Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Тренды

Домашняя работа

Новый тренд, грозящий остаться надолго

Так называемый коронакризис, развившийся в этом году по всему миру на фоне пандемии нового вируса, в немалой степени затронул практически все сферы мировой экономики, экономик развитых стран и России в том числе. О его завершении говорить, похоже, пока еще рано. Но оценкой его последствий уже занимаются эксперты. Как и предыдущие кризисы, этот принес не только явно отрицательные моменты – снижение динамики рынков, падение спроса и финансовые потери. Коронакризис переформатировал некоторые привычные бизнес-инструменты, внес свои изменения в традиционные формы работы.

Одним из новых трендов этой весны стал вынужденный переход сотен тысяч россиян на удаленную форму деятельности. И вскоре оказалось, что удаленка открыла нашему бизнесу новые возможности – и не только в плане экономии ресурсов, но и по эффективному изменению внутренних бизнес-процессов.   

УДАЛИЛИ ДВА МИЛЛИОНА

По итогам июня, в стране число тех, кто работает в удаленном режиме, превысило два миллиона человек, о чем на совещании по ситуации на рынке труда сообщил премьер-министр Михаил Мишустин.

 

Между тем, свой опрос провел ВЦИОМ. Согласно ему, на удаленку во время пандемии перешли 16% россиян – восьмикратный рост количества тех, кто перешел на удаленный режим по сравнению с периодом до пандемии. Большинство из них – специалисты с высшим образованием. В бюджетной сфере таких перешло на удаленку 60% - врачи, учителя, воспитатели, научные сотрудники. В коммерческом секторе - 51% (инженеры, дизайнеры, юрисконсульты).

 

При этом почти для трети россиян режим занятости в связи с пандемией остался неизменным.

 

Среди перешедших на дистанционную работу респондентов 61% оценивают свой опыт перехода отрицательно, 36% — положительно. Преимущества работы из дома россияне связывают в первую очередь с отсутствием необходимости тратить время на дорогу и гибким графиком, недостатки — с тем, что специфика деятельности требует непосредственного контакта с людьми, а также со сложностями самоорганизации в домашних условиях.

превратить сложности в возможности

Ставшая вдруг массовой удаленная форма работы поставила немало вопросов не только перед самими сотрудниками, оказавшимися дома вместо привычных офисов с присущим там распорядком. Новые взаимоотношения пришлось выстраивать работодателям. А в правительственных структурах задумались о защите законных прав людей, которые заняты в удаленном режиме, и о поддержке такой формы трудовой деятельности. Ранее, естественно, такие вопросы не рассматривались.

 

Вскоре в эфире программы «Познер» на Первом канале глава Минтруда РФ Антон Котяков сообщил, что готовятся законодательные инициативы по удаленной работе и гибким формам занятости, «чтобы максимально позволить гражданам официально сформировать свои трудовые отношения таким образом, чтобы иметь достойный доход».

 

30 июля в Москве состоялся тематический круглый стол «Удаленка: мифы и реальность», на котором обсуждались вопросы дистанционной работы бизнеса и граждан. Участие в мероприятии приняли представители правительства РФ и крупных компаний – Сбербанк России, ЦИАН, Wildberries, HeadHunter и т.п.

 

Исследования Сбербанка и других экспертных организаций показывают, что запрос на удаленную работу имеется у более 70% сотрудников, получивших опыт работы на удаленке, из них 61% предпочли бы работать по смешанному графику два-три дня в неделю в офисе, а в остальные дни – удаленно.

 

Вместе с тем переход компаний на удаленку неизбежно затрагивает всевозможные экономические процессы в различных сферах: это и изменения транспортной инфраструктуры и логистических маршрутов, и повышенный спрос на качественную загородную недвижимость, и изменение потребления энергоресурсов, увеличение нагрузки на энергосети, в частности в пригородных дачных и садоводческих поселках.

 

«Удаленка – это огромные возможности для всей сферы услуг, субъектов малого и среднего предпринимательства, самозанятых граждан, фрилансеров и IT-компаний», подчеркнул Алексей Херсонцев, замглавы Минэкономразвития РФ.

 

В ходе той дискуссии подняли ряд ставших актуальными вопросов: механизмы оценки и контроля работы сотрудников с учетом часовых поясов, создание центров обработки и хранения данных, облачных сервисов для снижения дополнительных финансовых издержек бизнес-структур, страхование сотрудников при нахождении их на дистанционном режиме и т.п.

 

«Для нас, как для министерства, стоит задача запустить серию экспертных обсуждений для выработки консолидированной стратегии. Совокупность таких данных позволит превратить сложности в возможности для страны, для повышения комфорта жизни граждан», - заключил замминистра Алексей Херсонцев.

 

Все это актуально, как никогда. Ведь как утверждает Антон Котяков, министр труда и социальной защиты РФ, «через несколько лет удаленка станет привычной формой занятости».

В ОФИС ВОЗВРАЩАТЬСЯ НУЖНО?

Возвращаться в офис или нет? А вот этот вопрос неожиданно возник у многих российских компаний, начиная с июня, в связи с частичным ослаблением карантинных мер в разных регионах. И в первую очередь у крупных компаний.

 

В Сбербанке, например, объявили, что работать удаленно продолжат 70% сотрудников. Возможность введения удаленной работы на постоянной основе для различных категорий сотрудников рассматривает «Ростелеком». Опыт по дистанционной работе продолжит и московское метро. Сейчас там на удаленке около 60 тыс. сотрудников.

 

Некоторые российские компании решили оставить своих сотрудников на дистанционном режиме работы до осени. Причинами таких решений их руководство называет хорошие показатели работы из дома и невозможность выполнять требования Роспотребнадзора к возвращению сотрудников в офис.

 

Первой российской компанией, публично заявившей о продлении удаленного режима работы на все лето, до 1 сентября, стала Mail.ru Group. Сейчас в холдинге думают о том, чтобы часть сотрудников постоянно работала удаленно.

 

О решении возвращать работников в офис не ранее 1 сентября объявила и Qiwi. Как говорят в руководстве компании, более трех тысяч человек дольше трех месяцев успешно выполняют свои задачи и из дома. Но обеспечить удобную работу тысяч сотрудников в офисе и в то же время выполнять требования Роспотребнадзора в компании сочли невозможным. По тем же причинам продолжить работу в удаленном режиме до 1 сентября решили и в компании «Авито».

ВЕСЕННИЙ УРОК ДЛЯ БИЗНЕСА

-- Для бизнеса эта весна послужила хорошим уроком: большие компании вдруг поняли, что совершенно необязательно содержать большие офисы и часть функций можно спокойно выполнять в удаленном режиме, -- в интервью «Капиталисту» говорит Дмитрий Нециевский, начальник отдела ВЭД по коммерции московской продуктовой сети «Азбука вкуса». -- Думаю, что в течение года большой бизнес перестроится. Службы техподдержки, логистики, кол-центры, все функции, не требующие личного присутствия или операций с бумажными носителями информации (договора, сверки) – все это может в будущем перейти на постоянный удаленный режим, существенно экономя деньги компании.

 

Говоря об «Азбуке вкуса», Дмитрий Нециевский утверждает, что так как их компания изначально хорошо технически оснащена, проблем при переходе на удаленную работу не было. Нет смысла сидеть в офисе и для небольших компаний.

 

-- Например, у тебя два-три продажника и три-четыре человека на сопутствующих службах. Ну, зачем тебе в такой ситуации офис? Продажники могут работать откуда угодно, остальные – тоже. Платить 40-100 тысяч рублей за офис, в котором никто не сидит – лишняя трата. В коворкинг заехали на пару часов, планерку провели и уехали, считает Дмитрий Нециевский.

 

А вот трудности режима самоизоляции и удаленной работы, по его мнению, в основном в выгорании сотрудников. Во-первых, люди больше работают, так как компьютер всегда под рукой. Если в офисе человек в 18.00-18.30 выключал компьютер и шел домой или на встречу с друзьями, то в режиме самоизоляции идти ему некуда. И он продолжает работать, ведь работа динамична и никогда не получится сказать: «Я сделал все». Новые задачи приходят постоянно и сотрудник, сидя дома, начинает работать до восьми-девяти часов вечера каждый день. В долгой перспективе это приведет к тому, что сотрудник потеряет стабильную трудоспособность. 

ПОЛУЧИЛОСЬ, НО НЕ У ВСЕХ

Разговаривая с иркутскими предпринимателями на данную тему, «Капиталист» чаще всего слышал ответ: не получилось, не хотим использовать удаленку, как постоянную форму работы. Но есть и успешные примеры – там, где бизнес удалось перестроить гибко и креативно.

 

-- Мы в условиях карантина тестировали разные инструменты. Сделали онлайн- заказ для доставки, отдача не была серьезной. Реализовали давнюю идею «конструктора еды» -- наборы для самостоятельного приготовления дома, -- рассказывает предприниматель Михаил Григорьев, владелец DesignBar, магазина M-Studio. – Но большую выручку заведению принес ланч-бокс – комплекс из двух блюд (салат и паста). Вариант обеда на месте или с собой. Особых плюсов такой работы по сравнению с обычной жизнью я не увидел. А в нашем интерьерном салоне ситуация оказалась лучше. Во время карантина работали в дежурном режиме, выдавали предыдущие заказы, обрабатывали редкие новые. Более-менее поток гостей и клиентов восстановился, но в нашем сегменте без личного общения никак.

 

И все же главное, что Михаилу удалось сохранить бизнес, в то время как на центральных улицах Иркутска закрылись некоторые рестораны достаточно громких и успешных концепций.

 

По словам Леонида Захаревича, руководителя иркутского CMM-агентства «Гудвилл», несмотря на то, что их компания занимается предоставлением услуг в интернете, до пандемии было принято работать в офисе. Они были сторонниками работы в офисе. Но с пандемией у них, как и у всех, наступил момент перехода на удаленку.

ЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ И ПОТЕРЯ ДУХА КОМАНДЫ

В целом, если говорить о плюсах работы на удаленке, они, по мнению Леонида Захаревича, следующие.

 

* Сотрудники не тратят время да дорогу до офиса, они сокращают и время, и силы, и нервы, если они не стоят в пробках.

 

* Сотрудники могут самостоятельно распределять и контролировать свое время, выбирать момент для перерыва и т.п. От этого их продуктивность растет.

 

* Поскольку офисное общение теперь исключено, сотрудники меньше времени проводят в разговорах и обсуждениях чего-то неважного, то есть меньше времени уходит на «бесполезные разговоры». Этому способствует и сегодняшний видеоформат проведения совещаний.

 

-- Понятно, что когда человек находится в расслабленном состоянии дома, неизвестно, насколько он распределяет рабочее время грамотно, -- продолжает собеседник «Капиталиста». – Но если в целом стоят четкие задачи и человек их выполняет, то практика показывает, что домашняя работа эффективнее.

 

Но эксперт называет и ряд минусов удаленного режима деятельности.

 

* Чтобы продуктивно работать дома, нужно самостоятельно создать рабочую атмосферу, в том числе организовать себе рабочее место. Важно и чтобы дома никто не беспокоил. А это не всем удается.

 

* На удаленке ослабевает контроль со стороны руководителя – в ходе реализации какого-то проекта он уже не может подойти и поинтересоваться, на каком этапе процесс. Делать это в режиме планерок-видеоконференций возможно, но персональный контроль уже проблематичен.

 

* И уже не приходится говорить о командной работе, когда сотрудник может тут же задать необходимые вопросы своим коллегам. Но сегодня можно чаще организовывать видеоконференции, проводя таким образом коллективные мозговые штурмы.

 

-- Если говорить в целом, то для одних компаний дистанционный режим подходит, для других – нет, -- уверен эксперт. – Например, менеджерский состав вполне может работать на удаленке. Если мы говорим про сотрудников, которые непосредственно занимаются обслуживанием либо взаимодействуют с клиентами, то понятно, что таких перевести на удаленку невозможно. Да и про развитие данного процесса можно сказать определенно: у нас достаточно много компаний, которые не сильно дружат с технологиями, поэтому им перевести весь свой бизнес на удаленку будет тяжело. Да и специалистов, которые помогли бы им это сделать, недостаточно.

 

В целом же, сошлись собеседники нашего журнала, новый дистанционный редим работы еще только формируется и вопросов по нему будет немало. Сейчас же с уверенностью можно говорить лишь об одном: вирус уйдет, а удаленка теперь с нами навсегда…

 

Алиса Королева, Василий Потемкин


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 6 (111) Декабрь 2019 - Январь 2020 2019 года


  • Число просмотров: 615

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть