Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

ВЭД

Ворота в Азию

Стремительно расширяются

Очередная поездка нашего журнала в столицу соседнего государства, в Улан-Батор, оказалась в самом что ни на есть тренде, который задали события последнего полугода, начиная с сентябрьского, как там говорят, большого визита. И, забегая вперед, стоит сказать: монгольское направление становится все более и более интересным для российского бизнеса.

Для начала небольшая вводная. «Капиталист» уже не единожды сообщал о той активности, которая сейчас существует на направлении, практически полностью повторяющем действовавший в XVIII-XIX веках знаменитый Великий чайный путь. По этой дороге иркутские купцы снабжали всю Россию чаем и другими товарами из Китая. Кстати, практически все они довели свои состояния до миллионных.

Путь товаров из центрального Китая в Россию через Монголию — самый короткий. Китайские аналитики это уже просчитали и пару лет назад в беседе с нашим журналом сообщили, что маршрут через китайский приграничный город Эрлянь, затем — Улан-Батор, Алтанбулаг и российскую Кяхту на 1100 км короче, чем через Маньчжурию — нынешнюю Мекку сибирских коммерсантов.  

В последние годы на этом направлении развернулось масштабное дорожное строительство: на юго-востоке, со стороны Китая, накатанная песчаная колея через пустыню Гоби на многих участках уступила место асфальтовому покрытию. В ближайшем будущем здесь же планируется и многополосный автобан. В несколько раз увеличилась пропускная способность монгольского таможенного пункта Замын-Ууд. Раньше груженые автокараваны из Пекина простаивали здесь в очереди и по десять суток.

На севере Монголии, на выходе в нашу страну, этот готовящийся торговый коридор проходит через городок Алтанбулаг. Здесь у самой границы построена и в июне прошлого года официально открыта свободная торговая зона, в которой для бизнеса введен специальный льготный беспошлинный режим работы. Этот проект монголы позиционируют как один из самых значимых для сегодняшнего развития сотрудничества с нашей страной.

 

Кратчайший выход

— Один из главных приоритетов Монголии — развитие сотрудничества с сибирскими и дальневосточными регионами России. В ходе сентябрьского большого визита, когда Владимир Путин посетил Улан-Батор, оба наши президента подтвердили необходимость этого, — в беседе с «Капиталистом» особо выделил министр промышленности Монголии Д. Эрдэнэбат. — На приграничные субъекты РФ приходится около 70% всего нашего двухстороннего товарооборота, в котором более 50% — доля Иркутской области.

Д. Эрдэнэбат

Д. Эрдэнэбат,

министр промышленности Монголии:

— На приграничные субъекты России приходится около 70% всего нашего двухстороннего товарооборота, в котором более 50% — доля Иркутской области. 

Как сообщил министр промышленности, кстати, он по совместительству является еще и президентом делового совета по сотрудничеству с Россией, в феврале этого года в положение об «Алтанбулаге» внесли значительные изменения. Теперь это уже не свободная торговая зона, а свободная экономическая зона.

— Изменение статуса позволило существенно расширить возможности для резидентов, чтобы выгодно работать — организовывать совместные предприятия, вести совместную торговлю, причем не только с Россией, но и с Китаем.

Губернатор свободной зоны «Алтанбулаг» П. Тогтохбаяр подтвердил слова министра.

— «Алтанбулаг» — это действительно кратчайший выход для российских бизнесменов не только на монгольский, но и на китайский рынок. А поскольку недавно между вашими государствами был подписан ряд очень важных соглашений о сотрудничестве и товарообороте, то чтобы их реализовать, нужен самый менее затратный и удобный путь. Наша свободная зона для этого очень подходит. Мы обеспечиваем льготные транзитные условия для российских и других инвесторов. А, кроме того, на территории свободной зоны можно организовать различные производства — на них также распространяется пакет льгот.

 

Бульдозеры у приграничного тупика

Еще в прошлое посещение «Алтанбулага» на ум пришло такое сравнение: исходя из всех имеющихся здесь возможностей для бизнеса, свободная зона — настоящий дьюти-фри, только очень большой. Оказалось, что теперь это уже не просто магазин беспошлинной торговли под открытым небом…

СЗ «Алтанбулаг» — закрытый городок, расположившийся на 500 гектарах вдоль границы с Россией в непосредственной близости от контрольно-пропускного пункта «Кяхта — Алтанбулаг» и всего в 650 км от Иркутска. Вся территория поделена на участки, распределенные между инвесторами, которые планируют или уже приступили к развитию здесь своего бизнеса. Среди них — несколько компаний из России, Южной Кореи, Китая, Казахстана, Турции. Конечно, самая значительная часть инвесторов — 270 компаний — монгольские, но в том числе и с участием иностранного капитала.

— Запуск свободной зоны в эксплуатацию в прошлом году наконец-то стал возможен благодаря выполненному именно в последние годы значительному объему работ, — рассказывает нашему журналу начальник департамента СЗ «Алтанбулаг» М.Дима. — Создана вся инфраструктура — водоснабжение, канализация, источники энергии и полосы ограничения. А мощности, к примеру, коммунальных и электрических сетей рассчитаны на город с 20-тысячным населением.

Действительно, такого в этой приграничной степи до недавнего времени не существовало — все городские коммуникации, сети водоснабжения и водоотведения, ЛЭП с двумя подстанциями. А возле самых ворот в зону — на первой линии — сделана планировка: забетонированы площадки под автостоянку, под складские и выставочные помещения, проложены дороги и тротуары. Уже работают первые магазинчики.

Кстати, свободная зона имеет свой отдельный переход через госграницу с собственными зданием и пунктом досмотра, где несут службу сотрудники таможни и пограничники.

Еще недавно этот выход был тупиком, упирающимся в нашу границу на замке — российская сторона не спешила отстраивать свою сторону перехода. Но нынешней весной работы закипели и со стороны Кяхты: экскаваторы и бульдозеры отсыпают сейчас дорогу, отстраивается здание таможни и КПП.

 

Город для предпринимателей

Итак, процесс по развитию свободной экономической зоны «Алтанбулаг» сейчас стремительно набирает обороты, особенно если учесть, что вообще-то создание самой зоны было закреплено монгольским законом еще в 2002 году. Затем несколько лет монголы думали, как подступиться, с чего начать проект — такого опыта у них еще не было, признавались нам в частных беседах ответственные сотрудники. Но все же начали.

Разработка новых стратегических планов, о которых в администрации СЗ «Алтанбулаг» еще недавно молчали, стала возможной благодаря недавнему принятию Великим Хуралом обновленного закона «О свободной зоне». Эти планы, честно говоря, удивили размахом.

— Для повышения эффективности инвестиций и ускорения потока торгово-экономического сотрудничества мы планируем ряд мероприятий, — начал перечислять начальник департамента СЗ «Алтанбулаг» Н. Дима. — Это строительство железной дороги, международного аэропорта третьего разряда, собственной тепловой электростанции, комплексных торговых центров и складов для хранения зарубежных и отечественных товаров.

Н. Дима

Н. Дима,

начальник департамента СЗ «Алтанбулаг»:

— Наша задача — построить в свободной зоне «Алтанбулаг» современный, комфортабельный город для предпринимателей, инвесторов и молодых семей.

Сейчас через Алтанбулаг проходит только автомобильное шоссе. 25 км железнодорожной ветки, которая соединит его с городом Сухэ-Батором и тем самым даст выход на Транссибирскую магистраль, планируют прокладывать совместно с поляками. Плюс к этой ветке также запланированный международный аэропорт — и создан вполне себе крупный логистический узел.

Интересно, что в своей стратегии развития свободной зоны монголы не забыли еще один важный компонент. Кроме торговых центров, производств и складов, здесь также будет организована особая зона туризма и развлечений, причем с роскошными отелями, казино и ночными клубами.

— Наша задача — построить в свободной зоне «Алтанбулаг» современный, комфортабельный город для предпринимателей, инвесторов и молодых семей, — с воодушевлением закончил свой рассказ Н. Дима.

Вот какие, оказывается, теперь здесь планы, присвистнули мы: «Алтанбулаг» — по сути настоящие ворота в Азию для наших предпринимателей — не только расширяются, но и приобретают новое содержание.

 

Популярная площадка

Но если продолжать о самых коротких торговых путях из Европы в Азию, то нельзя обойти вниманием еще один путь или еще одни «Ворота в Азию». Так называется популярная среди монголов выставка российских производителей, которая в середине апреля уже в 24 раз прошла в Улан-Баторе. По сообщению столичных средств массовой информации, только в первый день ее посетили около тысячи человек, а сюжеты о выставке были показаны сразу по нескольким местным телеканалам.

Международную универсальную выставку «Ворота в Азию» совместно с Национальной торгово-промышленной палатой Монголии (НТПП) проводит иркутская компания «Бизнес-Контакт». По подсчетам организаторов, за 13 лет ее проведения в выставке участвовало около 600 компаний, большая часть которых — из Иркутской области. Это хорошая и, главное, признанная монголами площадка для старта российских предприятий на рынок Монголии.

В последние годы выставка, пока еще остающаяся с иркутской пропиской, значительно расширила географию экспонентов. В апрельском мероприятии участвовали предприниматели из восьми российских регионов: кроме, естественно, нашего, из Бурятии, Якутии, Омской, Ивановской, Липецкой областей и т.д.

Выставка проходила на особом подъеме, возможно, потому, что была посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и проводилась непосредственно перед юбилейными праздничными днями. И как по окончании в разговорах с ее участниками удалось выяснить «Капиталисту», все они достигли поставленных целей. А это контакты, необходимые для дальнейшего развития своего бизнеса в Монголии, подписанные договоры о намерениях, интерес потенциальных потребителей. А у кого-то три дня работы на выставочном стенде в здании НТПП Монголии обернулись сразу контрактами на поставки продукции.

Ну, собственно ради этого и осваиваем самый короткий торговый путь из России в Азию…

 

Константин Куликов


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 3 (82) Май - Июнь 2015 года


  • Число просмотров: 1987

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть