Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

ВЭД

По вертикальному пути

Через Монголию новым торговым коридором

Уже несколько лет «Капиталист» наблюдает за теми процессами, которые развиваются в непосред-ственной близости от нашего региона и влияние которых на экономику Иркутской области — прой-дет немного времени — скажется самым непосредственным образом. Но это произойдет быстрее, если региональные власти все же соберутся настроить свой компас строго на юг. Туда, где на терри-тории Монголии формируется новый экономический коридор — кратчайший на сегодня путь для российских и китайских грузопотоков.

 

Южными воротами этого коридора является приграничный китайский город Эрлянь, от которого для Пекина всего 700 километров. Город разрастается посреди пустыни Гоби в одной из крупнейших провинций Китая — в Автономном районе Внутренняя Монголия (АРВМ). Здесь в последние годы активно развивается свободная экономическая зона. По оценкам экспертов, на таможенный переход в этой точке китайско-монгольской границы сейчас приходится до 70% товарооборота между КНР и Монголией.

Но пройдет немного времени, и через этот переход пойдет основной поток товаров и на Россию. По расчетам китайцев, этот маршрут значительно короче, чем через Маньчжурию («Направление множества интересов» — «Капиталист», №04 (83), июль 2015).

На севере Монголии, на выходе в нашу страну, новый торговый коридор проходит через городок Алтанбулаг. Здесь у самой границы с Россией специально построена и в июне прошлого года официально открыта свободная зона «Алтанбулаг», в которой для бизнеса введен особый льготный беспошлинный режим работы. Проект монголы позиционируют как один из самых значимых для сегодняшнего развития сотрудничества с нашей страной.

А далее — на российской территории — на новом экономическом пути первыми стоят Улан-Удэ и Иркутск…

 

Неизведанной тропой, вернее — шоссе

Отправляясь из Улан-Батора на автомобиле через степные просторы, граничащие с пустыней Гоби, в сторону китайского Эрляня, репортерская бригада нашего журнала ставила одну цель — разведать и испытать на себе то, что сейчас представляет собой этот новый торговый маршрут. Кстати, полностью повторяющий существовавший здесь Великий чайный путь, по которому полтора века назад груженные товарами караваны шли из Китая в Россию и обратно.

Новая современная дорога здесь строилась несколько последних лет монгольскими и китайскими усилиями и более, конечно же, усилиями китайцев — новый выход на нашу страну им очень интересен. Сдача в конце 2013 года в эксплуатацию последнего 116-километрового участка трассы обозначила завершение этого проекта, реализованного на средства Азиатского банка развития и американского фонда «Вызов тысячелетия».

       
     
 

Э. Оюунтэгш,

генеральный секретарь национальной торгово-промышленной палаты Монголии:

— Планируется еще одна — четырехполосная скоростная магистраль. Когда Эрлянь с Алтабулагом соединятся такой трассой, пойдут серьезные потоки товаров. Думаю, что в течение трех-четырех лет эту дорогу построим.

   
       

Итак, теперь вся дорога от Улан-Батора до китайской границы получила твердое покрытие. А ведь недавно этот путь местами представлял собой просто накатанную песчаную колею, традиционную для монгольских степей и пустынь. Премьер-министр Монголии на открытии трассы подчеркнул: теперь страна соединена с Россией и Китаем по вертикальной оси автодорогой международного значения.

Однако ни местные предприниматели, ни руководители Национальной торгово-промышленной Монголии, ни улан-баторские журналисты — никто из собеседников «Капиталиста» не смог с полной уверенностью очевидца рассказать, что представляет собой новая автомагистраль. Просто им еще не представился случай проехаться по ней. Что ж, мы готовы были стать первыми.

Степная стрела

Приходилось читать в иркутских СМИ, как некоторые наши путешественники расхваливали монгольские дороги, что-де они уже стали настоящими автобанами и по своему качеству давно превзошли иркутские. Мягко выражаясь, это совсем не так.

Да, дороги в Монголии строят — действует трехлетняя целевая государственная программа. Она предполагает не только ремонт дорожного полотна и прокладку новых трасс в крупных городах, но и строительство автодорог с твердым покрытием между аймаками.

Однако основные магистрали еще те — из советских времен. 330 километров от российской Кяхты до Улан-Батора петляем между сопок, конечно, по асфальту, который где волной, где с ухабом. А где украшен выступающими заплатками ямочного ремонта.

Пробравшись сквозь улан-баторские пробки и стартовав уже непосредственно на юг, мы оказались на такой же «советской» дороге. Но через километров 200, уже после Чойра, трасса меняется. Она выпрямляется и — на нее уже можно не обращать внимание.

А за окном — монгольская степь до горизонта, приглушенные краски, редкий кустарник да корабли пустынь — верблюды. И какое-то огромное синее небо…

Неожиданно пролетаем мимо Сайшанда — крупного города на юго-восточном направлении, когда-то центра значительной группировки советских войск. Оказывается, прямую, как стрела, трассу проложили мимо него. Что в целом верно.

И опять тот же пейзаж за окном, ровное, добросовестно уложенное полотно трассы. И вскоре на горизонте появляется приграничный Замын-Ууд. Это конец нашего автомобильного пути.

Итого: 660 километров от столицы Монголии до китайской границы мы преодолели ровно за пять часов. Знатоки подтвердят: 130 км/ч — очень неплохая средняя скорость. Новая трасса позволяла ее держать. Единственный минус: две полосы — все же узковато для такой магистрали, что доказывали последствия лобовых ДТП, которые на этом пути нам встречались несколько раз.

Но главное — это действительно современная, качественная скоростная трасса. И — серьезная альтернатива одноколейной железнодорожной ветке, идущей параллельно.

Есть стыковка

Замын-Ууд и Эрлянь – пара городов, которые разделяют всего несколько таможенно-пограничных километров. Здесь формируется трансграничная свободная экономическая зона, которая мощно добавит в наблюдаемую сейчас круговерть товарных и людских потоков – в день на этом переходе границу пересекают более тысячи автомобилей и до пяти тысяч человек, то есть почти два миллиона в год (! – «Капиталист»). Соглашение о состыковке двух свободных зон – монгольской и китайской – было подписано после поездки в прошлом году в Монголию с визитом председателя КНР Китая Си Цзиньпина.

Свободная экономическая зона в Замын-Ууде сейчас готова к принятию резидентов. Однако огороженная территория в несколько гектаров, куда подведены все коммуникации, и двухэтажный офис администрации пока пусты.

       
     


Луо Цинь,

мэр Эрляня:

— Наш город имеет статус открытого приграничного города. И в первых рядах для нас — особые партнеры — российские предприятия.

 
       

Ситуацию нам прояснил Э. Оюунтэгш, генеральный секретарь национальной торгово-промышленной палаты Монголии.

— В свободной зоне в Замын-Ууде построена вся инфраструктура. Строительство с помощью китайского правительства проинвестировано на $50 млн. Китай со своей стороны открыл в зону дорогу. И сейчас уже идут переговоры о создании там первых совместных предприятий.

 А бизнесмен из Улан-Батора Т. Амарбаатар, входящий в монгольский Совет инвесторов свободных зон, обратил внимание на следующее.

— Главное, что мы учли все недостатки, допущенные при организации свободной зоны «Алтанбулаг» с тем, чтобы они не повторились и здесь. Кроме того, все действия и финансовые вложения инвесторов в зону «Замын-Ууд» напрямую поддерживает президент страны Ц. Элбэгдорж.

Вторая часть трансграничной свободной экономической зоны — с китайской стороны, в Эрляне. Здесь размах пошире — 100 тыс. кв. м — объявленная общая площадь логистического центра на границе. Строится и большой приграничный рынок беспошлинной торговли, куда китайские граждане смогут заезжать свободно, но с паспортом.

 

На монгольские деньги

В отличие от монгольского Замын-Ууда, как бы стесняющегося предначертанных ему перспектив, а поэтому все еще слабо просматривающегося в здешних бескрайних степях, Эрлянь — полная противоположность. Широкие прямые проспекты, многоэтажные здания, рестораны на каждом углу, объемные торговые центры. И хотя населения здесь пока еще меньше, чем может вместить этот город, традиционная китайская суета постепенно приходит и на его улицы.

— Первый раз я попала в Эрлянь лет 15 лет назад, — в беседе с «Капиталистом» рассказывает Алтантуя, предприниматель из Улан-Батора. — Это был какой-то заброшенный поселок. Но через пять лет он изменился сильно. А через десять неузнаваемый стал. Каждый год меняется, строится. Населения, смотрю, все больше и больше, машин много появилось.

По словам Алтантуи, монгольские предприниматели здесь частые гости, а Эрлянь можно считать главным центром снабжения монгольских магазинов: отсюда везут все товары — от продовольствия до бытовых электроприборов. И, конечно, стройматериалы и мебель.

Но есть и обратный интерес.

— В последнее время китайцы стали охотно покупать монгольское продовольствие, — продолжает наша собеседница. — Я вижу, колбасы наши разбирают, традиционное тушеное мясо хорошо покупают, кексы, выпечку, российские конфеты, которые наши везут из Улан-Батора.

Алтантуя резюмирует: «Можно сказать, что город сильно строится за счет монгольских предпринимателей, потому что все наши деньги идут сюда — в Эрлянь».

С этим наблюдением согласен Юрий Кручкин, известный монголовед, профессор, уже 30 лет живущий в Улан-Баторе.

— Монгольские инвестиции здесь уже давно присутствуют: город вырос на монгольских деньгах. Ежедневно сюда прибывают около пяти тысяч туристов и бизнесменов из Монголии — поездом, машинами, автобусами, а с недавнего времени и самолетами. Причем все транспортные средства переполнены. Среди членов Великого государственного хурала Монголии, министров есть немало людей, начинавших свой бизнес и сделавших первые капиталы именно в Эрляне.

 

Вокруг грандиозной идеи

В эти дни в Эрляне проходил седьмой экономический форум, посвященный развитию сотрудничества между Китаем, Россией и Монголией, в работе которого принимал участие и «Капиталист». Форум задуман как площадка для общения властей и бизнесменов с целью развития любых проектов, позволяющих активизировать отношения между предпринимателями трех стран.

В форуме в этот раз, кроме массивной монгольской делегации — около 400 человек, приняли участие более десятка российских компаний, в первую очередь — по численности — из Бурятии, руководимые президентом своей торгово-промышленной палаты Игорем Зураевым. Также личным присутствием проявили свой интерес к теме встреч представители других региональных торгово-промышленных палат и предприятий — из Якутии, Забайкальского края, Тувы.

В качестве итогов работы форума его организаторы объявили о подписании полутора десятков соглашений о сотрудничестве между 26 компаниями из Китая, России и Монголии на общую сумму $1,7 млрд.

На круглых столах, конечно, много говорили об одной из главных сейчас в Китае тем. Два года назад озвученная Си Цзиньпинем идея на самом деле грандиозна — строительство через два континента экономического и транспортного коридора, географически повторяющего существовавший столетия назад Великий шелковый путь, но теперь — на уровне технологий XXI века.

Эксперты оценивают идею просто: настолько масштабного инфраструктурного проекта мир, пожалуй, еще не видел. Сеть скоростных железных дорог, автомагистралей, трубопроводов и сопутствующей инфраструктуры объединит 4,5 млрд человек в Азии и Европе и по сути создаст новый экономический центр мира. Будущий объем производства здесь оценивается более чем в $20 трлн.

Естественно, что руководство АРВМ не собирается оставаться в стороне. Тем более что правительство Китая одобрило планы и целый ряд мер для дальнейшего развития нового торгового коридора в Россию.

К тому же власти Эрляня очень рассчитывают на привлечение российского капитала. А мэр города Луо Цинь, увидев на форуме иркутских журналистов, предложил взять на себя все расходы по их командировке. А затем выступил с 40-минутным докладом о том, какой это все-таки перспективный город.

Мэр города приглашает

И действительно, город с населением 70 тыс. человек имеет весьма удобное географическое положение — на пути ровно между Улан-Батором и Пекином. Здесь пересечение многих направлений: например, проходит железнодорожный маршрут Пекин–Москва. Шоссейные трассы связывают Эрлянь с крупнейшими китайскими промышленными центрами. Часа за три можно успешно доехать до городского округа Баотоу с населением 2,7 млн человек и такой же по численности жителей столицы АРВМ города Хух-хото. До столицы Китая — шесть часов на машине.

       
     
 

П. Тогтохбаяр,

губернатор свободной зоны «Алтанбулаг»:

— Есть семь компаний, у каждой свой проект и маленькие деньги. А вместе будут большие деньги — я всех собрал и предложил строить единый проект. Хватит уже ждать, только так мы здесь построим красивый город.

   
       

А среди авиамаршрутов из местного аэропорта, кроме внутренних, названы были Улан-Батор и Иркутск.

— Наш город является важным контрольно-пропускным пунктом и постоянно занимает первое место среди всех северных переходов, поскольку здесь самый большой поток людей, — докладывал мэр. — Здесь действуют беспошлинная зона и льготные практики для предприятий в сфере налогообложения и других областях.

Эрлянь имеет статус открытого приграничного города. И в первых рядах для нас — специальные партнеры — российские предприятия.

Производственный парк этого года, площадью 18 тыс. кв. м, представлен компаниями, занимающимися деревообработкой и стройматериалами, предприятиями горнорудной промышленности. Имеется 12 крупных складских центров.

Город рассчитывает и на привлечение представителей туриндустрии для развития новых турнаправлений. Тут есть что показать туристам. Знаменитый парк динозавров. Сейчас создается музей Великого чайного пути. Действует более десятка гостиниц с кухней на любые вкусы туристов — европейское меню, монгольское, китайское, сиамское и другие виды кухни.

Про количество и размеры торговых центров и так понятно.

— Очень надеемся на успешный поиск партнеров и открытие бизнеса в нашем городе, — так Луо Цинь завершил свое выступление на форуме.

Не та дорога

Неожиданное открытие мы сделали перед отправкой в обратный путь. Новое шоссе, по которому ехали в Замын-Ууд, — это не та дорога… Еще не та, что будет, сообщил Э. Оюунтэгш.

— Вы же обратили внимание, что новая дорога очень узкая? — спросил нас генсекретарь НТПП Монголии. — А ведь надо будет большие машины, целые автопоезда отправлять. В общем, параллельно этой планируется еще одна — четырехполосная скоростная магистраль. От Улан-Батора до Эрляня ее будет строить китайская сторона. У нас уже объявлен тендер на это строительство.

Северную дорогу — от нашей столицы до Алтанбулага — мы предлагаем, чтобы российские компании участвовали — здесь есть в этом заинтересованность.

И вот когда Эрлянь с Алтабулагом соединятся такой трассой, тогда уже пойдут серьезные потоки товаров на автомобилях. Думаю, что в течение трех-четырех лет эту дорогу построим.

Тот проект, о котором рассказал Э. Оюунтэгш, имеет имя собственное — «Степной путь». Конечно, он включает в себя не только автомагистраль. И состоит из пяти частей, куда входит строительство высокоскоростной автодороги протяженностью 997 км, соединяющей Китай и Россию, 1100-километровая электрифицированная железная дорога, расширение общей сети железных дорог и прокладка трубопроводов природного газа и нефтепроводов. Планируется, что объем инвестиций составит примерно $50 млрд. Претворив в жизнь такой масштабный проект, Монголия намерена поднять национальную экономику.

Кстати, в июле во время саммита Шанхайской организации сотрудничества, прошедшего в Уфе, состоялась и специальная трехсторонняя встреча представителей бизнес-кругов России, Монголии и Китая. Обсуждали как раз реализацию проекта «Степной путь».

 

Продолжение — в Улан-Удэ и Пекин

— На саммите участвовавшие бизнес-структуры пришли к единому мнению: для того, чтобы эту дорогу провести в один коридор, необходимо не только строительство скоростной дороги протяженностью в тысячу километров по территории Монголии. Китайская сторона должна продолжить автодорогу до Пекина, а российская сторона — до Улан-Удэ, — в интервью ресурсу «Монголия сейчас» сообщил участник той встречи Д.Амарбаясгалан, президент группы «Чингис лэнд девелопмент».

Именно эта компания уже год ведет подготовительные работы по реализации проекта строительства автомагистрали. На данный момент проведены геологические и геодезические изыскания, разработка технико-экономического обоснования и чертежей, которые уже частично переданы на экспертизу.

Президент «Чингис лэнд девелопмент» подтвердил, что дорогу планируется построить в течение трех лет, тем более что китайская сторона предлагает участие своих крупнейших строительных компаний. Однако сдать работу в запланированные сроки можно лишь в том случае, если правительство страны не будет затягивать принятие решения по некоторым вопросам политико-эксплуатационного характера.

…А автоэкипаж нашего журнала тем временем преодолел ту тысячу километров в обратном направлении — на север — и подъехал к приграничному поселку Алтанбулаг, где нас ждал губернатор свободной зоны «Алтанбулаг» П. Тогтохбаяр.

В «Алтанбулаге» новый этап

Видимо ошибки, допущенные в организации и развитии свободной зоны «Алтанбулаг», о которых в начале этого материала говорил один из наших собеседников, и стали причиной того, что здесь сменили уже не одного губернатора. Новый, молодой и энергичный П. Тогтохбаяр руководит зоной только с весны, но уже чувствуется: деятельность внутри городка активизируется.

— Много ошибок сделали мои предшественники, — утверждает он. — Вот смотрите: есть семь компаний и у каждой свой проект, каждая сама хотела строить. Но ведь у каждого из них есть маленькие деньги, а вместе будут большие деньги. Я всех собрал и предложил строить вместе — единый проект. Если и этих денег не хватит — будем кредиты в банках брать. Хватит уже ждать, только так мы здесь построим красивый город.

А затем губернатор вместе с начальником одного из департаментов Н. Димой начинают подробно рассказывать о том, как свободная зона развивается.

Главное событие — в сентябре здесь началось строительство большого торгового центра, на который китайские строители получили средства от своей страны. Здание возводится очень быстро — в декабре его уже собираются сдать в эксплуатацию.

— Это только первый этап проекта, с которым китайцы зашли на территорию нашей зоны. Но его можно назвать и новым этапом в развитии самой зоны, — считает губернатор. — Сейчас в зоне работают всего несколько резидентов — мебельный выставочный павильон, две магазина дьюти-фри с прошлого года — один из Турции. В день до ста человек заходит. Но с запуском первого китайского универмага все изменится. Одна из существующих сейчас проблем — отсутствие банковского отделения для безналичных платежей. Президент монгольского коммерческого «Хаан Банка», японец, на недавней встрече со мной сказал: как китайцы поставят свой торговый центр, движение начнется — они сразу свое отделение откроют.

По словам Н.Димы, в этом торговом центре будут выставлены качественные фабричные товары, произведенные по европейским стандартам, и напрямую от производителей — то есть без посредников и наценок. Здесь же ждут и продукцию российских компаний.

Константин Куликов


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 6 (85) Октябрь - Ноябрь 2015 года


  • Число просмотров: 2839

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть