Архив журнала «Капиталист»
Направление
НА МОТОЦИКЛЕ В БУДУЩЕЕ
Путешествие по горной стране, в которой сейчас идет 2075 год
«Непал – страна тысячи ступеней и миллиарда поворотов. Дороги, виды, горы и вершины. Люди, дети, дома. Быт», – так с середины маршрута в своем блоге в соцсети охарактеризовал эту страну путешественник из Иркутска Алексей Павлин. Он побывал на многих континентах – только в Антарктиду и Африку еще не добрался. А когда вернулся из Непала, где две недели на мотоцикле поднимался вверх, с видом на Эверест, то своими впечатлениями поделился с «Капиталистом».
Побывавшие в королевстве Непал утверждают, что это - одна из красивейших стран в мире. Там непривычная европейцу и весьма разнообразная природа - непроходимые джунгли, бурные холодные реки, заснеженные высокогорья, зеленые долины. И все это – в Гималаях, высочайшей горной системе мира. Да, Непал является самой высокогорной страной, и более 40% его территории находятся на высоте не менее трех километров.
Увидеть именно такие горы - очень выразительные, культовые – тот же Эверест, Крышу мира – и было главным желанием иркутского путешественника. Кроме того, сама страна совершенно дикая, совсем не тронутая современной цивилизацией и не раскрученная туристически. Географическими целями маршрута стали горный массив Аннапурна и напоминающие рыбий хвост пики Мачапучаре.
Правильно выбрать байк
Путешествие в страну тысячи ступеней Алексей планировал вместе со своим другом Владимиром Красильниковым.
– С того момента, как мы уехали из Иркутска, и до моего возвращения прошло 18 дней. Непосредственно на мотоцикле путь составил две недели, – рассказывает Алексей. – Из Иркутска на самолете мы добрались до Москвы, оттуда с посадкой в Арабских Эмиратах прилетели в Катманду. В столице Непала заселились в отель и арендовали мототранспорт.
В одной из прокатных фирм столицы Непала иркутяне взяли в аренду туристические мотоциклы «Роял Энфилд Гималайя» индийского производства. По словам Алексея, этот байк – лучший из того, что есть в прокате в Непале.
-- Этот байк -- универсальный для любых покрытий. И на финише я понял, что он мне в душу запал. Хотя подвеска на бездорожье слабая, клиренс низковат, да и движок помощнее бы… Цена аренды $30 в день, но есть места, где и по $40-50 просят. В том прокате таких, бэушных, было семь штук и пара-тройка вообще новых мотоциклов. Оставляешь хозяину в залог паспорт – получаешь документы на байк. Хотя документы мне ни разу не пригодились несмотря на то, что дорожная полиция тормозила несколько раз. Как поднимаешь забрало шлема, и полицейские видят, что ты не местный, сразу отпускают.
Когда берешь байк в аренду, продолжает путешественник, важно проверить состояние цепи, чтобы не в крайнем положении была, то есть уже растянута, состояние зубов на звездочке, уровень масла, работу всех систем. И если что-то не нравится, сразу настоять на ремонте или обмене. Позже оказалось, что мотоцикл Алексея в дороге ел масло. И чтобы не встать намертво в горах и не выгребать оттуда пешком, приходилось каждое утро перед стартом контролировать уровень масла.
Увидеть Эверест
На следующий день отправились на восток – к Эвересту. Это четыре дня пути к подножию самой высокой вершины планеты. Хотя существует вариант маршрута, исключающий офроуд по глинистым, размытым водопадами дорогам. В городке Паплу, откуда альпинисты начинают трек на Эверест, есть небольшой аэродром. Так что до подножия можно добраться и в белой маечке на маленькой «Сесне». Но такого в планах иркутян не было, они приехали за другим.
Они продвигались по дорогам, прорубленным в скалах, где вместо обочины - обрывы в пару километров вниз. А там, внизу - синева и дымка. Дороги петляют узкими серпантинами. Ширина в одну машину. Каждый встречный транспорт оставляет тебе один метр проезжей части до обрыва. И каждая гора – сначала подъем по ее стене, потом такой же бесконечный спуск. Чем выше, тем холоднее воздух и тяжелее дышать.
- В долинах Непала в апреле под плюс 40. А после того, как набрали три тысячи метров вверх, температура падает к 20 градусам и ниже. Ночью же температура вообще пять-десять градусов. Вся жизнь тут движется с шести утра до восьми вечера. В девять вечера все уже спят.
Темнеет резко. Ночь застает путешественников в деревушке из пяти домов. Соседние пара домов - типичные местные постройки из камней и глины. Они уже покрылись мхом, где-то кровля обрушена. Не жилые. Но есть здесь и небольшая гостиница – их тут называют лодж. 400 рупий за ночь. Неотапливаемые номера, но приветливые и открытые непальцы.
-- Хозяева приготовили нам ужин. Чтобы было тепло в столовой, достали из печки угли и поставили их в большой кастрюле,-- продолжает рассказ Алексей. -- Соседи-постояльцы – какой-то тракторист и девчонка, едущая в город. Пообещали, что утром покажут, куда можно сходить встретить рассвет. Ставим горелку в номере, чтобы уснуть было потеплее. На ночь ее выключаем. Укрылись двумя одеялами. А утром идем встретить рассвет на пустырь с небольшим храмом. До Эвереста оставался еще один день пути на мотоцикле.
МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ
Подъехать к подножию Сагарматхи (непальское название Эвереста), своими глазами увидеть его мощь, высоту, красоту – вот она, цель этого участка мототрипа.
А погода проявляет себя не с лучшей стороны. Снег и ветер, тучи. На дороге грязь, под ней – лед. Мотопутешественники не раз падают. Когда дорога закончилась, выше идут пешком.
-- Выходим на точку обзора. Ничего не видно. Погоды нет. Тучи, снег, ветер. Готовим обед и варим кофе. Прошел час, два. Опять снег. Решаем, что будем ждать погодного окна. Шибко далеко ехали, чтобы вернуться, не увидев Эверест.
В нужные и важные для себя моменты, утверждает Алексей, каждый человек по-своему начинает контактировать с миром: загадывает желание, обращается к богу, предкам, друзьям, деньгам, телефону, связям и т.д. Разворачивает клубок мыслей, обещает себе, обманывает себя, договаривается с собой. И еще миллион за и против.
-- Я верю в законы Вселенной, ее силу, ее любовь. Это доверие позволяет идти в неизведанное. Порой одному – навстречу приключениям, не зная, будет ли впереди теплая подушка вечером и обед днем. Один из моих способов связи со Вселенной: когда катишь по планете, увидеть в небе птицу и закричать ей, вдыхая окружающие запахи: "Мы с тобой одной крови – ты и я!" и отправить желание во Вселенную. Так было и в тот день. Когда мы поднимались к видовой точке, я взглядом нашел на небе ворона и загадал: увидеть Эверест и чистое небо.
Потом этот ворон опять появился на небе. Я даже успел его сфотографировать…
И вдруг в том месте, где должна находиться вершина, начало раздувать. Вокруг шел снег и бил почти ураганный ветер. Иркутяне стояли в шлемах, чтоб не мерзнуть, и прятались от ветра за кучей камней. Но прямо над Эверестом тучи начали расходились – только над ним. Даже не верилось.
-- Снег шел стеной. А над вершиной 8848 метров сильный ветер разгонял тучи. Прямо на глаза Сагарматха обретала знакомые и знаковые черты. Сам пик оказался гораздо выше того места, где я ожидал его увидеть. Следом за Эверестом открылись Лхоцзе и Нупцзе – соседние пики. Такие же высоченные! - эмоции били горой. В бинокль (не зря я притащил его за тридевять земель) была видна мощь Южной стены, ледники и пути маршрутов на вершину. Столько про Джомолунгму слышалось, виделось на фото и в фильмах. И тут вершина мира перед тобой. Долго потом стоял и смотрел, глазами фотографируя и запоминая его рельефы, формы, черты. Очень сильные впечатления!
Когда путешественники начали собираться обратно, на место их стоянки прилетел тот ворон, сел в трех метрах и взял себе еду. Совпадение?
-- Сейчас прагматики скажут: "Да просто жрать ворон хотел. Ты что, бородатый, совсем уже? Сказки тут нам рассказываешь?", -- улыбается Алексей. – А мне без разницы, кто что подумает. Я же не охлажденная кока-кола, чтоб всем нравиться. Поэтому как оно есть: для меня это было знаком и очень добрыми и теплыми эмоциями, еще больше поднимающими доверие между человеком и Вселенной.
МНЕ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, УЖЕ СТО ЛЕТ
С горной гряды спускались в южную долину. Внедорожье во всей красе. Мотоциклы не выдерживают и ломаются: цепи вытягиваются, на звездочках ломает зубья, развалился подрамник. До ближайшего городка, где есть фирменный «Ройял Энфилд центр», еле докатили.
-- Въехали в этот городок около четырех часов дня и попали на Праздник красок. Все отдыхают. «Роял Энфилд центр» - тоже. Гуляния тут начинаются в обед, а в 18.00 все по домам. Ну и, как мы убедились уже, в 21.00 Непал спит. Но в шесть утра все вновь на ногах – жизнь непальцев привязана к солнцу. А на Празднике красок -- танцы, улыбки, приветствия везде. Обращаю внимание, что на афише указано – сейчас 2075 год. Мне в этом году исполнится 100 лет. Ничего себе, спустился с Эвереста…
Утром прикатили байки в сервисный центр - стильный интерьер, приветливые люди. На одном байке пришлось менять полностью цепь, звезду и подшипники на колесе. На другом – только тормозные колодки. Отдали кучу денег. Но, забегая вперед, стоит сказать, что в прокатной фирме, где брали байки, этот ремонт компенсировали.
Вскоре путешественники вернулись в Катманду - город суеты, пробок, пыли и хаотичного движения. Приближаясь к столице, обратили внимание, насколько долинный юг Непала напоминает Индию - такие же дома, люди, рынки, цвета, запахи, виды. Даже от оператора пришла СМС: «Добро пожаловать в Индию».
В Катманду дальнейшие цели попутчиков расходились – далее у каждого свой путь. Владимир уходил на месяц в пеший трекинг вокруг массива Аннапурна. Алексей продолжал движение на мотоцикле по западному Непалу. В планах - доехать до подножия Аннапурны по альпинисткой тропе-дороге, поднявшись на высоту 3500 метров. И потом укатить еще дальше на запад в город Покхару, чтоб увидеть желанную Мачапучаре, священную гору с двумя вершинами, напоминающими рыбий хвост. На все это еще одна неделя.
ЖИЗНЬ НА ГОРНЫХ СКЛОНАХ
Далее для Алексея началось сольное мотопутешествие. На его взгляд, это самая верхняя степень свободы – только ты, мопед и дорога. Примотал айфон изолентой к рулю, так как впереди ожидался еще больший офроуд - только горы, перевалы, спуски, подъемы и обрывы. И там совсем нет мотосервисов, лишних заправок и хороших дорог.
-- На одном из перевалов пока снимал фото и видео, дождь таки догнал меня, - вспоминает путешественник. -- Вселенная выключила свет и включила на максимальный режим функцию «Продувка неба от дымки и смога». А дорога идет все выше. Как итог, температура упала до шести градусов, хотя еще утром была плюс 37. Промок насквозь, замерз.
Пришлось завернуть в один из придорожных домов – в гости к непальцам – погреться и отобедать. Кухня у них - центр их Вселенной. Только там есть печка. В остальных комнатах этих домов из камней нет никаких обогревателей. Даже щели сверху и снизу дверей они не минимизируют – обычных для нас порогов и то нет.
Кстати, еда для туриста в Непале стоит по-разному. Находясь в дорогом отеле, за обед вы отдадите 500-800 рублей. А вот если пойти в непальскую кухню, где персонал даже по-английски не говорит, поесть можно рублей за 50. Цена за одну ночевку в придорожном гэстхаусе, в среднем, 150-300 рублей, но в больших городах, конечно, отели стоят дорого.
Вообще жители этой страны, как говорит Алексей, произвели на него неизгладимое впечатление. Живут на таких склонах, на которых в России даже горнолыжники не ездят. Могут приспособить любую местность для сельскохозяйственной деятельности. Южнее многие крутые склоны покрыты рукотворными террасами. Можно представить, как это – бегать по таким грядкам, полоть, поливать, собирать урожай… У кого там на даче под Иркутском труд тяжелый?
Иногда в Непале было сложно представить, как там, на такой высоте, вообще можно находиться продолжительное время, но непальцы живут, работают и пробивают в скалах дороги. В какой-нибудь глуши в горах можно наблюдать, как девочка 12 лет несет на себе с горы огромную емкость воды. А местные жители вдали от суетливых городов выдалбливают камни и строят из них дома. Наблюдая быт горных непальцев, складывалось ощущение, что ты попал на машине времени лет на 500 назад…
…В итоге Алексей достиг всех назначенных себе целей – увидел и массив Аннапурны, и самую красивую, неприступную и до сих пор непокоренную вершину Мачапучаре.
-- После этого я сдал свой байк в Катманду. И через Дубай и Москву вылетел в Иркутск. Сутки с лишним в самолете, и я дома. Но Непал оставил внутри бурные эмоции. Как сказал Володя, Непал - это когда ты вылетаешь из настоящего, прилетаешь в будущее, а по факту оказываешься в глубоком и далеком прошлом. Непал учит тебя принимать людей такими, какие они есть на самом деле. И я этому еще только учусь.
- Число просмотров: 791