Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Ремесла

МЕЖДУ ТВОРЧЕСТВОМ И БИЗНЕСОМ

Народные ремесла

Что такое сегодня народные сибирские ремесла – занятие в свободное время людей увлеченных, творчество, дополнительный способ заработка или своего рода создание национальных символов, подчеркивающих своеобразие нашей страны? В поиске ответа наш журнал обратился к иркутским мастерам.

Но начнем с федерального центра: эксперты Министерства промышленности и торговли РФ отмечают, что в последние годы интерес россиян к народному творчеству и к народным художественным промыслам (НХП) возрождается. А значит, как утверждает глава Минпромторга Денис Мантуров, сохранение и поддержка народных промыслов — одна из важнейших государственных задач.

 

По данным Минпромторга РФ, в сферу НХП входят сегодня около 250 предприятий из 64 регионов России, выпускающих продукцию, относящуюся к 15 видам производств. Численность занятых в этой отрасли — более 30 тыс. человек. Во многих субъектах РФ приняты и действуют долгосрочные целевые программы по сохранению и развитию народных промыслов.

 

За счет средств федерального бюджета в форме субсидий поддержку производства и реализации изделий получают около 80 организаций народно-художественных промыслов из 34 субъектов России. В прошлом году на госфинансирование отрасли было выделено 450 млн рублей, в 2018 году запланировано 615 миллионов.

  

НЕПРОСТАЯ ГОСПОДДЕРЖКА

 

Очевидно, что миллионы рублей господдержки, данные по которой приводит Минпромторг, касаются крупных российских предприятий НХП. А сибирские мастера, большей частью – индивидуалы или работающие семейным подрядом, могут только порадоваться за своих более мощных коллег.

 

Вообще, как нам удалось узнать, поддержка традиционных народных промыслов не осуществляется в прямой денежной форме. На федеральном уровне это «установление дополнительных льгот предприятиям народных художественных промыслов, в том числе освобождение их от уплаты налога на имущество и налога на добавленную стоимость по импортируемым материалам и оборудованию, закупаемым предприятиями народных художественных промыслов для их производственной деятельности», а также субсидии, предоставление помещений на праве безвозмездного пользования.

 

По закону «О государственной поддержке культуры в Иркутской области» господдержка предусматривает, в том числе, установление мест традиционного бытования промыслов на территории региона, информационную и консультационную помощь. 

  

При этом к организациям НХП относятся юрлица любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных товаров собственного производства которых изделия народных художественных промыслов составляют не менее 50%. Но чтобы компанию официально признали, как занимающуюся народными художественными промыслами, и выделили господдержку, ей нужно в Москве обосновать уникальность своих изделий.

 

Проще говоря, официальное признание может быть выгодно для тех, кто находится в статусе юрлица– фабрики, промышленные предприятия, некоммерческие организации, даже индивидуальные предприниматели, но не мастера-одиночки. Почему и выгодно им объединятся в ассоциации, союзы, некоммерческие организации. 

 

Людей творческих, в первую очередь, отталкивают бюрократические процедуры, хождение по кабинетам, бумаги и расчеты. Они не склонны тратить на это свое время.

 

-- Дороже всего обходится время, - рассуждает мастер по керамике Андрей Голендеев. – Если с нуля начинать, то нужно вложиться в дорогостоящее оборудование – ту же печку для обжига. После того как вложены средства в оборудование, инструменты, поставлено на поток производство изделий, сама технология запущена, то надо работать…

 

СПРОС ФОРМИРУЕТСЯ ТУРПОТОКОМ

 

Народные промыслы в Приангарье представлены весьма разнообразно: резьба по дереву и бересте, вышивка, художественная керамика, резьба по камню, народные костюмы, создание изделий из кожи, меха, бисероплетение и многое другое. И по количеству проводимых выставок, ярмарок, фестивалей и мастер-классов можно сделать вывод, что ремесленников-умельцев в регионе достаточно.

 

Спрос же на изделия народных промыслов, по утверждению мастеров, с которыми пообщался «Капиталист», в Прибайкалье формируется турпотоком и сезонностью. И интерес у туристов к местным народным ремеслам растет– они приобретают керамические, ювелирные изделия, сувениры, игрушки, одежду, обувь, аксессуары с национальным колоритом и многое другое.

 

Растет и сам турпоток в наш регион. В прошлом году Прибайкалье с туристскими целями посетило более 1,6 млн человек, 211 тысяч из которых – гости из-за границы. В этом же году число интуристов только за период с января по август выросло почти 54% - 132 тысячи. То есть перспективы для спроса на изделия народных мастеров вполне конкретные.

 

Хотя, по словам наших собеседников, именно сибирские изделия больше пользуются спросом у российских туристов, приезжающих из Западной Сибири, Приморья, Санкт-Петербурга, Москвы, нежели у иностранцев. Причину ремесленники видят в том, что только наши соотечественники видят и понимают четкую грань между сибирским и общерусским искусством.

 

-- Сезонность на изделия с местным колоритом, безусловно, есть. Она совпадает с разгаром туристического сезона, то есть приходится на лето – раннюю осень, когда туристы приезжают на Байкал, Ольхон, в Листвянку. Тогда и продукция идет нарасхват, -- утверждает мастер по бересте Михаил Моролев.

 

Мастер по эвенкийскому костюму, дизайнер этнической одежды северных народов Евгения Гомбоева подтверждает, что спрос есть преимущественно летом, а также зимой – тогда приобретают унты, меховые изделия.

 

Помимо этого, покупательский интерес увеличивается к Новому году, когда люди покупают так называемые трендовые вещи на подарки близким – валенки, платки, шали, одежду, украшения и аксессуары с этническими мотивами, талисманы и обереги, затем – к 23 февраля и 8 марта.

  

САМ СЕБЕ МЕНЕДЖЕР

 

Но чтобы стать по-настоящему востребованным мастером, получать прибыль, необходимо не только хорошо и много работать, но и быть умелым менеджером и маркетологом. Спрос есть, но клиентуру надо находить самостоятельно.

 

Самый доступный вариант, чтобы заявить о себе,-- зарегистрироваться и активно общаться на тематических форумах, в сообществах, сайтах объявлений, вести аккаунт в соцсетях, где можно заработать репутацию, создать себе имя, найти собственную нишу, постоянных клиентов, получать оригинальные заказы, когда покупатель просит изготовить только «для себя» -- с именными надписями, рисунками. Помимо того, это возможность изучить работы конкурентов и сориентироваться в потребностях потенциальных покупателей.

 

Еще одна возможность заявить о себе, показать и проявить себя – участвовать в различных ярмарках изделий народных промыслов, фестивалях, выставках, конкурсах в крупных городах. Иркутские мастера востребованы там, потому что каждый год привозят что-то уникальное, сибирское, созданное в новых техниках и направлениях. Хотя покупатели там очень привередливые и выбирают изделия особенно внимательно.

 

-- Но когда начинается быстрое зарабатывание денег на поставленном на поток ремесле, заканчивается творчество и уникальность, -- предупреждает художник,  эвенкийский мастер Сергей Писарев. – Мастер в каждое изделие свою душу вкладывает, он не должен думать об объемах производства. У каждого мастера — свой почерк. Кроме того, требует больших хлопот готовиться к выставкам: это и немалые финансовые затраты на оборудование и материалы, которые играют особую роль, и требуется много времени.

 

Поучиться у предков

 

Ежегодно в Иркутске проходит масштабное и яркое событие – фестиваль моды «Этноподиум». 

 

-- Идея создать проект по возрождению, сохранению народных традиций и этнических костюмов у меня возникла давно. Для нашего города хотелось организовать фестиваль, который бы имел собственное лицо, занял свою нишу,  -- рассказывает президент Евразийской ассоциации этнодизайнеров Роза Халтуева. – Изначально не было глобальных планов, просто хотелось показать, что нужно беречь и популяризировать культурные исторические традиции, сохранять народное ремесло. Во время проведения мероприятий мы, команда единомышленников, стараемся охватить культуру самых разных народов. Кроме того, показать, как очень много общего в костюмах различных национальностей – орнаментов, покроя. С одной стороны, видно, какие все разные, с другой – как много совпадений, скажем, в русской и восточной культуре.

 

Взглянув на элементы одежды, видно, что они имеют общее начало. Например, в разных культурах очень много внимания уделяется поясу. Это и защита, и оберег, и украшение, и элемент обрядовой культуры.

 

-- Чему можно поучиться у предков – это продуманному безотходному производству: ни один лоскут не выбрасывался, а был использован, -- продолжает Роза Халтуева. – Шкура обрабатывалась, из рогов делали пуговицы и украшения, из жил животных – нитки, из костей – иголки. Мы, члены ассоциации, хотим донести мысль, что нужно найти и соблюдать какую-то середину, баланс между многовековыми традициями и современностью. Не надо создавать что-то новое, когда существует то, что проверено веками. По сути, нам даже не надо учиться народным ремеслам, у каждого из нас это заложено в генах.

  

Оттачивать мастерство

 

 -- Качественные оборудование, материалы, инструменты играют огромную роль, но без мастерства успех не гарантирован, -- говорит Михаил Моролев. – Нужно постоянно учиться, работать, развиваться, осваивать новые технологии. Работать с берестой сложно: занятие кропотливое, требует много времени, усидчивости, терпения, усердия, внимательности и – вдохновения.

  

 -- Иркутск – город небольшой, но здесь живет много талантливых творческих людей и мастеров, в том числе и молодых, профессионализм растет, -- уверена Роза Халтуева. – Думаю, что это связано с нынешним темпом времени. Творчество помогает отключиться от огромного потока подчас лишней информации, это же настоящая медитация. И люди стали интересоваться ручным декоративным трудом, несмотря на то, что легче купить готовое, чем выполнить что-то для себя. 

 

Новых идей и задумок у иркутских мастеров — множество. Людей тянет к прекрасному, возвращается мода на ручной труд, но для развития народных промыслов нужна, в том числе, немалая господдержка. Хотя и задача многих сибирских мастеров – не заработать на своем творчестве, а воспитать в людях любовь к искусству, возродить и сохранить народные традиции…

 


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 5 (104) Октябрь - Ноябрь 2018 года


  • Число просмотров: 881

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть