Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

ТРАНСФОРМАЦИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА!

КОМПАНИИ ГОТОВЫ МЕНЯТЬ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 31 августа
Законодательство
В ИРКУТСКЕ ЗАПУСТИЛИ ТОТАЛЬНУЮ "ЗАЧИСТКУ" ОТ НЕЗАКОННОЙ РЕКЛАМЫ
Новости
УЖЕСТОЧИЛИСЬ ПРАВИЛА ТОРГОВЛИ АЛКОГОЛЕМ
Каталог
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

ЖБИ

Stihl

Лифты в Иркутске

Фортмет

Теплоблок

ТЭК

СибЖар печи

Консалтинговые услуги

Типография Иркут

АльтСтройКом

Архив журнала «Капиталист»

Проверки

КАК ПРОВЕРЯЕТ РОСПОТРЕБНАДЗОР

По плану в 2018 году Роспотребнадзор должен «навестить» более 70 тыс. организаций и предпринимателей. Если прибавить к этому проверки вне плана, которые чаще всего проводят по жалобам потребителей, количество проверяемых субъектов перевалит за 100 тыс. В зоне риска может оказаться каждый.

 

С проверками Роспотребнадзора рискуют столкнуться многие организации. Считать, что в зоне риска находятся только заведения общепита и продуктовые магазины, – большая ошибка. Практика показывает, что проверяющие приходят в банки, страховые, энергетические и управляющие компании. О том, как проходят поверки Роспотребнадзора, рассказывает Владимир Матулевич, эксперт издания «Юридический справочник руководителя».

 

Проверки Роспотребнадзора, как и многих других контролирующих органов, бывают плановыми и внеплановыми (ст. 9 и 10 Закона № 294-ФЗ), а также документарными и выездными (ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ).

Плановая проверка

 Как нетрудно догадаться, эта проверка проводится на основании специального плана, который составляется на каждый календарный год. План проверок не является тайной за семью печатями. О том, будут ли компанию проверять в том или ином году, можно узнать в несколько кликов. Вся информация размещается на сайтах Генпрокуратуры России (в разделе «Сводный план проверок») и Роспотребнадзора (раздел «Планы плановых проверок»).

 

В 2018 году должно быть проведено более 70 тыс. плановых проверок. Правда, коммерческих организаций в плане – меньшинство. А большая часть проверяемых – детские сады и школы. Отчасти это объясняется тем, что обычная фирма может попасть в план проверок не чаще чем раз в три года. А вот организации, которые работают в социальной сфере, здравоохранении или образовании, могут проверять ежегодно.

 

Еще один важный фактор – действующий до конца нынешнего года мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства.

 

Включить в план проверок Роспотребнадзор может (но не обязан!) лишь тех субъектов малого предпринимательства, которые (ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ):

   

* работают в «социалке», здравоохранении или образовании (в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ);

 

* привлечены к административной ответственности за грубое нарушение (единого критерия грубости в КоАП РФ нет);

 

* привлечены к административной ответственности в виде приостановления деятельности;

 

* лишены лицензии (или ее действие приостановлено).

  

Внеплановая проверка

  Специалисты Роспотребнадзора приходят вне плана, чтобы проверить:

   

* поступившие к ним жалобы потребителей;

 

* исполнение ранее выданного предписания об устранении нарушения;

 

* деятельность компании, которая подала заявление о выдаче лицензии или предоставлении специального статуса (если проверка является необходимым условием);

 

* материалы и обращения, переданные из прокуратуры;

 

* информацию (в т.ч. из СМИ) о нарушении прав потребителей, возникновении угрозы вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (или о фактах причинения такого вреда). Обратите внимание, что в этом случае проверка должна быть согласована с прокуратурой.

 

Наиболее распространенное основание для внеплановой проверки – это, конечно, жалоба потребителя.

 

Вообще, жалобы потребителей бывают разные. Закон № 294-ФЗ выделяет две категории жалоб граждан – на нарушение прав потребителей и другие жалобы.

 

Когда речь идет о нарушении прав, потребитель должен сначала обратиться за их защитой к компании-нарушителю, и только если его требования проигнорировали или не удовлетворили – в Роспотребнадзор (подп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

 

Другое дело, если жалоба не связана с правами потребителей. В этом случае предварительно обращаться в компанию не обязательно. Сразу в Роспотребнадзор можно сообщить:

 

* о возникновении факта (или угрозы) причинения вреда здоровью граждан, например о нарушении санитарных требований;

 

* нарушении законодательства о техническом регулировании;

 

* факте продажи товара, не соответствующего требованиям безопасности.

 

Такие разъяснения даны на официальном сайте Роспотребнадзора.

 

Вывод напрашивается сам собой: если гражданин обращается с жалобой, лучше попытаться решить конфликт миром. Иначе велика вероятность вскоре увидеть на пороге офиса проверяющих. Тем более что во многих случаях гражданин вообще не обязан предварительно вступать в диалог с компаний.

Документарная проверка

  Данная проверка (неважно – плановая или внеплановая) проводится по месту нахождения Роспотребнадзора. При этом проверяются сведения, содержащиеся в документах, которые связаны с исполнением фирмой обязательных требований.

 

Компания обязана представить заверенные копии или электронные документы по мотивированному запросу, к которому прилагается копия распоряжения или приказа о проверке. На подготовку и представление документов отводится десять рабочих дней.

Выездная проверка

  Эта проверка (неважно – плановая или внеплановая) проводится по месту нахождения фирмы или по месту ее деятельности. Предметом проверки выступают:

 

* сведения, содержащиеся в документах компании;

 

* деятельность, объекты, товары (работы, услуги), сотрудники компании (на предмет их соответствия обязательным требованиям).

 

Проверяющие могут заглянуть «на огонек», если при документарной проверке:

 

* невозможно оценить соответствие деятельности фирмы обязательным требованиям;

 

* невозможно удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах компании;

 

* установлены признаки правонарушения.

 

При этом предварительно проводить документарную проверку специалисты Роспотребнадзора не обязаны. Например, если они заранее понимают, что без похода «в гости» проверить деятельность фирмы не удастся, они могут сразу провести выездную проверку.

 

При выездных мероприятиях компания обязана предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, которые связаны с проверкой (но только если выезду не предшествовала документарная проверка) и обеспечить доступ проверяющих (а также экспертов, представителей экспертных организаций) на свою территорию.

 

Если фирма этого не сделает, и проведение проверки станет невозможным, ей и ее должностным лицам грозит штраф. И надо сказать, штрафы за это нарушение назначаются не так уж редко.

  

Сроки проверки

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. Причем это утверждение относится как к выездным, так и к документарным проверкам. Однако для плановых выездных проверок установлены некоторые исключения.

 

Например, в ряде случаев предусмотрена возможность продления проверки (ч. 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, п. 21 Административного регламента). Также для малых и микропредприятий установлены сокращенные сроки проверки (ч. 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

  

Порядок уведомления о проверках

  О плановых проверках (а они почти всегда выездные) компанию должны уведомить не менее чем за три рабочих дня до их начала. Уведомлением служит копия распоряжения (приказа) о проведении проверки.

  

О внеплановой выездной проверке компанию должны уведомить, только если она проводится для проверки информации о возникновении угрозы вреда жизни, здоровью граждан, животным, окружающей среде, объектам культурного наследия (или о фактах причинения такого вреда). Сделать это сотрудники Роспотребнадзора должны не позднее чем за 24 часа до ее начала «любым доступным способом», например, по электронной почте, если она указана в ЕГРЮЛ.

 

В то же время об уведомлении о внеплановой документарной проверке ни в законе №294-ФЗ, ни в Административном регламенте не говорится. А это значит, что заранее уведомлять компанию о ней никто не будет. Организация сразу получит и приказ о проверке, и запрос о представлении документов.

Грубые нарушения

  В ст. 20 Закона № 294-ФЗ перечислены грубые нарушения, которые позволяют признать результаты проверки недействительными. Среди них:

  

* нарушены сроки уведомления. Например, когда компанию уведомляют не за три, а за один рабочий день до проверки;

 

* компания не уведомлена о проведении проверки. Вручение уведомления неуполномоченному лицу также будет грубым нарушением;

 

* к проверке привлечены неаккредитованные (неаттестованные) экспертные организации (эксперты). Например, когда организация аккредитована на исследование одних показателей продукции, а фактически исследуются другие;

 

* проверка не согласована (когда это необходимо) с прокуратурой;

 

* проверка проведена по анонимному обращению гражданина;

 

* проверка проведена без соответствующего приказа (распоряжения). Некоторые специалисты Роспотребнадзора считают, что для проверочных мероприятий достаточно обращения гражданина. Однако суды указывают, что решение (распоряжение) о проведении проверки должно составляться обязательно.

 

Также результаты проверки будут признаны недействительными, если распоряжение (приказ) подписало неуполномоченное лицо, например и.о. руководителя;

 

проверка в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ, вообще не проводилась, но компании выдано предписание об устранении нарушений;

 

эксперт (экспертная организация) состоит в гражданско-правовых или трудовых отношениях с проверяемой компанией или аффилирован с ней;

 

превышены сроки проведения проверки. Например, когда проверка длится 23 рабочих дня вместо 20.

 

Итоги проверки

  Проверяющие обязаны составить акт проверки. В случае выявления нарушений они могут пойти двумя путями.

   

1. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений. Оно составляется, если обнаружены незначительные нарушения, например, когда страховая компания не доводит до потребителя информацию о составляющих стоимости своих услуг. Предписание должно быть корректным и исполнимым. За неисполнение предписания установлены отдельные штрафы.

 

2. Применить меры административного воздействия, вплоть до временного запрета деятельности (вместе с выдачей предписания или без него). К этой мере компании привлекаются в тех случаях, когда их деятельность (товары, работы, услуги) представляет угрозу жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде. Например, если обязательным требованиям не соответствует пищевая продукция.

  

Что проверяют?

  Это, пожалуй, главный вопрос, который волнует компании, попавшие под проверку. К сожалению для них, полномочия Роспотребнадзора довольно широки. Их можно разделить на два сферы:

 

 * санитарно-эпидемиологический надзор (см. федеральные законы от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»);

 

* надзор в области защиты прав потребителей (см. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

 

Объектом проверки может стать все, что входит в эти сферы. Ответственные лица компании должны знать и соблюдать нормы перечисленных законов, принятых в соответствии с ними подзаконных актов, а также требования в конкретной отрасли деятельности (производство, общепит, продажа пищевых продуктов, медицина, образование и пр.).

 

С полными перечнями актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проверке, можно ознакомиться на сайте Роспотребнадзора.


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 4 (103) Август - Сентябрь 2018 года


  • Число просмотров: 32

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

Ангарские рыбные деликатесы

MoDo

Мебель Джинн

Сибздравоохранение. Стоматология

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть