Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Перестройка бизнеса

ЕСТЬ ЛИ НАДЕЖДА У ОБЩЕПИТА

ВЫХОД НА ДОПАНДЕМИЙНЫЙ УРОВЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 22 августа
Законотворчество
НОВЫЕ ЗАКОНЫ ДЛЯ БИЗНЕСА
Налоги
УДАЛЕНЩИКИ БУДУТ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Федеральная Пассажирская Компания

Тракстоп

Дезирс

Архив журнала «Капиталист»

Прогнозы

ПЕРЕСТАВЛЯЕМ ВСЕ ПО-НОВОМУ

Актуальная коррекция сегодняшних бизнес-стратегий

Их перспективные стратегии устарели буквально через месяц… Но кто же мог такое предположить? Поэтому Сергей Макшанов, известный российский эксперт в области стратегического планирования, вместе с коллегами провели корректировку и уже через два месяца выдали новые рекомендации – с учетом актуальной повестки.

Сергей Макшанов уже более полутора десятков лет в начале каждого года приезжает в Иркутск и представляет нашим бизнесменам аналитические выкладки по ближайшим перспективам: на что делать ставку, разрабатывая стратегию деятельности своей компании?

 

 

В прошедшем феврале семинар Макшанова «Базовые стратегии» состоялся накануне украинского кризиса, заставившего пересмотреть многие планы на год. И вскоре специалисты Института тренинга «АРБ ПРО» и Байкальский центр тренинга представили уже новую онлайн-встречу с рекомендациями, корректирующими стратегии владельцев компаний.

 

-- В результате острейшего геополитического кризиса и введенных санкций экономические условия в Российской Федерации изменились кардинальным образом, -- констатировал эксперт. -- Компании лишились многого – ключевых комплектующих и ресурсов, технологий, внешнего спроса и экспортных возможностей. Что будет с экономикой? Каменный век, масштабная изоляция или новая экономическая конфигурация? Что будет с отраслями, в которых вы работаете?

 

Прогноз на более отдаленную перспективу затруднителен. Однако в любом случае правильно исходить из того, что такая экономическая ситуация в России примет затяжной характер. А потому следует реально смотреть на вещи.

Неоправданный оптимизм не к месту

С коллегой согласен Демид Голиков, участник выработки решений для топ-команд и собственников более 240 негосударственных компаний.

 

-- Пессимизм сделанных оценок понравится не всем, но лучше реально смотреть на вещи, а не пытаться строить неоправданно оптимистически прогнозы, вводящие в заблуждение. Ведь среди участников нашего вебинара руководители – люди, взявшие на себя ответственность за судьбу своих компаний и коллективов.

 

Несмотря на весь трагизм ситуации, есть одна цифра, которую сегодня нужно держать в уме, когда мы пытаемся понять глубину экономического спада в России. Падение ВВП России в 1992 году – первом году шоковых экономических реформ «лихих 90-х» – составило, по данным Всемирного банка, 14.5 %. В то время как сейчас аналитики прогнозируют падение ВВП не менее 10%. Значит ли это, что с экономикой все будет в текущем году так же тяжело и плохо, как 30 лет назад? Нет.

 

Все-таки движение экономики в сопоставимый по глубине кризис происходит совсем с другой высоты по сравнению с тем, как это было в самом начале 90-х. Но вот что касается будущих лет, то быть оптимистичным в своих ожиданиях не стоит.

 

Что касается бизнес-стратегий, то очевидно: длинные стратегии рискованны, и действовать нужно короткими операциями.

 

Большинство компаний ощутили на себе:

 

·         разрыв цепочек поставок, необходимость поиска альтернативных поставщиков, удорожание и усложнение логистики, удлинение сроков (особенно это касается  жд-перевозок на восток России);

·         возникновение дефицита товара, сырья (химические добавки), комплектующих, упаковки;

·         снижение количества обращений клиентов;

·          переход на предоплату;

·         остановку инвест-проектов.

Ищем аналоги, смотрим на ЮВА

Составляем систему координат, в которой наглядно представлены ситуации в зависимости от того, сохраняется ли спрос и есть ли проблемы со снабжением.

 

Компаниям, ориентированным исключительно на экспорт, попавшим под санкции, занимающимся ретейлом более дорогого, необязательного ассортимента, рекомендуется продвижение маркетинга и диверсификация по клиентам и каналам сбыта.

 

В таких областях, как медицина, управление инвестициями, промышленное оборудование, производство пива, профессиональной косметики и т.п. (расходников и услуг регулярного спроса для людей и бизнеса, зависящих от импортного сырья), сохраняется высокий спрос, но есть проблемы со снабжением.

 

Выходом будет переход, по возможности, на российские аналоги. Что делать? Ищем новое сотрудничество, например, стоит обратить внимание на ЮВА, ЛА, Индию, Турцию, Африку...

 

В некоторых сферах предполагается рост. Это «ВКонтакте»; Hard-импортозамещение; импортеры, сохранившие отношения с поставщиками; производители, реально получающие рынок уходящих иностранных компаний (стройтовары, товары для дома, растения); внутренний туризм.

 

Но не рассчитывайте, что это навсегда.

В условиях предельного уровня санкций

Эксперт советует провести стресс-тест бизнеса по предельному уровню сценария – с нарастанием санкционного давления.

 

Пример: предельный уровень, полное торговое эмбарго и логистическая блокада, остались лишь внутренние слабо платежеспособные клиенты, госрегламент закупки, много демпингующих конкурентов.

 

Надо решить, что будет делать компания, если наступит такая ситуация.

 

Выделить действие уже введенных санкций – последствия проявят себя через три-четыре месяца, решить, что сможет сделать компания за этот период, чтобы максимально уменьшить неблагоприятные последствия этой ситуации, рассмотреть масштаб прямых потерь и упущенной выгоды, оценить вероятность риска и наметить действия.

 

Эксперт рекомендует:

 

·         расширить присутствие в РФ, СНГ, Таможенном союзе, ЕвразЭС, ШОС

 

·         активизироваться в работе с целевыми группами клиентов, довести проникновение в клиентский сегмент до 50%,

 

·         выйти на новых устойчивых клиентов, экспортеров, не попавших под санкции либо имеющих экспорт в ЮВА, Латинской Америке, Африке, на компании, завершающие инвестиционные проекты.

 

·         выйти на новые регионы и локации, которые становятся привлекательными для вашей специализации благодаря инфраструктурным проектам, изменению логистического и туристического трафика.

 

·         развивать отношения с транснациональными компаниями, продолжившими деятельность в России, а также ключевыми поставщиками за рубежом вне зависимости от санкций.

Мы многому научились

Следующий эксперт, Зоя Стрелкова, автор книг для предпринимателей, 12 лет анализирует цифры российских компаний разных отраслей и масштабов, знает, где искать потери  и резервы.

 

Она сравнивает ситуацию с пожаром в доме и советует очистить то, что можно очистить, выбросить то, что безнадежно пострадало, избавиться от запах дыма и гари и переставить все по-новому.

 

Эксперт отмечает, что сейчас мы многому научились: сейчас утром делаем запрос в свой деловой чат, днем получаем варианты сотрудничества и вечером – решение по дальнейшей работе.

 

По словам эксперта, схемы платежей сломались из-за санкций, и 90% рынка перешло на предоплату. Поэтому финансовая логистика включает в себя новые способы финансирования сделок.

 

Среди них – банковские гарантии, аккредитивы, хеджирование личным поручительством акционера, страхование (например, China Export & Сredit Insurans Сoprporations), краундлэндинг (под контракты), кредит для социально ориентированного бизнеса, для системообразующего бизнеса по льготной ставке, страхование валютных рисков, навык создавать креативные схемы оплаты через Казахстан, Киргизию и т.д.

 

При этом надо помнить, что оборачиваемость важнее, чем оборот, навык создавать альтернативную сеть закупки важнее, чем товарный запас. Не следует создавать избыточный запас под товары «панического спроса» (то, что все уже закупили впрок).

Что сделать в ответ на уход глобальных компаний?

На данное время несколько сотен иностранных компаний реально ушли с российского рынка или временно прекратили работу, сократили ассортимент, заявили о прекращении инвестиций, передают бизнес менеджменту или инвесторам, заявили о прекращении инвестиций.

 

Варианты действий в подобных условиях предлагает Григорий Карлышев, аналитик, занимающийся подготовкой и проведением стратегических сессий.

1. Полный отказ от работы в РФ и с российскими компаниями.

Что сделать сейчас?

 

– Ждать: пауза в работе или остановка на определенное время;

– сохранить общение и взаимодействие;

– искать аналоги в РФ и ЮВА;

– объединяться с такими же игроками, как вы, и профильными инвесторами для создания производства аналогов;

– создать производство по восстановлению, продлению срока службы, ремонту.

2. Пауза в работе и поставках: «Мы ждем разрешения ситуации»

Что сделать сейчас?

 

– Уточнение условий: когда и в каком качестве поставщики готовы вернуться;

–  покупка профильных активов за рубежом;

– замещение аналогами из других стран (ЮВА, Турции и т.д.);

– параллельный импорт.

3. «Сейчас у нас проблемы в логистике и оплате. Давайте обсудим, как мы будем двигаться дальше»

Что сделать сейчас?

 

– То же самое – см. выше.

4. «Продолжаем работать как раньше: да, есть существенные сложности, но нам нужен российский рынок»

Что сделать сейчас?

 

– Улучшение условий (отсутствие или минимальная предоплата);

– расширение доли рынка – выходим к клиентам, которые не были готовы покупать у нас;

– поиск резервных поставщиков;

– уточнение планов по закупке – корректируем заказы  с учетом всплеска спроса и уровня дефицита.

 

Еще как вариант дальнейшего развития – получение поддержки от государства. Разумной, доступной, безопасной, не в разрез в ценностями.

 

Варианты:

 

– получить статус системообразующего предприятия или стать поставщиком системообразующего предприятия;

– получить статус социального предприятия (уточнить, что это даст вашей компании в вашем регионе);

– ФНС не считает уклонением от налогообложения выделение IT- подразделения компании в отдельное юрлицо в целях получения льгот;

– войти в отраслевые объединения либо в бизнес-ориентированные НКО «Деловая Россия», «Опора России»;

– войти в бизнес-клубы.

Что сделать в онлайн без привычных соцсетей

В ходе онлайн-встречи своим видением ситуации в интернете поделился Роман Копосов, который более десяти лет занимается стратегическим консалтингом и взаимодействует с большой сетью инновационных компаний.

 

-- Недавно оказалось, что утекли персональные данные тысяч клиентов, содержание и стоимость их покупок. Один миллион DDoS-атак на российские организации в марте 2022 года, помноженный на восьмикратный рост LFL (Like for like – соотношение выручки магазинов розничной сети за текущий и прошлый отчетный период). Страдают базы данных, системы учета, CRM, утекают клиентские данные.

 

Что делать?

 

– не экономить на антивирусах;

– резервировать базы данных;

– переходить на защищенный и отказоустойчивый хостинг.

 

Нельзя игнорировать, что соцсети во многом захватили внимание.

 

Наталья Розова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 2 (121) Июнь - Июль 2022 года


  • Число просмотров: 55

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

СибЭкспоЦентр

Офис-заказ

Домстрой

Сэйв

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть