Архив журнала «Капиталист»
ВЭД
Россия – Монголия
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СЕГОДНЯ ВЕСЬМА БЛАГОПРИЯТНЫ
Изучив свежие показатели внешнеэкономической деятельности России – итоги 2018 года, «Капиталист» вновь обнаружил положительную динамику в отношениях с ближайшим зарубежным соседом нашего региона – с Монголией. Еще плюс 20 с лишним процентов – все, как в прошлом году в интервью нашему журналу и прогнозировал российский торгпред. А поэтому – у нас новые вопросы к Максиму Васильеву, торговому представителю Российской Федерации в Монголии.
-- Максим Викторович, Россия и Монголия обладают большим потенциалом для расширения двустороннего сотрудничества во многих направлениях. Как вы оцениваете текущее состояние и перспективы дальнейшего развития российско-монгольских торгово-экономических связей?
-- Вы правы, потенциал развития двустороннего российско-монгольского экономического и инвестиционного сотрудничества трудно переоценить. Приятно отметить, что с возобновлением деятельности торгового представительства России в Монголии высокую динамику приобрела реализация Среднесрочной Программы развития стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией в области торгово-экономического сотрудничества. Имеется заметное продвижение практически по всем приоритетным направлениям, обозначенным в Программе.
В июне 2018 года в Улан-Баторе успешно проведена Серия конгрессно-выставочных мероприятий «Российско-Монгольская инициатива – 2018» (РМИ), о которой президенты наших стран договорились на Восточном экономическом форуме в прошлом году. Кстати, РМИ-2018 прошла под эгидой Президента Монголии и Министерства промышленности и торговли России.
Далее. 20-22 ноября в Улан-Баторе также успешно проведена 29-я выставка «Ворота в Азию», в которой приняли участие многие десятки малых и средних предприятий из Иркутской области и других приграничных регионов России.
С учетом набранного темпа сотрудничества и выхода на новые рубежи стратегического партнерства считаем правильным поставить общую цель: увеличить в десять раз товарооборот между нашими странами в ближайшие десять лет, наполнить наше сотрудничество новыми крупными проектами. Во многом этому способствует повышение до уровня вице-премьера руководства российской частью Межправительственной комиссии. С назначением Алексея Васильевича Гордеева, давнего друга и знатока Монголии, главой российской части Межправительственной комиссии, эта работа будет продолжена и значительно расширена.
Для ускорения интеграции экономик наших стран, неразрывно спаянных общими историческими судьбами, важно конвертировать высокий темп, набранный в диалоге между Евразийской экономической комиссией и Правительством Монголии, в конкретные договоренности. Речь идет о заключении Соглашения о свободной торговле с Монголией или, с учетом новых реалий, рассмотрении заявки о вступлении Монголии на правах полноправного члена ЕАЭС.
В любом случае важно последовательно и неуклонно вести подготовку к планомерной интеграции экономик в интересах народов наших стран.
-- В прошлом году в монгольских СМИ писали, что с начала и в течение 2018 года товарооборот между Монголией и Россией вырос на 40%. Расскажите поподробнее за счет чего растет торговля Монголии с Россией?
-- Действительно, нисходящие тренды, которыми двусторонняя торговля характеризовалась в 2014-2016 годах, были преодоленыв 2017 году. В том году объем российско-монгольского товарооборота составил почти $1,4 млрд (увеличение по сравнению с 2016 годом на 46,9%). И в прошлом 2018 году, по данным Госкомстата Монголии, по итогам первых семи месяцев взаимный товарооборот снова показывал устойчиво высокие темпы роста. Тут и экспорт российских товаров в Монголию, и импорт Россией продукции из Монголии. По данным монгольской статистики, положительная динамика почти в 40%. В целом, двусторонняя торговля продолжает устойчиво развиваться ускоренными темпами. И по итогам года, по данным Федеральной таможенной службы России, видим, что вновь достигли очередного исторического максимума товарооборота – почти $1,65 млрд.
Конечно, на обеспечение устойчивого роста взаимной торговли влияют совместные мероприятия, проводимые в новых форматах. Та же Серия конгрессно-выставочных мероприятий «Российско-Монгольская инициатива – 2018» (РМИ), о которой я упоминал выше.
По общему мнению, РМИ-2018 стала самым значительным событием такого рода за весь постсоветский период. Заданный формат обсуждения актуальной российско-монгольской деловой повестки, продуманная и акцентированная концепция, уровень представительства федерального центра и регионов России весьма позитивно повлияли на содержательное наполнение состоявшихся контактов.
Удалось реализовать главную задачу – детально обсудить текущее состояние и перспективы российско-монгольских торгово-экономических отношений, ускорить реализацию совместных проектов, провести презентации передовой российской техники и технологий, имеющих перспективы на монгольском рынке, продемонстрировать единство позиций России и Монголии в региональной и глобальной повестке. Значительный рост взаимной торговли является прямым следствием повышения качества управления в этой области.
Хотелось бы отметить, что особое значение имело подписание в ходе РМИ-2018 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об условиях транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом. Документ предусматривает облегчение доставки к морю монгольских грузов через российские порты Дальнего Востока и в значительной степени мотивирует монгольский бизнес использовать транзитные мощности российских железных дорог.
Вне всяких сомнений, сотрудничество в области агропромышленного комплекса – базовый элемент российско-монгольских торгово-экономических отношений. Мы готовы и далее тесно взаимодействовать с Монголией в реализации второго и третьего этапов совместной программы по оздоровлению монгольского скота, расширять поставки российской сельхозтехники в рамках кампании «Целина-3», создавать условия для увеличения экспорта в Россию традиционных товаров из Монголии.
Готовы рассмотреть предложения монгольской стороны о российском участии в реализации программ интенсификации молочного животноводства и создания промышленных кластеров по выработке кормов, а также создания центров по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции.
Динамично продвигаются проекты в сфере энергетического и транспортного сотрудничества.
-- А каковы сегодня роль и участие России в монгольских мегапроектах?
-- Приставка «мега», на мой взгляд, упоминается слишком часто. Точнее говорить о сравнительных преимуществах и перспективах реализации крупных транзитных, инфраструктурных и промышленных проектов на территории Монголии, закреплении лидерства России.
Когда мы говорим о таких проектах, в первую очередь, отмечаем значение ускоренного развития Улан-Баторской железной дороги (УБЖД), которая является нашим крупнейшим совместным предприятием и, если так можно выразиться, становым хребтом всей экономики Монголии.
В 2017 году объемы грузоперевозок на УБЖД составили 22,8 млн тонн. А по итогам прошлого года превышена планка в рекордные 25 млн тонн, что по сути близко к предельным показателям при текущей пропускной способности дороги. Совместно с ОАО «РЖД» разработана Концепция развития УБЖД на период до 2030 года, предусматривающая в одном из сценариев практически утроение провозной способности дороги.
С учетом того, что УБЖД является частью самого короткого маршрута, соединяющего Азию и Европу, мы видим большие перспективы для транзитных перевозок. Предстоит реализовать масштабную программу модернизации и развития УБЖД до 2030 года на основе принципов единства управления, сети, стандартов, развития, зафиксированных в межправительственных документах и уставе этого акционерного общества.
Конечно, мы также видим и оцениваем перспективы развития дороги как составной части Центрального железнодорожного коридора в рамках Программы Экономического коридора Россия-Монголия-Китай, включая возможности ее комплексного развития и электрификации для значительного увеличения провозной способности. Существуют интересные предложения делового и инвестиционного сообщества о превращении Центрального коридора «Дороги развития» в единый интегрированный канал реализации сразу нескольких мега-проектов, включая нефте- и газопроводы, ЛЭП и оптиковолокно, которые нам еще предстоит оценить.
Одним словом, инвестиционные перспективы развития УБЖД и Экономического коридора весьма благоприятные. Заинтересованным сторонам важно активнее взаимодействовать в рамках формирующихся механизмов межгосударственного и бизнес-диалога. Думаю, свою роль здесь должен сыграть и Центр инвестиционного проектирования в Улан-Баторе.
Особо стоит отметить динамичное возобновление и развитие контактов Монголии с ГК «Росатом», в первую очередь, по созданию в Монголии Центра ядерной науки и технологий. Уверен, развитие высокотехнологического сотрудничества в урановой отрасли принесет значительные плоды для всей экономики Монголии.
- Число просмотров: 793