Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Городская среда

Опыт двухколесной жизни

Предстоит примерить и Иркутску

Решит ли совсем, ослабит ли существующие транспортные проблемы Иркутска массивная велосипедизация города по примеру Амстердама, Гамбурга, по опыту китайских мегаполисов? Об этом рассуждали участники открытой дискуссии «Роль велосипедов в изменении системы городского транспорта. Российский и зарубежный опыт».

 

Перед самой дискуссией, прошедшей в технопарке Иркутского научно-технического университета, ее спикеры несколько дней изучали местную обстановку — встроенность велосипедистов в поток пешеходов и автомобилей. Естественно, что передвигались они по городским улицам на велосипедах.

Но столица Восточной Сибири показала себя не с лучшей стороны: после двухдневных поездок по улицам с камерами, фиксирующими все происходящее на дорогах, гости признались, что были неприятно удивлены не просто безразличием, а иногда нарочито грубым отношением к людям на велосипедах.

Иркутск: прав тот, у кого колес больше

— Я пять раз не по своей вине оказывался в аварийных ситуациях, хотя не нарушал правил. Один раз, и это видно на снимках, меня специально подрезали, — подвел итоги велопутешествия по Иркутску вице-президент федерации зимнего велотранспорта, консультант мэрии финского города Оулу по вопросам зимнего использования велосипедного транспорта Пекка Тахкола. — Очевидно, что к велосипедистам у вас не привыкли и не считают их за людей. Притом что у вас одни из лучших тротуаров среди российских городов, где я побывал. А отношение к человеку на велосипеде хуже всего. Но это, я уверен, можно исправить грамотно выстроенной работой, в результате которой у водителей поменяется парадигма мышления и они с уважением станут относиться к тем, кто выбрал двухколесный экологичный транспорт.

Пекка Тахкола,

вице-президент федерации зимнего велотранспорта (Финляндия):

— В Иркутске одни из лучших тротуаров среди российских городов, где я побывал. Качественную инфраструктуру для велосипедистов здесь можно сделать за десять лет.

Пекка Тахкола обратил внимание и на то, что в Иркутске, как и вообще в российских городах, очень плохая дренажная система, из-за чего на дорогах много пыли и грязи. А это, понятно, вредит и автомобилистам, и велосипедистам, и пешеходам.

— У вас так много места на улицах, что для их очистки подойдет любая техника. Также это уличное пространство позволяет делать удобную инфраструктуру для всех участников дорожного движения. Всем хватит полос и тротуаров, — считает гость из зимней велосипедной столицы мира.

Город для человека на джипе

Один из драйверов велосипедного движения Новосибирска Алексей Куницин, руководитель проекта «Привет, велосипед!», характеризуя Иркутск, был краток: «Пока это город для человека, ездящего на внедорожнике, а не для пешехода или велосипедиста».

Свой взгляд изнутри к выводам экспертов, со стороны смотревших на жизнь горожанина с велосипедом в Иркутске, добавила Ирина Ифтодий, директор по развитию НОО «Велосипедный союз Иркутска».

— Мы поставили себе цель: внедрить велосипед в повседневную жизнь города и приблизить столицу Восточной Сибири по этому признаку к европейским столицам, — пояснила она. — Постепенно у нас появляются единомышленники. И мы много делаем для того, чтобы существующая «нулевая» ситуация, когда у нас нет ни культуры езды на велосипеде, ни условий для этого, начала меняться. Но пока те, кто осознанно пересаживаются на велосипед и начинают ощущать все преимущества передвижения на нем (особенно в час пик), вынуждены ездить по никогда не чистящимся обочинам проезжих частей, уворачиваясь от водителей, считающих себя единственными полноправными хозяевами магистралей.

По мнению Ирины Ифтодий, основные проблемы велосипедистов в Иркутске можно разделить на две части — техническую и социальную.

К первой можно отнести такие препятствия: нет проложенных по всему городу специальных дорожек, плохое асфальтовое покрытие, отсутствие качественной дренажной системы и безопасных парковок, не говоря о специализированных.

Ко второй: в обществе нет «критической массы» тех, кто осознанно готов выбрать велосипед как альтернативное средство передвижения.

Как их решать? Разнообразные ответы на этот вопрос предложили участники открытой дискуссии. Главный вывод: не сдвигаемых с места проблем нет. При желании и настойчивости можно убедить самых несговорчивых чиновников поменять парадигму мышления водителей, воспитать новое поколение современных горожан, «граждан мира», для которых передвижение на велосипеде будет естественно с детства и на всю жизнь.

Правда, пока что тенденция такова: чем удаленнее город от Иркутска, тем комфортнее и интереснее в нем жизнь велосипедиста.

 

Гамбург. Его жители планируют до 2030 года вообще отказаться от автотранспорта на территории города и пересесть на велосипеды

Амстердам называют велосипедной столицей Европы. Некоторые утверждают, что здесь велосипедистов даже больше, чем в Китае

 

Новосибирск: марафон с предпринимателями

По словам Алексея Куницина, хотя дорожная инфраструктура в Новосибирске на достаточно высоком уровне, препятствий — в прямом и переносном смысле — у велоактивистов хватает. Например, местная администрация не спешит вступать в диалог с теми, кто предпочитает двухколесный транспорт, представители транспортных структур не воспринимают их всерьез. Как следствие — нет специально проложенных велодорожек. Но в то же время тех, кому не все равно, уже немало.

— Акции по популяризации езды на велосипеде проводим с 2008 года. Комплексно занялись продвижением своей идеи, подготовили проект стратегии развития велотранспорта в Новосибирске, своими силами сделали 79 велопарковок. Важно, что постепенно нам удалось выстроить диалог с ГИБДД. Они нас услышали и помогают организовать наш «велосипедный быт», без проблем согласуют маршруты наших акций, сопровождают нас, — рассказывает эксперт из Новосибирска.

Дарья Табачникова,

координатор общественного проекта «Велосипедизация Петербурга»:

— Мы прошли непростой маршрут — от чудаков до того, что на открытии велопрокатной станции на Невском проспекте присутствовал губернатор нашего города.

Идеи велосипедизации начали разделять и новосибирские предприниматели. Полиграфические компании печатают баннеры и символику проекта «Привет, велосипед!» на разных предметах. Производители минеральной воды и газированных напитков поддерживают все массовые мероприятия, не давая умереть от жажды участникам и продвигая свою продукцию среди целевой аудитории. Спортивные магазины тоже быстро просчитали выгоду для своего бизнеса от сотрудничества с подобными социальными проектами. Компания 2ГИС согласилась нанести на карты и обновлять информацию о велопарковках.

Постепенно концепция здорового образа жизни заинтересовывает и крупный бизнес. Например, представители строительных компаний готовы обсуждать проекты инфраструктуры будущих жилых кварталов с учетом потребностей велосипедистов. А некоторые делают велодорожки вокруг кварталов сами.

Полить газон, помыть колеса

Как идея для бизнеса — один из интересных примеров «встраивания» велосипедов в жизнь «среднестатистического двора». Устройство, поливающее газоны, приспосабливается и для мойки велосипедов, а также — для приведения в порядок лап собак после прогулки. В результате довольны будут все жильцы дома. А ведь подобных «конструкторов» можно сделать много.

— Мы наладили хорошие контакты с местным малым и средним бизнесом. Деловых партнеров среди предпринимателей у нас становится все больше. Они оперативно реагируют на инновации, в том числе, в общественной сфере, заинтересованы в привлечении новых идей и людей, которые могут продвигать идеи нестандартными способами, — продолжает Алексей Куницын. — У нас взаимовыгодное сотрудничество: бизнес через своих представителей в различных инстанциях лоббирует наши интересы, а мы создаем ему имидж социально ориентированного.

Новосибирские велосипедисты, кроме собственного проекта, инициируют и различные благотворительные акции для города. Одна из них — велопробег, посвященный ветеранам Великой Отечественной войны. Его маршрут был спланирован по центральным улицам, участниками стали более 500 человек.

Через два года в такой же акции приняли участие уже более трех тысяч новосибирцев. Мнение такого числа приверженцев здорового образа жизни и экологически безопасного транспорта невозможно не услышать.

— Это способствует тому, что все больше специалистов в мэрии начинают понимать необходимость диалога с нами и корректировки существующей системы организации транспортных потоков. Думаю, со временем нам удастся качественно изменить инфраструктуру для передвижения по городу. И тогда уменьшится число и продолжительность пробок, горожане перестанут переживать из-за опозданий, а велосипедисты смогут передвигаться по улицам без риска для жизни, — утверждает энтузиаст велодвижения из Новосибирска.

 

 

Примеры китайской велосипедизации иркутянам все же ближе европейских — чисто географически. На фото — улица Шеньяна

Санкт-Петербург: велопарковка у Мариинки

В Петербурге велодвижение набрало силу одним из первых в России. Но даже в его прогрессивном обществе эта идея прижилась не сразу.

— Мы прошли непростой маршрут — от чудаков до того, что на открытии велопрокатной станции на Невском проспекте присутствовал губернатор нашего города, — говорит Дарья Табачникова, координатор общественного проекта «Велосипедизация Петербурга».

Для нее «велосипедная история» началась после поездки в Гамбург, где она увидела, насколько популярен велосипед среди его жителей и в Германии в целом. Полноправными участниками движения велосипедисты там стали за пять лет. Сейчас пробки на улицах редки, недовольные невозможностью попасть куда-то вовремя — тоже. До 2030 года жители Гамбурга планируют вообще отказаться от использования личного транспорта на территории города и пересесть на велосипеды.

— Вернувшись домой, я задумалась о том, как перенести этот полезный зарубежный опыт на свой город. Собрала единомышленников, и мы постепенно начали продвигать свою инициативу: проводили велопробеги, общались с мэрией, — продолжает Дарья. — Сейчас у нас работают бесплатные велошколы, делаются велопарковки. Недавно открыли велопарковку даже у Мариинского театра, и она не пустует. В велопрокатах 300 велосипедов. Число велостанций в городе скоро доведем до 70. А количество продаваемых велосипедов каждый год увеличивается вдвое.

Ирина Ифтодий,

директор по развитию НОО «Велосипедный союз Иркутска»:

— Пока те, кто осознанно пересаживаются на велосипед и начинают ощущать все преимущества передвижения на нем, вынуждены уворачиваться от водителей, считающих себя единственными хозяевами магистралей.

Но что самое важное — меняется общественное мнение. Если раньше говорили: «Зачем нам велосипеды? Это не в нашем менталитете», то теперь горожане сами подгоняют власти: «Когда же у нас велопарковку сделают?». Петербургская администрация перестала смеяться над велосипедистами: в социально-экономической и транспортной стратегиях города появилось слово «велосипед», резюмирует Дарья Табачникова.

Оулу: на велосипеде и в минус 35

На фоне всех этих российских проблем финский Оулу, один из старейших городов Европы, кажется идеальным местом для велосипедистов. 77% горожан (а это почти 150 тыс. человек! — «Капиталист») используют велосипед.

Этот транспорт был здесь основным вплоть до 1950-х годов, когда его лишь ненадолго потеснили личные автомобили. Но в 1960-х с подачи главы администрации, который понимал важность и необходимость присутствия на улицах «двухколесных коней», был разработан план, включающий как приоритет развитие велотранспорта.

Нам же Оулу интересен тем, что почти идентичен Иркутску по климату: зимы в нем морозные. Часто температура опускается до минус 35, средняя же зимняя — минус 25. Но для нескольких тысяч жителей это не повод пересаживаться на другой вид транспорта — они пользуются велосипедами круглый год.

— У нас велосипед считается идеальным транспортным средством для перемещения по городу даже зимой: в городе более 800 км велодорожек, все хорошо освещены, регулярно очищаются от снега, поверхность поддерживается в оптимальном для велосипеда состоянии, отлично работает дренажная система, — подробно описал финскую действительность Пекка Тахкола. — Плюс к этому есть более 300 тоннелей под автодорогами, что помогает экономить время, не тратя его в ожидании, когда загорится зеленый свет. Также есть велошоссе, которые вообще не пересекаются с другими дорогами. Таким образом вы можете с комфортом добраться и зимой, куда необходимо: на работу, за покупками, просто совершить оздоровительную прогулку.

Житель Финляндии обратил внимание и на то, что велосипед сегодня является одним из наиболее быстрых видов транспорта (для финнов велосипед — прежде всего транспортное средство, а не приспособление для занятий спортом). Даже если ехать со скоростью 10 км/ч, но без остановок на светофорах, то до места можно добраться гораздо быстрее автомобилей, вынужденных на своем пути часто тормозить.

— Уверен, что велосипед как равноправный вид транспорта актуален и для Иркутска (который, кстати, втрое больше Оулу, — «Капиталист»). Сделайте так, чтобы перемещаться на нем было быстро, удобно, просто, чтобы не было грязи. Тогда горожане сами, без призывов, станут ездить на велосипедах. На ваших улицах более чем достаточно свободного пространства, и если грамотно организовать автомобильное движение, то можно разместить очень комфортабельные велосипедные дорожки. Качественную инфраструктуру для велосипедистов в Иркутске можно сделать за десять лет, — считает Пекка Тахкола.

Станем ли ближе к велосипеду?

Представители администрации Иркутска, принявшие участие в дискуссии, отметили, что видят перспективность развития велодвижения в Иркутске. Эта тема несколько раз поднималась на заседаниях Общественной палаты и профильных комиссий в прошлом году, продолжается работа и в нынешнем.

Во время открытой дискуссии представитель комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Сергей Александров рассказал, что готовятся корректировки Генплана областного центра. В приоритете — создание инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов.

— Совместно с Общественной палатой и Велосипедным союзом Иркутска в ближайшее время будут внесены изменения в нормативы градостроительного проектирования, согласно которым любое новое строительство в городе будет невозможно без создания пешеходной и велосипедной инфраструктуры, — сделал акцент, отвечая на вопросы участников разговора, Сергей Александров.

— Мобильность на короткие расстояния — важнейший критерий, ключевое понятие для развития современной транспортной системы в международном градостроительстве. В Иркутске утвержденной концепции городской мобильности нет, но очевидно, что она необходима, так как сейчас парадигма транспортного развития города не соответствует современным представлениям, — пояснил модератор дискуссии, зампредседателя Общественной палаты Иркутска Олег Яценко. — Правда, европейцы и россияне по-разному понимают доступность городских объектов: если в Европе измеряют ее временем, то мы — расстоянием. Соответственно, их концепции предусматривают быстрое достижение объектов в городе. Мы же это учитываем недостаточно.

Подводя итог открытой дискуссии, Олег Яценко выразил надежду, что велосипед станет в Иркутске полноценным транспортным средством. Но вопрос, когда это произойдет, пока остается без ответа.

 

От редакции.

Недавно от Общественной палаты и Велосоюза начальнику управления архитектуры города отправлен проект руководства по организации велопарковок и мест длительного хранения велосипедов. А сейчас уже идет разработка первой велопешеходной полосы на бульваре Гагарина.

Также, по информации из администрации Иркутска, 10-11 сентября пройдет общегородская конференция, где будут обсуждаться вопросы транспортного планирования и устойчивой мобильности. 

 


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 4 (83) Июль - Август 2015 года


  • Число просмотров: 2642

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть