Свежий номер «Капиталиста»

В продаже с 21 июля
Дело
КАДАСТРОВЫЕ ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ
Состояние
СЕЗОН МЕНЯЕТ РАЗМЕРЫ
Практика
КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОГО ПАРТНЕРА

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

В центре внимания

27 июля, Иркутск

III Байкальский саммит РГУД

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 15 августа
Новости
НА СТАВРОПОЛЬЕ ПОЯВИЛАСЬ ГАЗИРОВКА «ВОЖДЬ»
Вопрос-ответ
«ПРОСВЕЩЕНИЕ» ВЫСТУПИЛО ПРОТИВ ПИРАТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Каталог
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Консалтинг

Окинский

АльтСтройКом

СЦСЭ

Доставка грузов

Лифты в Иркутске

ЖБИ

Больше мебели за меньшие деньгиБронзовый век

Карго Сервис

Сэйв

Типография Иркут

Выставка

Архив журнала «Капиталист»

Направление

Китай

За секретом китайского времени

Китайская цивилизация считается одной из самых древних на планете: предположительно, ей больше пяти тысяч лет. Она дала миру книгопечатание, шелк, фарфор, порох, компас, бумажные деньги. Разместила на своей территории производства десятков ведущих мировых компаний и разрешила только иностранцам строить на знаменитой шанхайской набережной Бунд. Но при этом поставила барьер для чужой валюты (расплатиться здесь можно только юанями), для чужих социальных сетей, всех сервисов Google и вообще любого внешнего влияния.

 

Китай словно живет в собственном мире и по своему особому хронометру, где сосуществуют разные времена и разные скорости их течения. Из футуристического мегаполиса здесь можно на скоростном — под 300 км/ч — поезде нестись в тысячелетнюю деревню, где с быстротой улитки брести за крестьянином, пашущим землю плугом. А потом и вовсе застыть на вершине горы Хуаншань, любуясь закатом

Да, на протяжении всего большого путешествия по природным национальным паркам Китая мы вдоволь ощутили метаморфозы китайского времени. И каждый для себя попытался хотя бы немного проникнуть в его секреты.

В компании небоскребов

В Поднебесной есть поговорка: «Китай последних пяти тысяч лет ты найдешь только в нагорье Шаньси, двух тысяч лет — в стенах Сианя, последней тысячи лет — в Запретном городе в центре Пекина, последних ста лет — на набережной Вайтань в Шанхае».

Я бы добавила, что с этой набережной в полтора километра длиной можно увидеть и будущие десятилетия самого большого и процветающего китайского мегаполиса, самого большого морского порта Азии, самого густонаселенного города мира, место в котором для себя нашли свыше 25 миллионов человек. Для этого достаточно, прогуливаясь, иногда отводить взгляд от стен из живых цветов, причудливых вечнозеленых скульптур, зданий всевозможных стилей от классицизма до арт-деко и вглядываться в противоположный берег.

Правда, долго просто смотреть на собравшуюся там компанию шанхайских небоскребов не получится: желание разглядеть их поближе будет слишком велико. Так что стоит нырнуть в метро (что дешевле) или заботливо сделанный для особо нетерпеливых исследователей города подводный тоннель (что гораздо дороже, но быстрее) и через пять минут движения по рельсам под музыку среди огоньков оказаться у подножия бетонных гигантов.

Но «общаться», глядя на них только снизу вверх, не очень удобно. Поэтому первая цель маршрута по современному району Пудун — знаменитая высочайшая телебашня Азии «Жемчужина Востока».

Касса — долгая-долгая очередь — скоростные лифты с имитацией звездного неба на потолке — и на высоте 351 метр над землей уже можно поздороваться с окружающими домами-великанами почти на равных, посмотреть на набережную Вайтань с высоты птичьего полета и проводить закатывающееся солнце. После его стремительного захода вокруг вдруг появляется совсем другой Шанхай — сияющий миллионами огней.

Теперь можно спуститься с телебашни и отправиться бродить по лабиринтам этого «города ста небоскребов». Но сосчитать их самому за одну ночь вряд ли удастся, учитывая, что каждый, особенно шикарно выглядящий на фоне черного неба, не отпустит долго.

В какой-то момент этот путь все равно вернет на набережную Вайтань, откуда отрывается фантастический вид. Ощущение такое, что очутился в декорациях бессоновского «Пятого элемента», только вместо снующих по всем направлениям летающих автомобилей — ловко лавирующие по каналу среди десятков себе подобных сверкающие богатой иллюминацией корабли и лодки.

Преломление лучей соревнующихся в богатстве неонового дресс-кода зданий. Причудливые отражения в дрожащей воде канала. Звуковые дорожки совершенно новой, непонятной речи. Пробивающийся сквозь густой туман пряностей аромат магнолии. Совершенно другой мир, предвкушение встречи с которым как раз и тянет отправляться в неизведанные места.

 

 

Лабиринт из прошлого

Когда же наутро при солнечном свете все-таки захочется отыскать прошлое Шанхая, стоит заглянуть в небольшой уютный сад Юй Юань — сад Радости, включенный китайским правительством в число главных культурных памятников страны. В то время как район набережной называют и «восточным Парижем», и сравнивают с Нью-Йорком, Чикаго или вовсе с Венецией (мне же самой архитектурой и нотами «туманно-альбионского шика» он вообще напомнил столь любимый Лондон), то тут нет ничего чуждого, только то, что хранит исключительно приметы китайского времени.

Например, редко где еще встречающиеся филигранно вырезанные деревянные фигурки, украшающие крыши: есть здесь воины, готовые отразить атаку, аисты и диковинные птицы, огнедышащие драконы и другие мифические существа.

В поисках все новых и новых секретов древних крыш можно совершенно забыть о настоящем и всласть погоняться за прошлым — здесь, где оно, это прошлое, уютно притаилось в разных укромных затененных уголках, необычных проходах в каменных павильонах, полустертых надписях и деталях. Чтобы разглядеть метки времени, надо всмотреться и в орнамент на скамейке, и высоко поднять голову, и наоборот — пригнуться и оглядеться. Или просто сесть на берегу пруда в крошечном павильоне и понаблюдать за золотыми рыбками.

Кстати, классический совет ходить по часовой стрелке, чтобы не заблудиться, здесь не работает: сад больше похож на лабиринт (правда, небольшой), в котором как раз хочется немного заблудиться — в удовольствие затеряться в его времени. Кстати, по легенде планировка сада как раз делалась так, чтобы посетитель не заметил бы, как попал в сад, и не мог бы без посторонней помощи из него выйти.

 

На тысячу лет назад

Давным-давно в Китае бытует изречение: «То, что случается, случается вовремя». У нас появилась возможность убедиться в этом, когда проливной дождь чуть сократил наш маршрут по горе Хуаншань и освободил половину следующего дня. Легкие на подъем и готовые к импровизированных приключениям, мы решили отправиться исследовать расположенные всего в часе езды две традиционные древние деревни — Сиди и Хонгкун.

Их история началась больше тысячи лет назад (а ее современный период включил, например, съемки фильма «Крадущийся тигр, затащившийся дракон») и спокойно почти в первоначальном виде продолжается и сейчас.

Еще один факт биографии: благодаря своеобразному облику, они находятся под охраной ЮНЕСКО. В Сиди, допустим, можно увидеть сто домов такими, какими они представали перед жившими в эпоху великих императоров, а в Хонгкуне –музей, посвященный местной истории. Кстати, это первые в мире деревни, внесенные ЮНЕСКО в реестр объектов мирового культурного наследия.

Добраться до деревень за час, бесстрастно указанный автонавигатором, не удалось. Нет, дороги были прекрасны, автомобили и водители тоже. «Замедлителями» нашего пути стали окрестные пейзажи такой красоты, изящной простоты и гармонии, что хотелось просто спокойно пройти по ним, сесть и стать их частью, понаблюдать за тем, как они меняются. Как по идеально расчерченным полям неспешно бредет возделывающий их человек в неизменной желтой соломенной шляпе «зонтиком». Как ветер создает арки из рисовых побегов, отражающихся в воде, из которой они поднимаются. Как крестьянин тяжело передвигает плуг вслед за буйволом. Как изысканно вписаны чайные плантации в бамбуковые рощи и какими естественными акцентами смотрятся среди ровных аккуратных чайных бороздок нетронутые бесформенные серые камни.

Вокруг же самих деревень, казалось, сам чуть колышащийся в солнечном мареве воздух был камертоном ритма времени и расслабленным, но в то же время чутким, хранителем этого ритма. По озеру скользила плетеная лодка с красным балдахином. Из беседки на вершине холма выглядывала пара девушек в национальной повседневной одежде. Балансируя на узких тропинках между полями, прокрадывались вдаль семьи под разноцветными зонтиками. В небольшой запруде женщины неспешно стирали белье, доставая его из кажущихся бездонными колоритных корзин.

С какого века здесь все так? В каком особом китайском времени мы очутились? Размышления прерывает «всадник» на вполне себе современном, модном мотоцикле. Он ухитрился пронестись на приличной скорости вдоль внешних приземистых каменных стен. Это знак: можно смело доставать фотоаппараты и прочие гаджеты. А то ведь уже попав под влияние атмосферы этого места, нет-нет, да задумывались мы о том, что современная фототехника может напугать местных жителей «из далекого прошлого».

Город птицы феникс

В Фэнхуан приехали в начинавшихся сумерках. Пока добрались до отеля в старой части города, стемнело совсем. То есть как раз наступило идеальное время, чтобы прожить в этом месте часть нашего путешествия, потому что именно ночью это место сказочно прекрасно. Сюда никогда не доходили войны, здесь не было стихийных бедствий, поэтому облик древних каменных строений Фэнхуана с XVI века остается неизменным. И сейчас тоже находится под охраной ЮНЕСКО.

Новое время добавило к нему лишь неоновую подсветку, на которую здесь не поскупились, при этом умудрившись избежать апяповатости, поэтому с набережной открывается вид, в котором нет ни одного «но». Смотри — и любуйся. Хочешь — зеркальным отражением моста, хочешь — вереницей лодочек в бусах красных фонариков, хочешь — сторожевой башней со множеством изогнутых юбочек-крыш, которая кокетливо играет с фотографом: «Угадай, с какого ракурса я прекраснее?».

Удивительное открытие заключается в том, что, как оказывается, башня прекрасна с любого ракурса. Но узнать это на бегу не получится. Нужно время — поснимать ее с разных точек, пока лавируешь по набережной мимо торговцев, а потом когда проходишь вереницу местных баров с живой музыкой. Здесь начинаешь проникаться еще одной китайской мудростью: «Живи, сохраняя покой. Придет время, и цветы распустятся сами».

Поужинать мы остановились в небольшом кафе, куда не долетали звуки дискотек, караоке и песен местных артистов из баров. Только почти бесшумный плеск волн внизу и приятное для слуха проголодавшегося путешественника шкворчание с кухни.

Из окна открывался умиротворяющий вид на мост. Вдруг под одним из его пролетов бесшумно проскользнула лодка, огнем фонарика чертя на воде нескончаемую фразу. Немного погодя в обратном направлении юркнула другая. А потом эти, казалось, плывущие из ниоткуда в никуда лодки стали менять друг друга, выводя красные отражения-иероглифы на черной воде. Туда-обратно, подчеркивая цикличность времени в городе, названном в честь птицы, воскресшей из пепла.

По пути Джека Воробья

Рано утром мы планировали увидеть совсем другой Фэнхуан — безлюдный, безмолвный, бесцветно-однотонный, каким он, вероятно, мог быть много-много лет назад на рассвете. Но в семь часов по узким вымощенным булыжником улицам старого города уже маршировали колонны многочисленных групп китайских туристов.

Как оказалось, с весны здесь отменили билеты для посещения основной исторической части, высокая стоимость которых частично сдерживала поток местных туристов. И теперь в этот уголок сохранившейся старины буквально ринулись толпы желающих.

Впрочем, став фоном, они не затмили теперь видимых при дневном свете его «вневременных» картинок. Вот бабушка, сидя на берегу, занимается традиционным рукоделием, не обращая ни на кого внимания. По каналу, стоя в узкой лодке, меланхолично движется гребец. Напротив пара на лодке побольше проплывает мимо высоких свай домов. А на берегу торговка с двумя корзинами, надетыми на палку, словно на коромысло, протискивается на рынок.

Стоп. Все это напоминает что-то определенное виденное недавно, хотя явно относящееся к прошлому. Конечно, «Пиратов Карибского моря»! Вот они, живые декорации к сценам невероятных приключений Джека Воробья. Стоило их узнать — и внутри сразу же заговорил авантюрный дух. Вздумалось сделать необычный кадр? Так, вспоминаем, как он ловко карабкался через препятствия и мастерски добирался, куда хотел. Есть!

Теперь задача посложнее: миновать идущую навстречу плотную толпу китайских туристов. Хм, сейчас бы зацепиться за канат и, подобно Джеку, пролететь над всеми… Но в жизни не все так просто, канаты в нужных местах не развешены, да и соломка внизу не подстелена. Хотя вот же решение проще: пройти по бордюру, который сантиметров на пятьдесят выше дороги…

Что ж, героями фильма себя почувствовали, в необычном времени себя ощутили, пора отправляться дальше.

 

Продолжение в следующем номере

Анна Важенина


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 3 (96) Июль - Август 2017 года


  • Число просмотров: 29

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

Ростелеком

Агентство недвижимости

Art Divina

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть