Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Законопроект

МНЕНИЕ ИЗВЕСТНЫХ ИРКУТЯН

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ САМОЗАНЯТЫХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 22 октября
Новости
ТОСЭР В УСТЬ-КУТЕ
Анализ рынка
РОССИЯНЕ СТАЛИ ЧАЩЕ ХОДИТЬ В ФАСТ-ФУД
Каталог
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

СЭЙВ

Выставка подарки

House-Mafia

Типография Иркут

Консалтинговые услуги

Корсар

ДЭФО

Делобанк

Аляска магазин одежды

АльтСтройКом

Архив журнала «Капиталист»

Направление

МАРШРУТОМ ИРКУТСКИХ КУПЦОВ-ПЕРВОПРОХОДЦЕВ

Экспедиция «Байкал-Аляска»

В конце августа на Аляске успешно завершилась историко-географическая экспедиция «Байкал-Аляска». Экспедиционеры поставили себе цель: пройти тем маршрутом, который в XVIII веке проложили иркутские купцы, открывая и осваивая Русскую Америку. И – цель успешно достигнута.

В XVIII-XIX веках внимание многих иркутских купцов-промысловиков концентрировалось на исследовании земель на востоке – около 20 династий Иркутска снаряжали походы на побережье Тихого океана. В тот период именно наш город стал тем плацдармом, с которого брали старт купеческие экспедиции, шедшие на освоение Американского континента.

 

В 1748 году, после второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга, право монопольного использования пушных богатств на Командорских островах получил иркутский купец Емельян Югов.

 

Пятью годами ранее там же начал свой промысел иркутянин, торговец и мореход, Никифор Трапезников. Он организовал к этому побережью 22 экспедиции, что составило пятую часть всех походов сибирских промышленников. Во время экспедиций были сделаны открытия многих островов Алеутской гряды, даны их описания.

 

А в 1761 году судно «Св. Гавриил», снаряженное перед самой своей смертью Иваном Бичевиным, одним из самых богатых иркутян, впервые достигло американского материка. В память о том плавании на русских картах Аляски появился залив, названный именем Бечевина.

  

Затем были экспедиции Григория Шелихова, других предпринимателей и мореходов, создание знаменитой Российско-Американской компании (1799), основание русских поселений на Аляске и в Калифорнии. Так иркутские купцы приносили пользу не только государственной казне, направляя свои доходы, в том числе, и на отстраивание Иркутска. Своими походами, трудными и опасными, они расширяли границы Российской империи.

   

СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ – КАТАМАРАН

  

…Несколько лет назад иркутский предприниматель Анатолий Казакевич решил повторить тот трудный путь земляков-первооткрывателей. Так и появился проект историко-географической экспедиции «Байкал-Аляска».

 

Маршрут всех этапов экспедиции сложился так. Сначала – через весь Байкал на катамаране. Затем катамаран перевезли через перевал Даван, и на нем по Лене спустились до Якутска, повернули на реку Алдан и поднялись вверх по течению 1500 км. Вскоре экспедиция пересекла еще один перевал и вышла на берег Охотского моря.

 

Далее были населенные пункты Аян, Охотск, Магадан. Обогнули всю Камчатку, пересекли Берингово море, прошли весь север Аляски. Далее – по Тихому океану вдоль Алеутских островов через Фолс-Пасс, Колд-Бэй, Чигник и остров Кадьяк. Финиш – в городе Хомер.

 

Первую часть маршрута длиной семь тысяч километров от Иркутска до Петропавловска-Камчатского прошли в 2017 году. В этом городе катамаран был оставлен на зимовку, и 17 июня 2018 года оттуда стартовал второй этап экспедиции.

 

Далее маршрут пролег через Камчатку - «восьмое чудо света» с вулканами, ледниками и 170 уникальными природными объектами, Чукотку, где живет больше всего оленей в мире. Через одно из самых китовых на планете мест возле Аляски, через заповедник Катмай – край вулканов и бурых медведей. Вдоль Алеутских островов с их огромными птичьими базарами.

 

Опорными точками стали Анадырь – самый восточный город России, Ном – конечный пункт самых престижных в мире гонок на собачьих упряжках  «Айдитарод», порт Хомер – самая западная точка американского континента, куда можно добраться по автодороге.

 

В Хомере экспедиция финишировала 26 августа, пройдя за два года 13422 км по семи регионам России и по Аляске. Подготовка и реализация проекта заняла шесть лет.  

    

Весь путь пройден на сборно-разборном катамаране океанского класса «Искатель», построенном специально для экспедиции. Оснащенный четырьмя парусами и двумя моторами, он выдержал все сложности эксплуатации в жестких условиях экспедиции по одному из самых диких и уединенных маршрутов мира.  

    

Самые яркие страницы из дневника второго этапа экспедиции мы предлагаем читателям «Капиталиста».

 

            Первые сто километров

 

   Утро первого дня экспедиции началось с борьбы. Яростной и принципиальной. В нас боролись два желания. Первое – побыть еще в гостеприимном Петропавловске-Камчатском, с новыми друзьями, тоже считающими себя сибиряками, благодаря которым мы справились с подготовкой не за месяц, а за две недели. Второе – скорее рвануть в океан, азартно поздороваться с ним после полугодового перерыва и отправиться далее - на север. 

 

 Победил компромисс: друзья на двух яхтах прошли рядом с нами по Авачинской бухте до выхода в океан. В этот день он был спокоен, но мы добавили ему драйва, скорости и волн. На одной волне. В одном ритме. С одним настроением. Вперед!!

 

Чем дальше, тем больше низкого тумана, птиц, колонков, тюленей. Больше холода. Больше скрытых опасностей. О них нас предупредили, так что мы осторожны. Берем курс на бухту Бечевинка, застегиваем яхтенные костюмы и пытаемся фотографировать потрясающие камчатские виды в проблесках тумана. Иногда удается.

 

110 км  – и мы у запланированной точки в бухте. Темно. Холодно. Тихо. Хорошо. Бросаем якорь, достаем спальники и устраиваемся на ночлег. После двух суток без сна накануне старта, пока готовили катамаран, хочется одного – выспаться.

 

Поселки-родственники

 

Путешественников с Байкала, оказавшихся в окрестностях Усть-Камчатска, ждет сюрприз: название «Култук» на карте, как раз на берегу местного озера. На берегу нашего Байкала ведь тоже есть Култук – первое русское поселение на юге озера, одно из старейших в Сибири, которое в середине XVII века основал Иван Похабов, двигаясь в Тункинскую долину.

 

Решив узнать значение слова, объединяющего две точки нашей экспедиции, обнаружили интересный факт, связывающий Култуки с торговым путем сибирских купцов, по которому мы идем: в словаре Владимира Даля сказано, что одно из значений слова «култук» в Сибири – место на судне, лодке, занятое товаром одного хозяина. Вот такая вот связь с прошлым.

 

И рядом – то, что связано с будущим. В Усть-Камчатске впервые за время пути мы увидели ветряки, много-много. Привычные для глаза во время путешествий по Европе, здесь они удивили. Как оказалось, ветряки – часть крупнейшего на Дальнем Востоке ветроэнергетического комплекса, совместного проекта, реализованного при поддержке правительства Камчатского края, энергетической компании и японских специалистов.

 

«А ведь наш «Искатель» на них похож», – сразу подумали мы: он ждет здешнего ветра в свои паруса, они – в свои «паруса» – лопасти. Пожелаем нам всем хорошего ветра!

  

Календарные выходные мы провели на суше, но для нас, уже вторую неделю живущих по морскому времени, они-то как раз стали напряженно-рабочими. Дожидаясь смены погоды со шторма на более благоприятную, мы занимались подготовкой катамарана к более суровым северным отрезкам большого пути: кто – на мачте, кто – в палатке, кто – в поездках за деталями снаряжения и провизией.

 

Утеплили палатку, установили антенну и освещение для ночных переходов. Заменили рулевую систему – сделать это решили после того, как стало понятно: новая, на которую возлагались большие надежды, как раз их не оправдала. Поэтому снова установили прежнюю, испытанную в прошлом году на 7000 км от Байкала до Камчатки. Теперь полностью готовы к продолжению пути – утром в понедельник.

 

В подготовке очень помогли отзывчивые жители Усть-Камчатска – советами о том, как проходить сложные участки, транспортом во время наших передвижений по городу, теплыми вещами и домашней едой в дорогу. Отсюда мы везем и подаренные экспонаты для музея «Байкал-Аляски», который параллельно создается в Иркутске.

 

Прошли первую тысячу километров

 

Это событие пришлось на район мыса Каменистый на полуострове Озерной в Карагинском заливе Берингова моря. И произошло во время нашего марш-броска в 380 км, которые мы преодолели за 30 ходовых часов. Перешли на режим вахт и прожили это время в интенсивном режиме гонки.

 

Погода менялась раз десять: был полный штиль, попутный ветер, туман, шторм с туманом, туман без шторма, туман с волной, туман без волны, полное отсутствие видимости и полная видимость – на прекрасные пейзажи. Было тепло – мы загорали, было очень холодно – мы промерзали.

 

Вечером зашли в устье реки Хайлюля – третье устье с начала маршрута. Воспользовавшись опытом прохождения прошлых двух, на этот раз бары преодолели быстрее и проще.

 

В медвежьих краях

  

Что нам редко удается на нынешнем этапе экспедиции, так это побыть на твердой земле. Медвежьи края! Поэтому большую часть времени проводим на качающейся поверхности нашего «Искателя». Иногда кренимся, зато безопасно.

 

Тем ценнее был этот недолгий вечер у костра на узком берегу лагуны с далеко просматривающимся берегом. За разговорами о жизни, не только на нашем катамаране. С обсуждениями фильмов, не только того, какой снимаем мы. С постоянными шутками – без этого мы никак. И некоторыми личными итогами первых двух недель.

 

Старпом, например, привык подниматься на 10-метровую мачту, занимаясь парусами. Антон понял, что недооценивал холод этих мест. Юля вдоволь наснимала то, что любит, и как любит. А капитан просто рад, что добрался на «Искателе» до настоящих диких мест.

 

Посидели? И скорее ночевать на борт.

 

Рыбзаводы - как пит-стопы на гонках

  

Новый день был прекрасный: вышли в семь утра, полдня был штиль – шли под мотором, потом задул попутный ветер – пошли под полными парусами. В пути возникла небольшая проблема – сломалась закрутка генуи. Бывает. Думали, придется заказать новую участнику, который прилетает в Анадырь на второй этап.

 

С этими мыслями пришвартовались у рыбзавода компании «Дельфин» в селе Пахачи. Тут же нас окружила делегация – директор и все его замы. Узнав о поломке, сразу позвали сварщика – и все быстро отремонтировали. Вот так бывает: успеваем за день что-то сломать, починить – и забыть про это.

 

Вообще остановки у рыбзаводов в этой части экспедиции – настоящие полноценные пит-стопы, как на автогонках: стоит пришвартоваться, как нам предлагают хлеб, питьевую воду, еду, топливо, оперативно устраняют технические неисправности, находят детали и мастеров.

 

Вся цивилизация вдоль нашего маршрута – это камчатские рыбзаводы. Всем им выражаем благодарность за гостеприимство, физическую, организационную, человеческую помощь. За то, что все по-настоящему и искренно: раз – и без лишних разговоров все сделали.

  

Огибаем Африку

  

«Носилки с икрой и Африка», -- если посторонний человек посмотрит на эту наспех сделанную запись в походном дневнике экспедиции, очень удивится и даже засомневается: «А все ли в порядке с экипажем и не начались ли у него вдали от цивилизации галлюцинации?».

 

Для нас же все просто: в этот день гостеприимные руководители рыбзавода организовали для нас экскурсию и показали все процессы работы с камчатской рыбой. Мы сменили яхтенные костюмы на одноразовые халаты, бахилы и шапочки и отправились в цеха. Именно там мы увидели бесконечные контейнеры с рыбой, заполненные икрой носилки, классных специалистов, точно выполняющих ювелирную работу. Да, производство впечатляет масштабами и организацией.

 

Попрощавшись, отправились дальше – огибать мыс с экзотическим для здешних мест названием Африка – самую восточную оконечность Камчатки. Загадка с именем разрешается вполне логично: этот мыс был впервые исследован русскими офицерами с судна «Африка».

 

Мы хотели высадиться на мысе и добраться до смотрителей маяка, но местные жители предупредили, что подойти к нему сложно с любой стороны – сильные волны и подводные скалы. Рисковать не стали, прошли на безопасном расстоянии. И оставили запись в дневнике, где пара слов разворачивает для нас все яркие впечатления экспедиционного дня.

 

Исследование Чукотки

 

Хатырка, небольшое село на Чукотке, куда мы добрались после недлинного перехода, внешне очень похоже на норвежские села красивыми разноцветными домами. Здесь все – добротное и ухоженное: школа современной архитектуры, чистые улицы, клуб. И бесплатный вайфай!

 

Из трехсот местных жителей мы сразу же встретили именно того, кто учился в Иркутске – в сельскохозинституте, после чего переехал на Чукотку. А потом узнали, что и один из пограничников тоже получал образование в Байкальском госуниверситете. Вообще тех, кто учился или служил в Иркутске, на нашем пути много.

 

А потом мы принимали на «Искателе» гостей, доброжелательных и внимательных к путешественникам, заглянула к нам и глава местной администрации Нина Козина. Переночевав и уточнив прогноз погоды, отправились дальше.

 

Сегодня на «Искателе» праздник: отмечаем 170 лет со дня спуска на воду – 10 июля 1848 года – легендарного судна «Байкал», на котором было совершено много географических открытий в районах, где второй год проходит наша экспедиция.

 

Торжественный обед в честь события проходит на фоне лежбищ моржей, скал, с которых спускаются в море двенадцать водопадов подряд, и под радугу на фонтанах окружающих нас китов.

 

И – под вспышки камер: мы продолжаем снимать фильм о местах, открытых русскими мореплавателями, не боявшимися штормов, холода, трудностей. Двигавших вперед мир и развитие территорий. Их истории вдохновляют нас. Дают силы. И идеи, над которыми думаем и о которых спорим уже третью неделю.

  

Завершили первый этап в Анадыре

  

Без ночевки в Беринговском, без выходов на берег, перейдя на вахтовый режим в течение 200 км, чтобы успеть до более сильного шторма. Через волны выше трех метров, при ветре с порывами более 15 метров в секунду, под тяжелыми тучами, с поврежденной мачтой мы упорно шли к Анадырю – столице Чукотки, самому восточному городу России и финальной точке первого этапа экспедиции нынешнего года. Это был и физически, и морально самый изматывающий участок нашего пути.

 

Седьмой причал стал для нас маяком этого дня. На нем уже ждали. Представители правительства Чукотки, журналисты, детские ансамбли и два участника следующего этапа от Анадыря до Нома – Александр Ломп и Герман Арбугаев. Чукотские обряды, горячий чай, национальные блюда и искреннее радушие помогли переключиться на режим «большой земли» и почувствовать себя среди цивилизации после опасностей дикой природы. Это тоже важно.

 

Без качки мы проведем дня три-четыре. Отремонтируем мачту, сделаем при участии друзей наших друзей из Петропавловска-Камчатского – компании «Чукотхозторг» - техническую подготовку катамарана к самому сложному этапу. А также купим продукты и топливо.

 

И главные цифры первого этапа: один катамаран, четыре участника экспедиции, 25 дней, 2822 км, десятки китов и сотни моржей.

 

Масштаб не оценишь по карте

 

 -- Даже когда внимательно изучаешь карту, прокладывая маршрут, просчитывая количество километров для каждого дня и всего от точки старта до финиша, сложно представить масштабы территории, вдоль которой предстоит пройти,  -- подводит итог первого этапа капитан «Искателя» Анатолий Казакевич.

 

И только когда пропускаешь этот путь через себя, когда воспринимаешь его вживую, можешь оценить, насколько это гигантская и живописная территория -с огромным количеством вулканов, водопадов, гор. С особой неповторимой красотой на каждом километре. Цвет воды каждый день разный, цвет и рельеф гор разный, высота неба каждый день воспринимается по-другому. И - никого! В этой уединенности – тоже притягательность, делится капитан.

 

-- Конечно, наш экипаж был не единственным, кто шел в это время вдоль Камчатки и Чукотки, - продолжает Анатолий Казакевич. – Мы встречали и других мореплавателей, путешествующих на меньшие дистанции, но все равно эти уникальные места туристическими пока не назовешь. Хотя здесь огромный потенциал для грамотного экологичного экспедиционного туризма, научных исследований.

 

Катамаран с частично усовершенствованной в этом году конструкцией в целом составил с экипажем отличную команду для прохождения сложного маршрута. В первые две недели во время разных ситуаций стало понятно, какие технические доработки необходимо провести, и мы смогли сделать это и во время движения, и на стоянках. Проанализировали поведение катамарана в критических ситуациях, и теперь точно знаем, какой должна быть подготовка к главному испытанию на прочность – Беринговому проливу.

 

Один из непредсказуемых итогов первого этапа: мы немного пересмотрели концепцию документального фильма в процессе съемок, встреч с местными жителями, записей интервью и ярких историй, изучения мест, по которым проходил торговый путь сибирских купцов из Русско-Американской компании. Как по карте невозможно оценить масштаб этих мест, так только в них, смотря и слушая, оказалось возможным почувствовать то, чем живут здесь люди, как формируется их предпринимательский опыт, как они воспринимают прошлое и видят перспективу.

 

Чукотка – седьмой регион, по которому проходит экспедиция. И мое личное открытие: тонкие отличия в позитивном мышлении деятельных людей – многие придумывают и двигают настоящие классные дела, находят возможности вопреки обстоятельствам, при этом в каждом регионе эти процессы отличаются.

 

Анна Важенина


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 5 (104) Октябрь - Ноябрь 2018 года


  • Число просмотров: 56

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

Ангарские рыбные деликатесы

Недвижимость в Иркутске

Байкалов

MoDo

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть