Свежий номер «Капиталиста»

В продаже с 21 июля
Дело
КАДАСТРОВЫЕ ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ
Состояние
СЕЗОН МЕНЯЕТ РАЗМЕРЫ
Практика
КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОГО ПАРТНЕРА

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

В центре внимания

27 июля, Иркутск

III Байкальский саммит РГУД

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 11 июня
Новости
РОСТ АВТОПРОДАЖ
Вопрос-ответ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИП


Каталог
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Окинский

Офисы от застройщика

Ecosave

Доставка суши

ЖБИ

DIWONDER

Сэйв

Кухни

Типография Иркут

Выставка

Архив журнала «Капиталист»

Авторынок

Уаз и Lexus — самые иркутские машины

Выбор потребителя в период кризиса

Факт, вынесенный в заголовок этого обзора, — то неожиданное развитие событий на иркутском ав-торынке, которое сконцентрировало в себе основные перипетии в экономике страны в этом году: неясность перспектив, нестабильность цен, смещение потребительских пристрастий и — ожидание стабилизации рынка.

 

Робкие надежды экспертов и автодилеров на то, что со второй половины года российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей начнет хотя бы немного восстанавливаться, не оправдались. К сентябрю объемы продаж также продолжали сокращаться — в августе они упали на 18% по отношению к тому же месяцу прошлого года. А в целом российский рынок дилерских авто за восемь месяцев сократился на 15%, до 895,4 тыс. штук (данные Ассоциации европейского бизнеса — АЕБ).

В Сибири, как всегда, самый большой минус — падение почти на четверть. Но… Попробуем обнаружить хотя бы намек на положительные тенденции.

В прошлом году сибирский авторынок за первое полугодие сократился сильно — на 37,7%. Причем, картина в некоторых городах с наибольшей концентрацией автодилеров оказалась весьма удручающей. Например, в Красноярске, находящемся на первом месте по насыщенности дилерскими центрами на душу населения среди сибирских городов-милионников, продажи упали почти в половину (-47%). Аналогично ужался сегмент и в другом входящем в первую десятку по числу дилеров городе — Кемерово.

Слегка обнадеживает

Сейчас стоит констатировать, что за шесть первых месяцев 2016 года уровень драматизма в статистических данных по СФО понизился. И хотя есть регионы, где официальные автопродавцы потеряли до трети объемов и более (Новосибирск — минус 20%, Барнаул — минус 36%, Омск — минус 40%), некоторые города демонстрируют то, что можно назвать стабилизацией. И первый здесь — наш Иркутск.

   
 
   

По Иркутску эксперты авторынка приводят интересные и слегка обнадеживающие данные, которые, хочется надеяться, к концу года наберут силу тенденции.

«Капиталист» уже сообщал, что по итогам первого полугодия 2015 года дилерский сегмент нашего авторынка просел очень существенно — на 42%. Тот же период нынешнего года принес сокращение объемов всего на четыре процента — лучший показатель по всему Сибирскому федеральному округу.

Конечно, это температура — общая по всей нашей местной «автобольнице», потому как иркутский рынок живет по тем же законам и теми же событиями, что и весь сибирский. Тут и закрытия автоцентров, смена владельцев, исход некоторых брендов, повышение цен, скачки курсов валют.

Удержался один

К примеру, сегодня только один представитель Иркутской области остался в рейтинге крупнейших автодилеров Сибири по доле рынка в своем регионе, который регулярно рассчитывает издание «Континент Сибирь». Впервые за последние годы. Обычно в данную топовую десятку входило не менее трех иркутских компаний.

Например, по итогам 2015 года среди десяти крупнейших по Сибири назывались ГК «Россо» — официальный дилер Volkswagen, Skoda, Audi, Hyundai, Mitsubishi, Peugeot в Иркутске, автохолдинг «Агат-Авто» (представительство KIA, Nissan, Datsun) и группа предприятий Анатолия Панцевича (дилерство Toyota,  Lexus, Renault, Jeep). Под контролем этих трех компании находилось более половины всего иркутского дилерского рынка.


 
 
   

Все последние годы самую большую долю иркутского рынка имела ГК «Россо» — еще бы, самый многочисленный портфель брендов. Однако в прошлом году автохолдинг сменил собственника: вместо Амгалана Базархандаева новым владельцем стал глава ГК «Сервико» Сергей Галухин. Ему и перешли пять из шести предприятий «Россо» — все, кроме подразделения Peugeot, поскольку продажи этой французской марки в Иркутске к тому времени упали более чем на 70%.

Но несмотря на то, что новый собственник никаких кардинальных перемен не произвел, сохранив бренд «Россо» и топ-менеджент холдинга, потеря части регионального рынка все же произошла. ГК «Россо» в списке крупнейших сибирских дилеров с четвертого места с долей 22,9% (в 2014 г.) опустилась на восьмое место (17,8%).

Автохолдинг «Агат-Авто», новичок рейтинга-2015 самых крупных автодилеров Сибири, сразу взлетел на пятое место с долей 19,8%. По мнению экспертов, такому взлету поспособствовал отличный прошлогодний старт бюджетного бренда Datsun. И возможность сконцентрировать у себя иркутские продажи KIA после того, как об отказе от этой марки объявил холдинг «Первая автоколонна».

Но по самым свежим данным — за первое полугодие-2016 — превысить нижний рубеж сибирского рейтинга в 14,5% рынка в своем регионе и удержаться в нем из иркутских автодилеров удалось только группе предприятий Анатолия Панцевича («Иркут БКТ», «Сибавтоцентр», «Сант и К»). А за счет сжатия объемов реализации у конкурентов, она даже присовокупила к своей прошлогодней доле 3,8% и поднялась сразу на четыре строки вверх.

Если «лексусы», то сотнями

На беспроигрышный подбор брендов семьей Панцевич эксперты, в том числе и наш журнал, не раз обращали внимание. Это всемирно популярная Toyota c бесспорными хитами Corolla и Camry. А также безгранично любимые сибирскими лесниками полноразмерные «Land Cruiser» с их абсолютным рекордом от 2012 года — тогда за год иркутяне приобрели 887 дилерских внедорожников LC200 и Prado.

Французские автомобили Renault — другая ценовая и потребительская ниша. Однако те же массовые и бюджетные Logan вполне обеспечивают количественный показатель иркутского дилера.

А о японском Lexus, дилерство которого в нашем регионе также обеспечивает «Иркут БКТ», стоит сказать особо.

В сибирском премиум-сегменте по итогам первого полугодия 2016 года продажи сократились, впрочем, как в везде. И произошла смена лидера, которая сама по себе необычна: самую популярную премиум-марку последних лет — Mercedes-Benz — в Сибири обогнал именно Lexus. «Это вдвойне необычно — отмечает «Континент Сибирь», — учитывая, что в первом полугодии марка одномоментно потеряла два важных для себя региона — Новосибирскую область и Алтайский край. Но даже это позволило Lexus забраться на пьедестал премиум-сегмента, хотя и с падением в 14%».

Самое интересное, что такое лидерство этому японскому бренду обеспечил Иркутск — две с половиной сотни Lexus было куплено в нашем городе за подгода. То есть 40% всех продаж марки в Сибири пришлись на «Иркут БКТ», за которым с отставанием следуют коллеги из Новокузнецка и Красноярска.

 

 

А УАЗ — сразу за тысячу

А теперь о самых популярных брендах в массовом сегменте. Здесь также есть чему удивляться. Но не сразу.

Как обычно, в Сибири в этом сегменте конкурентов традиционно опережает продукция «АвтоВАЗа», даже несмотря на неуклонное падение продаж бренда. За первые шесть месяцев этого года хотя и было продано более 5700 «Приор», «Грант» и «Вест», спрос на эти отечественные авто снизился на 37% по сравнению с тем же периодом 2015 года. Особо спросом Lada пользуется в Новосибирске, Красноярске и Кемерово. Но только не в нашем регионе.

В Иркутске Lada также традиционно — где-то во второй половине рейтинга, плетясь в хвосте за автомобилями УАЗ, Toyota, KIA, Renault и Hyundai.

Кстати, про «уазы». Автомобили Ульяновского автозавода — «Патриот», «Хантер» и «Пикап» стали самыми популярными новыми автомобилями в Иркутске. Жители региона в первом полугодии 2016-го приобрели их более тысячи. Этот рекорд сделал бренд УАЗ самым популярным в Иркутской области. Он впервые обошел всех — «японцев», «корейцев» и «французов».

Автоэксперты уверенно полагают, что именно в эту цифру — более 1100 проданных отечественных внедорожников — можно оценить эффективность работы сразу двух иркутских дилеров бренда — автоцентра «Арлан-Сибирь» и компании «УАЗ Центр Иркутск».

Рыночные механизмы включены

А напротив официальных дилеров вольготно и даже несколько вызывающе раскинулся сегмент подержанных авто, который всегда был их главным конкурентом. И если в былые годы, особенно во второй половине 2000-х, когда продажи у официальных дилеров динамично увеличивались, они с определенной долей презрения рассматривали машины с пометкой «бывшие в употреблении», то сейчас все изменилось.

Теперь дилеры с завистью наблюдают за продолжающим расти рынком подержанных автомобилей. Конечно, это сейчас происходит не теми темпами, что ранее, но за семь месяцев этого года — плюс 9,3%. Всего же количество машин, прошедших перерегистрацию, т.е. перепроданных/сменивших владельца, за обозначенный период в России достигло 2,92 млн штук, отмечает «Автостат». 

По частоте продаж, а соответственно и по популярности, на российским рынке машин б/у на первом месте по-прежнему продукция из Тольятти — Lada-2114 и Lada-2107, за ними след в след идет Ford Focus.

В Иркутске картина, конечно же, иная: в лидерах продаж Toyota — модели Ractis, Corolla Filder, Ipsum, Mark II, Sprinter. Из интересных тенденций, отмечаемых порталом Drom.ru: продажи идут, но количество автомобилей и ассортимент практически не изменяются. Это связывают с тем, что выросли цены во Владивостоке — одном из основных городов, откуда пополняется иркутский рынок б/у — машины, аналогичные выставленным в Иркутске, там сейчас дороже на 50–100 тыс. рублей.

И вот тут удивительным образом включаются рыночные механизмы. Отмечаются случаи, когда автопродавцы с Дальнего Востока теперь приезжают в Иркутск, покупают здесь машины и перегоняют их обратно для продажи. Просчитав всю выгоду, так же начали поступать и местные торговцы.

Дилеры наступают на б/у

Ну а официальные дилеры, глядя на такое «буйство красок», постепенно начали увеличивать свою долю в сегменте подержанных авто. Теперь все автосалоны основных брендов в Иркутске (всего в городе 35 дилерских центров) имеют услугу «трейд-ин» и парк автомобилей с пробегом — на продажу.

Уже до 8% поднялась, по оценке «Автобизнес ревю», доля дилеров на российском вторичном авторынке (по итогам прошлого года). Предполагается, что к концу 2016 года она вырастет еще. Продажи автомобилей с пробегом в некоторых крупнейших автоцентрах страны уже бьют собственные рекорды.

Например, продажи таких машин в дилерских центрах ГК «Автомир» (47 автосалонов по всей стране) этим летом увеличились на 15,5% по отношению к своим продажам прошлого года — до 1224 машин. В ГК «Ключавто» (41 салон на юге России) продали подержанных автомобилей на 60% больше, чем годом ранее. А в дилерской группе «Рольф» (20 мировых брендов в 45 салонах) совокупный прирост в этом сегменте за семь месяцев составил 39%.

Достойная цитата

В общем, дилерский рынок меняется согласно обстановке. Смещение спроса в сторону подержанных авто из-за их меньшей стоимости заставляет дилеров уделять большое внимание этому сегменту. Но не только ему.

«На сегодня продажи новых автомобилей приносят только убытки, которые мы покрываем за счет сервиса, продаж подержанных автомобилей, «трейд-ин» и других услуг», утверждают автодилеры.

Но какими результатами все-таки отметит российский и, в том числе, иркутский авторынок окончание этого года? — к ответу на этот вопрос «Капиталист» подбирался в течение всего данного обзора. Но разнообразных прогнозов экспертов и аналитиков сейчас предлагается такое огромное количество, что не будем их приводить.

Процитируем разве что Йорга Шрайбера, председателя комитета автопроизводителей АЕБ. По его мнению, российский рынок перестал проседать ниже исторического минимума, достигнутого в 2009 году. И это — хорошая новость. 


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 5 (91) Октябрь - Ноябрь 2016 года


  • Число просмотров: 3464

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

Агентство недвижимости

Art Divina

База отдыха Култушная

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть