Архив журнала «Капиталист»
Досье
Улыбка Wal-Mart
Сэм Уолтон 1918–1992
Общие объемы продаж розничной сети Wal-Mart превышают сегодня $485 млрд. В неделю магазины компании обслуживают более ста миллионов покупателей. По утверждению «Файнэншл таймс», это наиболее уважаемая компания мира, символом которой стала широкая улыбка веселого человека.
Мистер Сэм был по-настоящему уникальным и, вероятно, одним из самых успешных предпринимателей в истории. Основатель Wal-Mart всю жизнь считал, что успеха можно добиться только благодаря настойчивости, постоянному совершенствованию и доброжелательному отношению к клиентам и работникам компании.
Трудится Сэм начал уже в семь лет – разносил газеты, позже выращивал кроликов и голубей на продажу. При этом избирался старостой класса и тренировался в рядах бойскаутов.
В годы Второй мировой войны Уолтон служил на авиазаводе, а, вернувшись домой, занялся розничной торговлей. Их первое с женой дело – арендованный на занятые у родственников $25 тыс. магазин «Бен Франклин». Здесь Сэм уже начал отрабатывать технологии, которые позднее принесли успех Wal-Mart: закупка товаров непосредственно у производителя, а не у посредников, продажа по низким ценам, продление часов работы магазина в праздничные дни и т. д.
Он лично встречал каждого посетителя на пороге и демонстрировал такое радушие, как будто видел долгожданного и близкого человека… Через три года выручка магазина выросла в 2,5 раза от первоначальной.
В 1950-е Сэм с братом начали открывать магазины в небольших городах Арканзаса. Уолтон изучал торговлю. Он хотел соединить небольшие семейные магазины, где продавцами являются их же владельцы, и огромные супермаркеты в больших городах. От первых ему нужна была атмосфера, а от вторых – масштаб.
Открыть крупный супермаркет в большом городе сходу было невозможно – дорогая земля, рабочая сила, конкуренция. А почему бы не начать с супермаркета на окраине небольшого города?
В 1962 году на окраине города Роджерс открылся первый Wal-Mart. Он сразу же привлек к себе внимание местных жителей. Это был действительно крупный супермаркет, как в больших городах. Но он отличался от них низкими ценами и дружелюбной атмосферой маленького семейного магазина.
Сэм всегда говорил своим сотрудникам: «Есть один босс — покупатель. Он может сместить любого в компании – от директора до грузчика – тем, что просто потратит деньги в другом месте».
«Самые лучшие идеи поступали к нам от клерков и складских рабочих. Среди них — бесплатный паркинг у магазина и разрешение вывозить тележки с товаром прямо к автомобилю. Если вы позаботитесь о служащих магазинов, то и они, в свою очередь, точно так же будут заботиться о клиентах», - писал Уолтон в ставшей бестселлером автобиографии, изданной в 1992 году.
- Число просмотров: 483