Архив журнала «Капиталист»
Досье
Мистер лапша
Андо Момофуку
Как-то Андо Момофуку вспоминал длинные очереди голодных японцев на улицах послевоенной Осаки: «Одетые в потертую одежду люди, дрожа от холода, часами ждали своей очереди, чтобы получить миску лапши рамен…». А позже он часто повторял: "Во всем мире наступит мир, если люди не будут испытывать недостатка в пище".
Его родители умерли, когда Андо был совсем маленьким. И он с братьями и сестрой воспитывался в доме дедушки и бабушки, владельцев магазина текстиля на Тайване. Наблюдая за их работой, Андо рос с ощущением, что бизнес – это интересно.
Свою первую компанию он организовал в 22 года. А через год, отправившись в Японию учиться в университете, продолжил предпринимательские опыты. Андо дважды довелось побывать за решеткой. Непосредственно перед войной его обвинили в перепродаже на черном рынке военных материалов, а после войны – по подозрению в неуплате налогов. В обоих случаях его освободили за невиновностью. Но в возрасте за 40 лет он оказался без гроша в кармане.
В этой ситуации Андо задумался о новом деле и вспомнил ту очередь голодных людей за лапшой рамен в послевоенной Осаке. И решил создать такой рамен, который можно употребить немедленно и запросто. Но с самого начала Андо отказался от идеи выпускать просто сухую лапшу. Тысячелетие назад ее уже придумали китайцы. Его же лапша должна быть не только дешевой, но еще и вкусной и быстрой в приготовлении. С этим и пришлось повозиться. Для своих экспериментов Андо построил настоящую кухню-лабораторию в сарае за своим домом в городке Икеда. Изыскания продолжались без отдыха в течение года. Спал он при этом не более четырех часов в сутки.
В августе 1958 года Андо выпустил лапшу «Чикен рамен». Она заранее пропитывалась приправой из курицы со специями, достаточно залить кипятком – и можно есть. Куриная лапша быстрого приготовления начала набирать популярность и за пределами Японии. "Используя куриный бульон, мы сумели обойти религиозные табу, действующие в разных странах. Индусы не могут есть говядину, а мусульмане — свинину. Но нет ни одной культуры или религии, которая запрещает есть курицу",— объяснял японец свой ход.
А в 1971 году появилось новое изобретение Андо, сделавшее его лапшу едва ли не самым популярным продуктом на планете. Удобную одноразовую чашку из пенопласта оценили очень многие. А вскоре в лапшу начали добавлять сушеные овощи, которые, развариваясь в кипятке, создавали впечатление полноценного супа. Лапша Cup Noodle стала настоящим хитом продаж. Андо Момофуку прозвали Мистером лапша.
В настоящее время только Япония потребляет 5,5 млрд, а весь мир – примерно 100 млрд порций в год. Основанная Андо фирма Nissin Food Products разрослась в огромное предприятие – годовой объем продаж этой корпорации составляет свыше $4,7 млрд.
Андо оставил такие слова: «В жизни не бывает слишком поздно. Я шел к этому изобретению 48 лет». И сегодня, открывая лапшу любой компании, вы можете быть уверены, что найдете там то, что придумал Андо: брикет лапши и два пакетика. Прозрачный — с маслом и серебристый — с бульоном и специями.
- Число просмотров: 381