Архив журнала «Капиталист»
Досье
ЭЛЕКТРОНИКА В УЩЕРБ САКЭ
Основатель легендарной фирмы Sony, которая несколько десятков лет была монополистом на мировом рынке электронных устройств, и по сей день является одним из «законодателей мод» в своей нише. А ведь все могло сложиться иначе будь отец Акио Мориты чуть настойчивее — гениальный изобретатель и бизнесмен всю жизнь варил бы сакэ.
Дело в том, что Акио был первым ребенком в семье производителей сакэ в пятнадцатом поколении. Естественно, предполагалось, что он продолжит семейную династию. Но Морита все свободное время изучал электронику — даже в ущерб школьным занятиям. Будущий основатель Sony был одним из самых отстающих учеников.
Затем Акио Морита окончил Императорский колледж в Осаке. Войну прошел морским офицером, а в мирное время стал преподавать физику. Вскоре он познакомился с Масару Ибукой — гением в электронике, с которым в 1947 году они открыли собственную фирму «Токийскую телекоммуникационную техническую компанию» с капиталом $ 500.
Их первой продукцией были устройства для приготовления риса — сто штук. Но они не продали ни одного. Следующим стал первый ленточный японский магнитофон, для которого использовалась бумажная лента, так как в то время в Японии не было пластика. Вновь они сделали продукцию, на которую не было спроса. Компания была близка к банкротству, но отец Акио Мориты спас бизнес своего сына.
Компаньоны умели делать инновационную продукцию, но были не в состоянии продать ее. Но пересмотрев маркетинговую стратегию, компания очень быстро начала штурмовать рынок электроники, став на следующие три десятилетия его лидером. Годовой доход увеличился с $ 2,5 млн в 1955 году до $ 29 млрд — в 1992-м.
Один из самых известных продуктов, который Sony выпустила на рынок, — музыкальный плеер «Walkman». Выпущенный в 1979 году и получив впоследствии 75 различных модификаций, он стал самым распространенным в мире звуковым устройством — более 20 млн пользователей.
А ведь начала инженеры полагали, что устройство не будут покупать, поскольку оно не имело функции записи. Но интуиция не подвела Акио Мориту. Он сказал: «Если мы не продадим сто тысяч штук к концу этого года, я откажусь от поста председателя компании». В итоге, отказываться не пришлось.
Акио Морита верил, что предложение рождает спрос, а не наоборот. Он отрицал рыночные исследования, которые проводят крупные американские фирмы, чтобы оправдать каждое из своих решений в бизнесе. Когда у него спрашивали, почему Sony добилась большего успеха, чем американские компании, Акио Морита отвечал: «Америка — это общество оправданий. Никто не берет на себя ответственность. Американский управляющий больше не хочет принимать решения».
Джордж Гилдер в книге «Духе предпринимательства» отдает Морите и Sony дань уважения: «Мы (США) приземлились на Луне. Они (японцы) приземлились в залах и спальнях Соединенных Штатов».
- Число просмотров: 1679