Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Антикоррупция

Инструменты защиты

От коррупционных практик

Конечно, существующие коррупционные факторы, согласно опросам российских предпринимате-лей, — риски для нашего бизнеса не самые подавляющие. Тем не менее коррупция и бюрократиче-ское давление являются одними из основных причин, препятствующих росту национальной эконо-мики. В ходе прошедшего в Иркутске семинара в рамках российско-европейского проекта «ПРЕ-КОП-РФ» участники обсуждали меры по противодействию этим препонам.

 

 Проект «Защита прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик» (ПРЕКОП РФ) является совместным проектом Европейского союза и Совета Европы. В его рамках, начиная с 2013 года, осуществляется разработка механизмов, способствующих противодействию коррупции, которая влияет на бизнес-сектор в России.

В этой работе европейские эксперты сотрудничают с аппаратом уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей и другими заинтересованными ведомствами. По словам участников семинара, антикоррупционная проблематика занимает одно из центральных мест в работе российских бизнес-омбудсменов при взаимодействии с правоохранительными органами.

Как отметила в Иркутске координатор проекта, главный эксперт института госуправления в НИУ «Высшая школа экономики» Дина Крылова, антикоррупционные практики различны в каждом регионе России, поэтому одной из основных задач семинара является обмен опытом и знаниями.

Свое мнение высказал и иркутский бизнес-омбудсмен Алексей Москаленко.

— Мы, уполномоченные, и наши общественные представители на территориях должны распространять лучшие практики в данной сфере. Необходимо детальное понимание этого негативного явления, какой вред он наносит общественным интересам, экономике, предпринимательству и какие возможности есть у уполномоченных при рассмотрении жалоб.

Госконтроль с интересом

Как подчеркнул эксперт pro bono уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области, завкафедрой уголовного права Юридического института ИГУ Роман Кравцов, каждая жалоба, поступающая на рассмотрение бизнес-омбудсмену, проверяется на признаки коррупционных проявлений со стороны органов власти.

Часто информация о коррупционных проявлениях поступает уполномоченному в ходе личного общения с предпринимателями. Такие сведения практически не подтверждаются документально — просто озвучиваются размеры взяток, требуемых со стороны должностных лиц посредниками, рассказывают об избирательности применения закона и т.п. Однако при правовом анализе документов выявляются признаки коррупции. Как правило, это характерно в сфере лесного хозяйства, строительства, земельно-имущественных отношений, недвижимости, торговли, оптово-розничного бизнеса, производства и продажи алкогольной продукции.

Роман Кравцов привел несколько случаев. Например, когда заключают договор аренды без торгов. Достаточно много жалоб поступает от застройщиков в части необоснованных требований со стороны контролирующих органов при проведении итоговой проверки объекта строительства.

Бывают случаи, когда после поступления жалобы предпринимателя в ситуации начинает разбираться уполномоченный. И у контролирующего органа сразу исчезают «законные» требования к застройщику, ему выдают разрешительные документы. В таких случаях у госорганов явно прослеживается избирательный подход применения требований.

Сфера земельно-имущественных отношений — одна из самых распространенных по выявлению нарушений прав предпринимателей. Нередки случаи «выдавливания» бизнеса с перспективных земельных участков, расположенных вблизи транспортной инфраструктуры. Особенно такое практикуется в отдаленных территориях.

Еще пример. В региональную антимонопольную службу обратилась строительная компания с жалобой на муниципального заказчика. Тот отказал в допуске к участию в открытом электронном аукционе на право заключения контракта по асфальтированию участка дороги в Иркутском районе. Стройфирме было отказано из-за несоответствия некоторых характеристик применяемых материалов, указанных в заявке.

Подобное требование заказчика — указывать абсолютно точные значения показателей материалов — является чрезмерным и ведет к недобросовестной конкуренции в бизнесе. Поскольку ясно, что чиновник, выборочно толкуя законодательство, действует в интересах одного участника аукциона и в ущерб другим.

В итоге из-за предвзятости требований заказчика жалоба признана обоснованной.

Навязчивый ветеринарный сервис

Не все в регионе в порядке и с нормативными правовыми актами. В 2014 году и за первое полугодие нынешнего года прокуратура выявила более двух тысяч коррупциогенных факторов в действующих нормативных актах и их проектах. О результатах антикоррупционной экспертизы сообщила Нина Поддубная, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Иркутской области.

Далее Нина Поддубная привела пример совместной работы прокуроров и предпринимателей по устранению существенных нарушений при оказании платных услуг Службой ветеринарии Иркутской области. Многочисленные заявления на действия этой службы стали поступать от предпринимателей с 2013 года.

В ходе прокурорской проверки была выявлена незаконная практика принуждения предпринимателей платно приобретать на станциях по борьбе с болезнями животных излишние ветеринарно-сопроводительные документы, оплачивать не предусмотренные законом и фактически навязанные ветеринарные услуги.

В результате предпринятых мер количество жалоб на действия и решения должностных лиц Службы ветеринарии области существенно снизилось.

По словам Нины Поддубной, принимаются антикоррупционные меры при размещении госзаказов, распоряжении бюджетными средствами, государственной и муниципальной собственностью.

Тем не менее, при передаче муниципального имущества прокурорами по-прежнему выявляются нарушения закона, создающие условия для коррупционных проявлений. В первом полугодии 2015 года выявлено 183 преступления коррупционной направленности, половина из которых — взяточничество. Помимо привлечения виновных лиц к ответственности, прокуратура принимает и меры к возврату имущества.

Международные инструменты

Участников семинара познакомили и с международными антикоррупционными инструментами. В мировом масштабе эта практика регулируется Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенцией Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию и Конвенцией ООН против коррупции.

Россия ратифицировала эти конвенции. В нашей же стране правовая основа для предупреждения коррупции и борьбы с ней включает в себя Конституцию РФ, Уголовный кодекс, ФЗ «О противодействии коррупции», Кодекс об административных правонарушениях и другие нормативные правовые акты.

УК РФ предусматривает наказание за коммерческий подкуп, вымогательство, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное предпринимательство, воспрепятствование легальной предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве, провокацию взятки или подкупа, служебный подлог, продажу должностными лицами «прав, предоставленных государством» (договоры на госзакупки, выдача лицензий и разрешений, бюджетных субсидий, предоставление налоговых льгот и т.п.).

Но для эффективного противодействия коррупции необходимо понимать риски, с которыми компания может столкнуться. В противном случае есть угроза потери репутации, что означает отказ в доступе к рынку и включение в «черный» список коррумпированных компаний. В связи с этим необходимо повышать осведомленность, заниматься правовым просвещением ключевых менеджеров и сотрудников, деятельность которых может быть подвержена коррупции.

Эффективная оценка рисков, направленная на противодействие коррупции, должна проводиться регулярно, например, раз в год. А одной из возможностей совместной борьбы с коррупцией может быть взаимодействие с некоммерческими организациями и ассоциациями, которые сталкиваются с подобными ситуациями и проблемами: общественные и торгово-промышленные палаты, ассоциации юристов, общественные организации, объединяющие промышленников и предпринимателей.

 

 Новый механизм

Еще одним механизмом по борьбе с коррупцией и защите прав и законных интересов предпринимательства в Иркутской области становится межрегиональный центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», открытие и презентация которого прошла в Иркутске в рамках проводимых семинаров.

В компетенцию Центра, куда могут обращаться предприниматели, входит рассмотрение конкретных случаев рейдерства, коррупции и незаконного уголовного преследования. Однако объектом неправомерного посягательства в конфликте должен быть именно предприниматель или компания. Защита граждан, не являющихся предпринимателями, не входит в миссию Центра.

Иркутский центр «Бизнес против коррупции» будет использовать в своей деятельности весь экспертный потенциал, получать реальную поддержку и обмениваться опытом с другими регионами СФО. С учетом успешной деятельности федерального центра «Бизнес против коррупции», предполагается, что деятельность иркутского межрегионального центра также положительно отразится на условиях ведения предпринимательской деятельности.

Кстати, на сегодняшний день больше половины субъектов Федерации охвачены такими центрами — в СФО теперь их восемь.

Как сообщил член общественного совета федерального центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» (ЦОП БПК) Сергей Таут, Центр начал свою работу в 2011 году. Он был создан при участии бизнес-ассоциации «Деловая Россия» по распоряжению правительства России. За эти годы эксперты федерального ЦОП предложили 11 законотворческих инициатив по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства в экономической сфере, семь из них вошли в перечень поручений председателя правительства РФ Дмитрия Медведева.

Впрочем, практические рекомендации гостей по формам противодействия коррупции были больше ориентированы на крупные компании, чем на малые и средние предприятия. Однако основные правила, стандарты по соблюдению антикоррупционного законодательства и этики эксперты советовали применять и субъектам МСБ.

Татьяна Минаева


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 6 (85) Октябрь - Ноябрь 2015 года


  • Число просмотров: 914

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть