Архив журнала «Капиталист»
Законодательство
Меняется -- значит, совершенствуется?
Будем надеяться
Российское законодательство постоянно меняется, создавая тем самым определенные неудобства для бизнеса. Но меняется – значит, совершенствуется? Будем надеяться. В этом материале собраны наиболее заметные изменения, вступающие в силу в 2018 году.
Наиболее часто в нашей стране – ежегодно и по нескольку раз в год – всевозможными поправками и доработками сдабривают Налоговый кодекс. Однако на прошедшем в середине февраля в Сочи инвестиционном форуме
премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в интервью телеканалу «Россия 24»
пообещал отсутствие изменений в налоговой системе до конца нынешнего года: «Мы сказали, что до конца 2018 года мы никак не трогаем налоговую систему, - мы ее не трогаем…». При этом он тут же оговорился, что речь может идти о некоторых налоговых маневрах…
Итак, какие же изменения в правовом поле вступают в силу в 2018 году? На
что обратить внимание собственникам и топ-менеджерам бизнеса, как правильно подстроиться под меняющуюся правовую базу? Подборка подготовлена изданием «Континент Сибирь».
Категории риска
Наиболее часто в нашей стране – ежегодно и по нескольку раз в год – всевозможными поправками и доработками сдабривают Налоговый кодекс. Однако на прошедшем в середине февраля в Сочи инвестиционном форуме
премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в интервью телеканалу «Россия 24»
пообещал отсутствие изменений в налоговой системе до конца нынешнего года: «Мы сказали, что до конца 2018 года мы никак не трогаем налоговую систему, - мы ее не трогаем…». При этом он тут же оговорился, что речь может идти о некоторых налоговых маневрах…
Итак, какие же изменения в правовом поле вступают в силу в 2018 году? На
что обратить внимание собственникам и топ-менеджерам бизнеса, как правильно подстроиться под меняющуюся правовую базу? Подборка подготовлена изданием «Континент Сибирь».
Категории риска
В этом году почти все ведомства, проверяющие бизнес, должны перейти на риск-ориентированный подход. Это означает, что по установленным правительством страны критериям каждое предприятие будет отнесено к одной из шести категорий риска или классу опасности.
Критерии отнесения к той или иной категории для каждой проверяемой деятельности свои и определяются потенциальной опасностью деятельности и тяжестью последствий нарушения требований закона. Например, к высокой категории риска относятся как промышленные объекты, которые несут потенциальную опасность, так и, например, школы и дошкольные учреждения, где последствия чрезвычайных ситуаций могут быть крайне тяжелыми.
Категория риска определит, насколько частыми и объемлющими будут проверки.
В связи с введением нового порядка владельцу предприятия важно точно установить, к какой категории риска или классу опасности оно отнесено, и при необходимости заявить об изменении категории, чтобы не подвергаться проверкам чаще, чем это действительно необходимо.
Новая система взаимодействия с антимонопольными органами
В ФЗ «О защите конкуренции» планируется внести изменения. Законопроектом предусмотрена разработка на предприятии внутренних правил, призванных обеспечить соблюдение антимонопольных требований (антимонопольный комплаенс).
В случае если такие внутренние акты приняты, собственник и руководитель могут рассчитывать на то, что плановые проверки со стороны федеральной антимонопольной службы будут проводиться не чаще, чем один раз в три года, а размер административных санкций за нарушения антимонопольного законодательства будет снижен.
Кроме того, в некоторых случаях можно будет заявить о том, что нарушения антимонопольного законодательства допущены не юридическим лицом, а отдельным сотрудником, ранее ознакомленным с документами антимонопольного комплаенса, но допустившим такое нарушение. Тут нужно учесть, что административные штрафы, взимаемые с юрлиц, кратно превышают те, что могут быть назначены отдельному сотруднику.
Таким образом, преимущества приобретут те, кто заранее разработает и утвердит на предприятиях локальные положения о соблюдении нормативных требований, ознакомит с ними работников (под подпись) и заявит об этом органам ФАС.
Некоторым придется смириться с НДС
Обязанности по уплате налога на добавленную стоимость по ряду операций перекладывают на налоговых агентов. Пока это в виде эксперимента будет применяться к операциям, связанным с реализацией лома черных и цветных металлов, вторичного алюминия и сырых шкур животных.
Суть изменений в том, что при закупке этих товаров у плательщиков НДС налог исчисляет и уплачивает покупатель (заготовитель), а не продавец. Так проявляется борьба налоговых органов с серыми схемами на рынке товаров, где собирать налог традиционно проблематично. По этой причине участники операций с металлоломом в 2008 году от обязанности по уплате НДС были освобождены. Однако новые требования к собираемости налогов привели к отмене послабления. При этом проблемы, которые существовали при администрировании НДС, законодатель теперь перекладывает на бизнес.
Если с точки зрения налоговых органов вводимая практика себя оправдает (сбор НДС станет более эффективным), такой порядок будет введен и в других отраслях экономики.
Как строить жилье в новых условиях
С июля 2018 года вступают в силу изменения в закон о долевом участии в строительстве. Они обозначают постепенный отказ от долевого участия граждан в строительстве жилья и переход от долевого финансирования к банковскому.
С одной стороны, указанные меры защитят дольщиков от недобросовестных действий застройщиков или проявлений их финансовой некомпетентности. С другой стороны, наметившаяся тенденция свидетельствует о том, что к финансовым способностям застройщиков и девелоперов больше доверия нет (см. «Капиталист», «Долевое строительство уходит с рынка», №05 (98), ноябрь, «Недвижимость посткризисного года», №06 (99), декабрь, 2017).
Фактическое управление строительной деятельностью (через финансы) перейдет к банкам, более компетентным в вопросах финансирования проектов. Это с одной стороны. С другой стороны, банки будут закладывать обеспечение рисков в стоимость финансирования, что приведет к удорожанию «метров», установлению контроля над прибылью застройщиков и «смещению» части прибыли от реализации коммерческих (не социальных) проектов от девелоперов к банкам.
Возможно, девелоперам, стремящимся сохранить автономию, следует рассмотреть альтернативные способы организации строительства, например, создание жилищно-строительных кооперативов, пока регулирование их деятельности не претерпит существенных изменений.
Изменение системы госзакупок
С 1 января требования к банкам, выдающим банковские гарантии в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, устанавливает Правительство РФ. До этой даты перечень банков, выдающих такие гарантии, определялся в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. По новым правилам, перечень банков, соответствующих установленным Правительством РФ требованиям, ведется Минфином России и размещается на его официальном сайте.
Субсидиарная ответственность
С 2018 года ужесточен процесс банкротства. На этот раз усилилась процедура привлечения к субсидиарной ответственности. Например, введен термин «контролирующие должника лица». Строго говоря, это люди, которые в течение не более трех лет до банкротства компании имели возможность каким-либо образом влиять на управление компанией. Это могут быть финансовые, исполнительные директора, главные бухгалтеры, юристы или люди, вообще не имеющие отношения к управлению компанией.
Впрочем, расширение перечня лиц — не единственный бонус для кредиторов. Тут также возможность вне рамок дела о банкротстве привлечь к субсидиарной ответственности виновных, что позволяет существенно снизить издержки кредитору на защиту своих прав. С другой стороны, говорится, что пока не доказано иное, предполагается, что лицо являлось контролирующим должника лицом, то есть вводится презумпция виновности.
Намерение банкротиться нужно публиковать
С 1 января для подачи заявления о банкротстве кредитору уже недостаточно иметь на руках вступившее в законную силу решение суда. Законодатель внес изменения в Закон о банкротстве, согласно которым право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, самого должника, работника или бывшего работника должника при условии, что он предварительно опубликует уведомление о намерении подать заявление о банкротстве.
Уведомление должно быть опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юрлиц не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд.
Стандартизированные проверки
Роспотребнадзор собирается стандартизировать свою деятельность. В частности, вводятся чек-листы, которые регламентируют порядок плановых проверок, перечень проверяемых документов и особенности проверок тех или иных учреждений. Проверки для предприятий общепита и салонов красоты будут иметь разные чек-листы.
Чек-листы уже разработаны. И любой желающий сможет посмотреть документ для своего предприятия на сайте Роспотребнадзора. Можно заранее определить нужные точки контроля, которые будут проверяться, и ликвидировать все недостатки.
Более того, важно знать, что проверяющий инспектор не может выходить за границы чек-листа. Считается, что чек-листы сформированы в достаточном объеме для конкретной проверки. Чек-листы позволят бороться со злоупотреблениями, с одной стороны, и минимизировать риски, с другой.
Кредитоваться иначе
С 1 февраля 2018 года вступил в силу федеральный закон о синдицированном кредите (займе), который будет регулировать отношения, возникающие в связи с предоставлением заемщику займа или кредита несколькими займодавцами (кредиторами), действующими совместно, а также отношения между указанными займодавцами (кредиторами).
По договору синдицированного кредита (займа) несколько кредиторов обязуются согласованно друг с другом предоставить или предоставлять в собственность заемщика денежные средства в размере и сроки, предусмотренные договором для каждого кредитора, а заемщик обязуется возвратить кредиторам полученные от них денежные средства, уплатить проценты за пользование денежными средствами, а также иные платежи, если обязанность их уплаты предусмотрена договором. К таким платежам, например, может относиться, в частности, уплата вознаграждения за организацию синдицированного кредита (займа).
Такой договор имеет специальный субъектный состав. На стороне заемщика могут выступать только юридические лица или индивидуальные предприниматели, а кредиторами по договору синдицированного кредита (займа) будут только лица, которые указаны в законе.
Синдицированный кредит от привычного обязательства с несколькими кредиторами, в котором исполнение производится по умолчанию в равных долях, отличается тем, что в договоре синдицированного кредита (займа) обозначена доля каждого кредитора. Иными словами, платежи заемщика будут распределяться в размере, пропорциональном размеру предоставленных заемщику займов каждым участником синдиката кредиторов.
Ускорение таможни
В 2018 году ожидается вступление в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который был принят государствами-членами ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) в соответствии с Договором о Таможенном кодексе ЕАЭС. Принятый кодекс призван заменить действующий Таможенный кодекс Таможенного союза, а также целый ряд существующих международных соглашений в области таможенного регулирования (всего около 16 документов).
В новом Таможенном кодексе особая роль отводится активному внедрению информационных технологий: большинство документов при прохождении таможенных процедур будут оформляться в электронной форме, бумажная же форма будет выполнять вспомогательные функции. Другим направлением развития является упрощение ряда таможенных процедур и сокращение сроков их прохождения.
При подготовке Таможенного кодекса ЕАЭС был учтен национальный опыт государств по отдельным вопросам таможенного регулирования (в частности, в нем нашла отражение практика в сфере контроля таможенной стоимости). К числу особенностей нового Таможенного кодекса следует также отнести расширение международного регулирования: предполагается, что национальное законодательство будет касаться лишь отдельных технических и организационных вопросов (например, порядка работы системы управления рисками).
Паспорта внешнеэкономических сделок уходят в прошлое
С 1 марта 2018 года вступает в силу новая Инструкция Банка России о порядке представления документов и информации при осуществлении валютных операций. Взамен старых «паспортов сделок» будет применяться электронный учет контрактов с присвоением им уникальных номеров.
При этом устанавливается новое пороговое значение суммы обязательств по контрактам, для которых необходим такой учет (взамен старого «порога» в $50 тыс.): 3 млн рублей — для импортных контрактов и кредитных договоров, 6 млн рублей — для экспортных контрактов. Для контрактов с суммой обязательств не более 200 тыс. рублей предусмотрено освобождение от необходимости представления подтверждающих документов. Инструкция также содержит ряд других нововведений и в целом определяет порядок взаимодействия резидентов и уполномоченных банков.
- Число просмотров: 635