организация внешнеэкономической деятельности, перспективы развития туристского обмена, расширение транспортно-логистических связей, развитие медицинского туризма, креативных направлений, партнерство в агропромышленном комплексе, образовании и строительной индустрии.

 

И, конечно же, первой темой обсуждения стали вопросы экспорта-импорта и развития взаимной торговли.

 

По словам замглавы Минэкономразвития РФ Дмитрия Вольвача, торгово-экономические связи с Монголией поддерживают сегодня 72 региона РФ. Традиционный монгольский экспорт имеет хорошие перспективы на нашем рынке. В первую очередь, это изделия из кожи и кашемира, ковры, а также мясо и мясопродукты, домашний скот. Россия же, по его словам, готова наращивать поставки в Монголию энергоносителей, металлов, древесины, машин и оборудования, химической продукции и продовольствия.

 

-- Также в сфере взаимных интересов – создание экономического коридора Россия – Монголия – Китай. Для его запуска нужно реализовать более 30 проектов в транспорте, электроэнергетике, таможенном регулировании, промышленности, охране окружающей среды, науке и туризме, -- добавил замглавы Минэкономразвития РФ.

Варианты развития торговли есть

Однако наши монгольские партнеры по-прежнему считают, что в настоящее время не весь потенциал стратегического партнерства используется активно. И приводят свои аргументы.

 

-- Доля России во внешнеторговом обороте Монголии составляет всего лишь 12%, при этом доля Китая – более 60%. Мы хотим больше экспортировать, особенно традиционные монгольские товары животноводческого происхождения в районы Сибири и Дальнего Востока. Однако российские высокие таможенные пошлины создают барьер, который необходимо оптимизировать, -- отметил чрезвычайный и полномочный посол Монголии в России У.Энхтувшин.

 

Жалобы на высокие пошлины, затрудняющие приграничную торговлю, автор этих строк не раз слышал от монголов – и предпринимателей, и чиновников. И действительно напрашивается вопрос: говорим о развитии взаимной торговли, но не убираем барьеры на пути монгольских товаров. И ведь понятно, монгольский импорт ну никак не вступит в конкуренцию с нашей продукцией… Чего опасаемся? Или настолько неповоротлива российская бюрократическая машина?

 

Впрочем, действенный выход из данной ситуации на форуме подсказал Дмитрий Вольвач. Он уверен, что Монголия может внимательнее присмотреться к возможности получить статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Замглавы Минэкономразвития РФ отметил, что планируется разработать соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Монголией и «это хорошая возможность расширения взаимодействия со всеми странами-членами».

Через пункт пропуска без задержки

По своей службе на форуме отчитался начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин. Он рассказал о том, как меняется система контроля на пунктах пропуска и что ждет эту систему в ближайшем будущем.

 

-- Пункт пропуска Кяхта оснастили самыми современными средствами таможенного контроля. Это позволяет нам проводить операции, осуществлять все виды государственного контроля в короткие сроки и с высокой эффективностью, -- доложил таможенник.

 

Сегодня через госграницу в этом пункте пропуска ежедневно проезжают до 90 большегрузов. Имеется техническая возможность одновременно обслуживать 12 грузовиков: шесть – на выезд и шесть – на въезд. Но пока такой необходимости нет, поскольку товаропоток еще не принял свои нормальные размеры.

 

По информации руководителя ДТУ, на сегодня ежедневно в пункте пропуска Кяхта оформляется порядка 400 легковых автомобилей и шесть-восемь пассажирских автобусов. Обычно пересекают границу от 1100 российских граждан.

 

Далее, в ходе обсуждений на круглом столе «Создание транспортно-логистического хаба», были озвучены планы по созданию четырех транспортно-логистических комплексов. Два из них создадут в Улан-Удэ – на базе аэропорта «Байкал» и товарного двора станции Тальцы.

 

В 2023-2024 годах планируется приступить к строительству транспортно-логистического терминала «Наушки» в поселке Хоронхой Кяхтинского района. Также логистический терминал построят и в Кяхте. Там уже начаты проектные работы, завершить строительство собираются уже в 2024 году.

 

На круглом столе прозвучало предложение создать в Кяхтинском районе территорию, на которой инвесторы будут пользоваться особыми режимами таможенного, налогового и административного регулирования – по принципу свободного порта Владивосток.

 

Интересно, что с монгольской стороны подобное образование – свободная торговая зона «Алтанбулаг» уже существует с 2010 годов. Так что вероятно, что сцепка из двух свободных зон только придаст новый импульс приграничной торговле.

Свободная зона на границе

«Капиталист» не раз наш рассказывал про действующую на границе с Монголией свободную торговую зону «Алтанбулаг», до которой от Иркутска совсем недалеко – всего 680 км асфальтированной трассы. И теперь на фоне западных санкций преимущества работы в этой зоне заиграли новыми красками…

 

Монгольская СЗ «Алтанбулаг» – специально созданная вдоль границы с Россией, рядом с МКПП «Кяхта», зона со льготным беспошлинным режимом работы бизнеса разных стран. Этот проект монголы позиционируют как один из самых значимых для сегодняшнего развития сотрудничества с нашей страной.

 

Несмотря на то, что зона официально действует не первый год – на ее территории работают торгово-выставочный комплекс, бетонный завод, ряд магазинов, в том числе и оптовых, - в ее администрации считают, что бизнес на территории мог бы развиваться намного активнее, если бы на нее более пристальное внимание обратили именно российские предприниматели.

 

Именно поэтому участвующий в форуме губернатор свободной зоны «Алтанбулаг» Гэрэлсух Ганзориг поддержал обсуждение темы:

 

-- У вас будут создаваться логистические комплексы, у нас тоже планируются. Также отмечу, что с монгольской стороны в Алтанбулаге создана свободная зона. Необходимо, чтобы в Кяхте тоже создали такую зону, это ускорит наши торгово-экономические отношения.

 

Ну что ж, наш восточный вектор увиливается…

 

Константин Куликов


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 2 (121) Июнь - Июль 2022 года


  • Число просмотров: 143

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

СибЭкспоЦентр

Офис-заказ

Домстрой

Сэйв

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть