Архив журнала «Капиталист»
Турбизнес
По золотому кольцу Сибири
На улице октябрь, а это значит, что высокий сезон в местной туротрасли завершился. По его итогам теперь можно утверждать, что кроме количественных показателей — например, рост числа приез-жающих к нам путешественников, есть и другие, не менее значимые для будущего прибайкальской туриндустрии.
Статистика сейчас вполне себе парадная. К примеру, Иркутск вошел в топ-10 городов России, самых популярных в этом году для летних поездок. Этот рейтинг туристического сервиса Travel.ru основан на подсчете количества броней гостиниц и апартаментов туристами, путешествующими самостоятельно.
А в еще одной десятке предпочтений, согласно расчетам сервиса поиска отелей RoomGuru.ru, среди городов так называемого «Восточного кольца России» Иркутск занял второе место, уступив только Владивостоку.
Кстати, в первой десятке самых популярных российских курортов находится и поселок Листвянка.
Динамика турпотока в Прибайкалье в цифрах также имеет положительный и восходящий вектор. По итогам прошлого года число туристов в наш регион достигло 1,4 млн человек, среди них 128,8 тыс. иностранных граждан, информирует агентство по туризму Иркутской области.
А ведь не так давно и миллион казался фантастикой. К примеру, в 2009 году наш регион посетило всего 613 тыс. российских туристов и 44,5 тыс. иностранцев. Так что темпы весьма бодрые. И пять миллионов туристов в год — уровень, на который, по прикидкам экспертов отрасли, Иркутская область может выйти лет через десять — цифра вполне реальная. Но…
Как не зависнуть на 0,6%
Туриндустрия Иркутской области рискует остаться в стагнирующем состоянии, а доля отрасли в региональном валовом продукте — так и «зависнуть» на уровне 0,6%. С одной стороны, в пользу Приангарья играет выгодное географическое положение на пересечении европейских и азиатских транспортных потоков, Байкал, культурно-исторический фон. С другой — регион теряет очки из-за морально устаревшей инфраструктуры, небольшого набора туруслуг, которые, к тому же еще и не отвечают современным требованиям. «Бонусом» ко всему — нерешенные земельные вопросы и бессистемное развитие отрасли. Все это отпугивает потенциальных инвесторов.
Такую картину в отрасли в ходе своего выступления на круглом столе, организованном по инициативе Общественной палаты региона, нарисовала руководитель агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина. И это несмотря на то, что сегодня Приангарье действительно входит в десятку лидеров по развитию туризма, отмечает информационное агентство «Телеинформ».
О развитии туризма и его перспективности для экономики региона говорят уже не один год и даже не пять лет, а много больше. Но какие-то реальные шаги пока делают только предприниматели и коммерческие структуры. Единой концепции до последнего времени не было.
Возможность единого пространства
Однако в августе такой документ — стратегия развития туризма Иркутской области до 2030 года — наконец был представлен экспертам и представителям региональной турсферы. В нем отражены многие направления и проекты, от которых, по идее его авторов, зависят правильные перспективы отрасли.
Например, выделены основные территории предпочтения — Иркутский, Ольхонский и Слюдянский районы, прилегающие к Байкалу, и Иркутск как «въездные ворота» к озеру. Именно на этих территориях власти и планируют сделать упор в попытках вывести туротрасль «на качественно новый уровень».
Помимо реконструкции существующих и строительства новых инфраструктурных и туристических объектов, необходимо также повышать связь региональных зон с областным центром по основным магистралям движения туристских потоков, уверена Екатерина Сливина. Речь идет о маршрутах «Иркутск — Листвянка — КБЖД — Выдрино», «Иркутск — Еланцы — Ольхон», «Иркутск — Большое Голоустное», «Иркутск — Байкальск — Аршан — Монды».
Илья Тимофеев, директор по развитию «Росинжиниринг Проект»: |
|
«Это позволит значительно расширить турпотоки между Россией, Китаем и Монголией в рамках международных маршрутов «Великий чайный путь», Байкал –Хубсугул, «Восточное кольцо», — комментирует руководитель агентства по туризму. — Кроме того, это создаст единый турпродукт Иркутской области и Бурятии для совместного продвижения бренда».
Но и на совместном с соседями туристическом бренде также можно уже не замыкаться: появилась возможность создать и развивать единое туристическое пространство, которое объединит природные, этнографические и культурные достопримечательности Сибири и Дальнего Востока.
В сентябре на прошедшем во Владивостоке втором Восточном экономическом форуме наш регион в числе 12 восточно-сибирских и дальневосточных территорий подписал соглашение об участии в формировании межрегионального проекта «Восточное кольцо России», аналогичного «Золотому кольцу России». Проект уже включен в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в России на 2011-2018 годы».
Свежий взгляд
А поскольку большое видится на расстоянии, предлагаем мнение Ильи Тимофеева, директор по развитию «Росинжиниринг Проект», компании из Санкт-Петербурга, которая специализируется на проектах комплексного развития территорий и управлении инвестиционными проектами. Некоторое время он наблюдал за функционированием прибайкальского турсервиса и сделал свои выводы, поделившись ими в ходе прошедшего в Иркутске саммита Российской гильдии управляющих и девелоперов.
Первый тренд, озвученный экспертом: растущее число китайский туристов, что особенно заметно в Иркутске. Ну, это действительно на поверхности — многочисленные группы граждан Китая можно постоянно наблюдать на старинных городских улицах и в центральных супермаркетах. В прошлом году наш регион посетило около 36 тыс. китайских туристов, в этом ожидается, что турпоток из Поднебесной превысит 60 тыс. человек.
Второй тренд, обозначенный питерским экспертом: привлекательность нетронутых локаций — современный турист очень часто хочет отключиться от цивилизации, что можно сделать во многих местах на Байкале. А после того, как в самом конце сентября из проекта особой экономической зоны «Ворота Байкала» исключили поселок Большое Голоустное, то таких нехоженых территорий прибавилось.
Третий тренд — краткосрочный туризм. По словам Ильи Тимофеева, люди стали выезжать на отдых на выходные, брать короткие отпуска на несколько дней. Кстати, по местным подсчетам, в Иркутск этим летом туристы приезжали в среднем на два дня и платили за проживание 2,6 тыс. рублей в сутки, а на Байкал — на неделю. Цифры не самые высокие, учитывая, что в среднем, по городам России туристы останавливались на три дня и платили за проживание 2,9 тыс. рублей в сутки.
И четвертый тренд от Ильи Тимофеева: турист резко помолодел. Теперь в основной своей массе путешествуют молодые люди в возрасте от 25 лет и выше.
А молодое поколение туристическим агентствам предпочитает интернет-сервисы вроде booking.com. То есть специалисты в сфере туризма сейчас становятся менее востребованы — любой пользователь интернета без особого труда сможет собрать себе пакет для путешествия.
— Вижу, что Вooking.com у вас более или менее работает. Но нету «Яндекс.Такси», и это тоже большое упущение, — подчеркивает эксперт. — Все жители центральной части России только им и пользуются. Конечно, есть еще несколько известных сервисов, но они также не представлены в вашем городе.
Зачем ехать на Байкал?
По мнению эксперта, туристический потенциал у региона огромный. И, конечно, прежде всего на него работают озеро Байкал и близость к Китайской напродной республике.
— Проблема в том, что у вас еще довольно слабая инфраструктура для приема такого потока туристов. И, что еще не менее важно, иркутяне негативно относятся к китайским туристам. Это видно по цитатам в интернете, в социальных сетях. Имейте в виду, что туристу будет некомфортно в том городе, где его не хотят видеть. И еще один вопрос о котором нужно задуматься: предположим, я турист, собрался на Байкал. Что мне там делать? Единственное, что приходит в голову — полюбоваться природой, попробовать омуль. Этого мало. То есть, нет готового бренда, который был бы в голове у каждого туриста заранее. Наверное, вы мне можете назвать еще множество вещей, которыми можно заняться на Байкале, но сейчас я о них не знаю — в этом проблема. Нужен маркетинг, нужна история, нужен бренд.
Эксперт также отметил, что у Иркутска уже есть опыт брендирования территории — это 130-й квартал. По словам Ильи Тимофеева, эта история сработала в масштабах города, с Байкалом необходимо сделать то же самое, только в масштабах страны.
— Если вы не можете вложить в достойную инфраструктуру необходимое количество денег, необходимо создать бизнес-план — что здесь будет, как оно будет развиваться, — объясняет эксперт. — Затем необходимо вложиться в маркетинг, создать бренд, благодаря которому территория станет узнаваемой, популярной и заранее успешной. Это привлекает инвесторов, появляются финансы, а потенциальные туристы уже будут знать, зачем ехать на Байкал и что там делать.
- Число просмотров: 4471