Архив журнала «Капиталист»
События
К сотрудничеству готовы все. Почти
VII форум в Эрляне
Во второй половине августа в городе Эрляне (КНР), где в последние годы активно развивается свободная экономическая зона, прошел седьмой форум по расширению сотрудничества между Китаем, Россией и Монголией. Этот город является южными воротами нового торгового коридора – кратчайшего на сегодня пути для российских и китайских грузопотоков. Как он функционирует? – выяснить это отправилась специальная автомобилизированная бригада журнала «Капиталист».
Эрлянь – город, разрастающийся посреди пустыни Гоби в одной из крупнейших провинций Китая – в Автономном районе Внутренняя Монголия (АРВМ). По оценкам экспертов, на таможенный переход в этой точке китайско-монгольской границы приходится до 70% товарооборота между КНР и Монголией. Но это еще не все.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ШАНСЫ
Развитие грандиозного межконтинентального китайского проекта «Один пояс – один путь», который единым коридором соединит Китай с Европой, позволит, как пишет местная пресса, «использовать шансы, возникшие благодаря продвижению строительства экономического пояса Шелкового пути».
Это, если выразиться проще и без китайской витиеватости, означает следующее: правительство Китая одобрило планы руководства АРВМ и целый ряд мер для дальнейшего развития торгового коридора в районе таможенного пункта в Эрляне. Теперь, по замыслу китайцев,
+коридор должен выводить через Монголию – в Россию, где первыми на этом пути стоят Улан-Удэ и Иркутск.
— Власти Эрляня очень рассчитывают на привлечение российского капитала и деловых людей из России, — утверждает Юрий Кручкин, известный монголовед, профессор, уже 30 лет живущий в Улан-Баторе. — Монгольские инвестиции здесь уже давно присутствуют: город вырос на монгольских деньгах. Ежедневно сюда прибывают около пяти тысяч туристов и бизнесменов из Монголии – поездом, машинами, автобусами, а с недавнего времени и самолетами. Причем все транспортные средства переполнены. Среди членов Великого государственного хурала Монголии, министров есть немало людей, начинавших свой бизнес и сделавших первые капиталы именно в Эрляне.
Уже семь лет проходящий там «форум по сотрудничеству» задуман как площадка для общения властей и бизнесменов с целью развития любых проектов, позволяющих активизировать отношения между предпринимателями трех стран.
Игорь Зураев, президент торгово-промышленной палаты Бурятии — Тот Великий чайный путь, который воссоздается, сейчас наполняется конкретным смыслом. И здесь мы видим предназначение Бурятии как распределительного центра Восточной Сибири. |
Вообще, выйти на китайский рынок со своей продукцией российским бизнесменам очень непросто – в силу целого ряда известных причин. Форум в Эрляне делает этот процесс намного доступнее. Чем и пользуются пока еще немногочисленные деловые делегации из России.
СОСЕДИ УХОДЯТ ВПЕРЕД
В седьмом эрляньском экономическом форуме, кроме массивной монгольской делегации – около 400 человек, приняли участие более десятка российских компаний, в первую очередь – по численности – из Бурятии, руководимые президентом своей торгово-промышленной палаты Игорем Зураевым. Также личным присутствием проявили свой интерес к теме встреч представители других региональных торгово-промышленных палат и предприятий – из Якутии, Забайкальского края, Тувы.
В качестве итогов работы форума его организаторы объявили о подписании полутора десятков соглашений о сотрудничестве между 26 компаниями из Китая, России и Монголии на общую сумму $1,7 млрд.
— Тот Великий чайный путь, который воссоздается в современном виде, сейчас наполняется конкретным смыслом, потому что этот коридор значительно короче для поступления различных товаров как из России в Китай, так и в обратном направлении. И здесь мы видим предназначение Бурятии как распределительного центра Восточной Сибири. Поэтому участие в форуме в Эрляне для нашей делегации было очень интересным и важным, — в интервью нашему журналу заявил Игорь Зураев.
А на просьбу прокомментировать отсутствие на форуме иркутской делегации президент торгово-промышленной палаты Бурятии ответил приглашением к сотрудничеству.
— Пусть иркутские предприниматели обращаются к нам – мы готовы сотрудничать, чтобы они также могли товары из Китая через Эрлянь по этому торговому коридору направлять и к себе – в Иркутск. По-моему, совместные усилия дадут определенную синергию в этом направлении. Пожалуйста, подключайтесь к Бурятии. Какие проблемы?
НЕ ТА ДОРОГА
Действительно, для того, чтобы начать осваивать новый экономический коридор, у иркутских предпринимателей нет особых проблем. Ну, пожалуй, кроме одной – полное отсутствие интереса к этому направлению у местных чиновников, которые, кажется, по долгу службы должны отвечать за развитие подобных экономических контактов и поддержку тем самым регионального бизнеса.
Готовя свой седьмой экономический форум, администрация Эрляня два раза отправляла официальные, причем на уровне вице-мэра, делегации в Иркутск с приглашением к участию в нем. В торгово-промышленной палате Восточной Сибири их встречали, говорили о развитии сотрудничества. Потом китайцы уезжали, а их приглашение отправляли в дальний ящик стола. Причем не первый уже год.
— Мы видели, как Эрлянь сегодня строится. Там создаются торговые центры, оптовые склады различной продукции. Цены – на самом деле от производителя. То есть все делается для того, чтобы заинтересовать российский и монгольский малый и средний бизнес в сотрудничестве. Но китайцы любят порядок, и у них четкая административная иерархия. Поэтому вести там бизнес намного легче, если наш предприниматель заручится поддержкой соответствующих российских официальных структур – той же ТПП. Челноки-неформалы там уходят в прошлое, — утверждает Александр Сидоров, гендиректор российско-монгольской компании «Бизнес-Контакт».
А что касается новой скоростной автомагистрали, соединившей Россию с Китаем через Монголию по вертикальной оси, то репортерская бригада «Капиталиста» ее успешно прошла. Но это оказалась не та дорога…
- Число просмотров: 1880