Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Так это было

Владимир Рассушин

Своим украшением город во многом обязан ему…

Он строил много и активно — масштабы деятельности иркутского городского архитектора Рассуши-на до сих пор вызывают уважение. Все здания, возведенные по его проектам, сейчас являются па-мятниками архитектуры федерального значения. Среди них немало знаковых для города.

 

Владимир Александрович Рассушин был едва ли самым молодым в Иркутске признанным градостроителем: должность первого иркутского городского архитектора он занял в 1886 году в 28-летнем возрасте. Вероятно, это стало возможным не только благодаря безусловным талантам молодого человека, но и тому, что его знали и финансово поддерживали в городской управе.

Дело в том, что в 1867 году, через четыре года после переезда Рассушиных из Нерчинска в Иркутск, глава семейства, Александр Иванович, умер. Потеря кормильца серьезно сказалась на материальном положении семьи, где было четверо детей. Но Володя прилежно учился, закончил иркутское техническое училище. И в 1881 году в Санкт-Петербурге поступил в Институт гражданских инженеров. Вот тут-то ему и пришлось обратиться в городскую управу Иркутска и попросить в связи с тяжелой финансовой ситуацией назначить себе стипендию.

В управе пошли на встречу молодому человеку, тем более что отзывы о его учебе были положительными: Владимир успешно осваивал профессию инженера-архитектора, а в летние каникулы в качестве практики работал на стройках.

Собственно, молодого специалиста ждали в Иркутске и по окончании санкт-петербургского института сразу назначили на должность.

 

Определивший стиль города

В прошлом номере «Капиталиста» («В стиле байкальской архитектуры», №4 (90), август, 2016) мы уже коснулись этой неординарной личности, разработанного им стиля, который впоследствии нашел немало подражателей, и главных его творений.

Среди них — городское пятиклассное Александро-Мариинское училище (ныне — одно из центральных зданий Байкальского госуниверситета экономики и права). Здание городской думы (ныне — мэрия Иркутска). Здание Первого Общественного собрания (ныне в нем располагаются ТЮЗ имени Вампилова и областная филармония, ул. Ленина, 23). Здание Ивано-Матренинской детской клинической больницы и многие другие, причем не только в Иркутской губернии.

   
 

Владимир Рассушин (1858-1934),
русский архитектор, городской архитектор Иркутска (1886-1894) и Харбина (1922-1934), гласный иркутской городской думы (1898-1904, 1914), предприниматель.

 
   

Сейчас без преувеличения можно утверждать, что Рассушин точно так же, как его предшественники — архитекторы Антон Иванович Лосев (1765-1829) и Александр Евграфович Разгильдеев (1818-1895), определил стиль Иркутска.

Основу самобытного городского стиля тогда составили здания, построенные в эпоху модерна, поэтому здесь заметен отпечаток эклектики. Нередко внутреннее расположение помещений очередного только что отстроенного иркутского особняка чем-то напоминало соседние дома, но разнообразие достигалось наружным декором, оформлением окон и балконов.

Так получилось с целым рядом купеческих домов, построенных в последней четверти XIX века. Разные по размеру, этажности, внутреннему убранству, они схожи по своей архитектуре: обычно двух– или трехэтажные, с одним парадным входом, расположенным с правой стороны, и несколькими балконами; с небольшой приемной, из которой в жилые покои на втором этаже вела лестница. Рассушин такие здания декорировал в лучших традициях мавританского стиля, от чего впоследствии город только выиграл.

Стремление к использованию декора было свойственно практически всем архитекторам эпохи модерна. Главное правило — все архитектурные изыски должны были органично вписываться в общий вид улицы, никогда не вносить диссонанс в отношении рядом стоящих зданий.

Отличительной чертой архитектуры Рассушина был взвешенный подход к использованию декоративного украшательства. Строя свои здания, он старался не противоречить неписанным правилам тех лет. Но практически во всех зданиях, им построенных, декор — это не отдельные элементы, а лишь фрагменты одного общего здания. Специально такие фрагменты он не придумывал и не лепил по фасаду.

Утилитарный подход к декору пришелся по душе большинству заказчиков, что позволило создать в Иркутске не серию, а целое архитектурное направление.

Красный кирпич и типовые проекты

Одна из основных отличительных черт рассушинского стиля — использование различных оттенков красного кирпича, который соседствует с желто-серым песчаником (из него выполнены элементы декора). Устройство центральных фасадов этих зданий схоже: окна первого этажа широкие, их можно использовать, как витрины — под рекламную выкладку товаров. На втором этаже окна акцентированы оригинальной расстекловкой, декором, скошенными формами.

Еще одна особенность в деятельности Рассушина — он разрабатывал типовые проекты. К примеру, по одному такому проекту в 1889 году в Иркутске были построены четыре приходских училища, здания которых сохранились и по сей день  — Крестовоздвиженское (ныне — ул. Ленина, 54, в нем располагается министерство природных ресурсов), Успенское (ныне — ул. Красноказачья, 9, центр развития допобразования детей), Глазковское (ныне — ул. Челнокова, 20/1, УВДТ) и Знаменское (ныне — ул. Николаева, 5, МЭО ГИБДД).

Но не все здания, автором которых был Рассушин, сохранились до нашего времени в первоначальном виде. Некоторые в советское время перестрили до неузнаваемости, что сильно исказило их классический облик.

Например, зданию городского пятиклассного Александро-Мариинского училища в 1930-м прирастили еще два этажа. Благо фундамент, еще в 1894 году заложенный с запасом прочности, позволял это сделать.

Та же участь постигла и капитально перестроенное в 1892-1895 годах по проекту Рассушина здание городской управы — еще два этажа и советской архитектурной безликости в 1932-1934 годах ему добавил архитектор Казимир Миталь.

 

Дом для брата

Из несохранившихся произведений Рассушина можно вспомнить понтонный мост (1891 г.) — первый в истории города мост через Ангару. При всей внешней простоте он представлял довольно сложное инженерное сооружение: 16 20-метровых понтонов, соединенных брусьями, по которым проходил деревянный настил. Чтобы через мост проходили суда, понтоны ежедневно разводили.

Этот мост построили быстро — менее чем за полгода. Торопились приурочить столь знаменательное для города событие к другому не менее значимому: в июне того года ожидался приезд в Иркутск цесаревича Николая Александровича, будущего императора России, возвращавшегося из кругосветного путешествия.

К визиту цесаревича городской архитектор реализовал еще один свой проект — на берегу реки, возле собора Богоявления поставил каменную триумфальную арку, увенчанную государственным гербом — в честь приезда наследника престола в Иркутск. «Царская беседка» была полностью в рассушинском стиле: «из красного кирпича, неоштукатуренная, она поднимала на своих фигурных столбах граненый островерхий шатер». Она также не сохранилась до нашего времени.

Кстати, строительным гением Владимира Александровича отмечен не только Иркутск. По его проекту возведено, к примеру, здание в Минусинске, где сейчас располагается краеведческий музей. А в Хабаровске также по его проекту большой трехэтажный каменный дом в 1900 году построил старший брат Рассушина — Алексей Александрович, который являлся первым городским головой этого дальневосточного города. Здание сразу же взяла в аренду городская управа под городскую думу, управление госимуществ и позднее под телефонную станцию.

С именем Рассушина связана и деятельность по организации парков, садов и всего того, что сейчас бы назвали природоохранной работой. Согласно данным из госархива Иркутской области, Владимир Александрович являясь председателем комиссии по улучшению садов и бульваров, лоббировал интересы коммерсантов, которые занимались поставками различной павильонной продукции (аттракционы, игры, оборудование для массовых увеселительных мероприятий).

В этом вопросе с Рассушиным полностью солидарен был Владимир Сукачев. Оба — архитектор и городской голова и меценат — приходили в восторг от обилия зеленых уголков, их ухоженности и разнообразности обустройства улиц, скверов, садов.

По признанию современников, появление в Иркутске садов, придавших в начале ХХ века городу неповторимый облик, было заслугой Рассушина. Его старания отметили: предложением генерал-губернатора архитектор вместе с Сукачевым были назначены ответственными за прием приезжающего в Иркутск в июне 1891 года цесаревича Николая Александровича.

Дерево под камень

Заметным явлением в архитектуре Иркутска считается и личный особняк Владимира Рассушина (современный адрес — ул. Карла Маркса, 10), построенный им в 1901–1902 годах для своей семьи и по собственному проекту. В нем располагались жилые покои и мастерская архитектора, пристроенная в 1906 году.

Главная особенность этого двухэтажного деревянного дома в том, что и обшит он деревом. Но отделка проведена так искусно, что создается полная иллюзия того, что особняк каменный.

Нельзя не отметить, что из дерева под камень строили и до Рассушина. Например, так построены дом декабриста князя Волконского, дом купца Бутина (ныне — Дом актера). Однако здание Рассушина признано одним из самых выразительных и ярких памятников Иркутска, так как полностью имитирует каменную кладку.

Свой дом Рассушин оформил разнообразными элементами декора, чего старался не делать, когда строил по заказам. Однако в советские годы, когда в городской архитектуре укрепился конструктивизм, большую часть барельефов и других декоративных элементов здания уничтожили. Точно также уничтожили и фигурные балясины деревянных лестниц, ведущих на второй этаж и часть внутреннего декора здания на втором этаже.

В 1963 году особняк был передан для размещения профильных кафедр фармацевтического факультета иркутского мединститута. Сейчас в нем располагается офис юридической компании

Владелец угольных шахт

В должности городского архитектора Владимир Рассушин проработал восемь лет и 1894 году подал в отставку. Отпускали его с сожалением…

«Расставаясь с Рассушиным, я считаю своим долгом засвидетельствовать перед городскою думою его полезную для города деятельность. Город Иркутск своим украшением во многом обязан Владимиру Александровичу… Его труды дают мне полное право высказать сожаление об оставлении им службы городу», — это фрагмент речи, которую произнес на заседании думы городской голова Владимир Сукачев.

После увольнения Рассушин пять лет трудился начальником дистанции на строительстве Средне-Сибирской железной дороги. В 1899 году поступил на свободную вакансию младшего архитектора строительного управления при иркутском военном генерал-губернаторе. Но в следующем году он уволился оттуда — официально: в связи с болезнью.

С 1900 года в жизни архитектора наступил новый этап. Он продолжал работать на благо города, но  уже на общественных началах — Рассушин являлся почетным попечителем промышленного училища, председателем попечительского совета женской гимназии, членом ряда комиссий: водопроводной, по наблюдению за переправами через Ангару, по улучшению городских улиц и площадей и т.п. Кроме того, в качестве архитектора он продолжал выполнять заказы частных лиц и компаний по проектированию различных объектов.

А параллельно с этим он занялся предпринимательской деятельностью, вместе с женой Евдокией Ивановной на половинных паях учредив товарищество «Рассушин и К» для добычи каменного угля в районе села Черемхово. Возле своих каменноугольных копий он для шахтеров построил два благоустроенных поселка со столовой и больницей. Везде было проведено электричество и телефонная связь. Уголь поставлялся на иркутские склады, откуда продавался всем желающим.

Надо сказать, что углепромышленником Рассушин стал преуспевающим. Через некоторое время на добыче угля архитектор заработал основной капитал. По его личной оценке, стоимость дела составляла от 500 до 700 тыс. рублей при годовом обороте в 300 тысяч. Вырученную прибыль Расушин вкладывал в недвижимое имущество и, как сейчас выразились бы, в ландшафтный дизайн парков.

 

Дача Серебряного века. Разорение

Занимаясь разработкой угольных месторождений в Черемхово, Рассушин не смог проехать и мимо Усолья. Здесь в детстве, когда его отца в 1867 году перевели из Нерчинска на местный солеваренный завод, он прожил несколько лет.

И вот в 1912 году Рассушин сюда вернулся и построил дачу (ныне — ул. Мира, 20а). Внешний вид этого дома оказался весьма необычным и несвойственным для Сибири. Так в начале XX века выглядели дачные постройки литераторов где-нибудь в Крыму или в Подмосковье — колонны, застекленная ротонда, кирпичный полуподвал. Настоящий дом-дворец.

Возле дома Рассушин разбил сад с тремя беседками, фонтаном. Здесь были устроены площадки для игр и кегельбан. В усадьбе находились службы с ледником, сторожка, сарай для скобяных инструментов.

В советские годы этот дом использовали по-разному. Здесь размещался штаб красногвардейцев, потом общежитие, гостиница, детский санаторий. Поскольку санаторию оказалось непосильным содержать такой особняк, здание передали на баланс муниципалитета. Однако чиновники к объекту культурного наследия не проявили и не проявляют никакого интереса.

В настоящее время особняк Рассушина в Усолье находится в плачевном состоянии и разрушается. В него наведываются личности неопределенного рода занятий, а кое-кто из местных жителей растаскивает вековые бревна некогда изящного строения сибирского серебряного века на дрова.

Архитектор Харбина

В 1918 году Рассушин, проживая в Иркутске, активно пытался продать свою усольскую дачу за цену вдвое меньше вложенных в нее средств. Основным покупателем выступал усольский курорт. Но в силу непреодолимых обстоятельств — начиналась Гражданская война — сделка не состоялась.

В тот период времени состояние Владимира Александровича оценивалось в миллион рублей. Но впереди его ждали полное разорение и эмиграция.

В 1920 году с эшелонами отступавших японцев семья архитектора навсегда покинула Россию. На первое время Рассушины остановились в китайском городе Циндао на берегу Желтого моря. Но совсем скоро — с 1 февраля 1922 года — Владимира Александровича пригласили на должность городского архитектора Харбина.

Очевидно, что это приглашение не было случайным. Харбин в те годы являлся одним из центров русской эмиграции — в нем проживало более ста тысяч выходцев из России. И, конечно, об известном архитекторе из Иркутска многие были наслышаны.

В должности городского архитектора Харбина Рассушин проработал более десяти лет. По его проектам были возведены здания городского театра, правления Южно-Маньчжурской железной дороги, маньчжурского банка, гостиницы, а также городской парк с фонтанами, бассейнами и водопадами.

Умер Владимир Рассушин в 1934 году, немного не дожив до 76 лет. Могила его, как и многих других русских людей, немало сделавших для Харбина, КВЖД, да и для России в целом, не сохранилась.

Его дети Лидия и Борис после смерти отца переехали из Харбина в Далянь, к морю. Борис Владимирович работал служащим в банке, а Лидия Владимировна, владевшая английским, немецким и французским языками — в торговой конторе… 

Владимир Титов


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 5 (91) Октябрь - Ноябрь 2016 года


  • Число просмотров: 2434

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть