Архив журнала «Капиталист»
Придорожный сервис
Выход на обочину
Должна упростить новая концепция Росавтодора
Те, кому довелось путешествовать на машине по федеральной трассе, например, из Москвы в Иркутск и далее — за Байкал, конечно же, впечатлились тем, как широка и многообразна наша страна... Следующее впечатление обычно касается концентрации и качества придорожного сервиса, которые заметно снижаются по мере продвижения на восток.
Ашот КАРАПЕТЯН, предприниматель: — Реализация концепции развития объектов дорожного сервиса поможет начинающим, но никак не гарантирует успех и окупаемость бизнеса, связанного с общепитом. |
Наш журнал уже рассказывал о неприятном открытии, которое сделал в прошлом году недавно на тот момент вступивший в должность руководителя Росавтодора Роман Старовойт. Проехавшись по вверенным ему федеральным трассам, он обнаружил, что во многих регионах, в частности в Сибири и на Урале, сфера услуг вдоль дорог развита крайне слабо. Зачастую дальнобойщик в течение суток не может остановиться, чтобы перекусить или отдохнуть. А предприниматели идут в придорожный бизнес неохотно.
Свои проблемы участники этого бизнеса — владельцы автозаправок, кафе и гостиниц — формулируют так: слишком велики издержки «выхода на дорогу». Например, расходы только на подключение к электричеству объекта придорожного сервиса составляют сейчас 15-30% от всех инвестиций в проект.
Но бывает и больше. Агентство РБК рассказывает о владельце автозаправки на Ленинградском шоссе (трасса М10, Москва — Московская область. — Капиталист, расходы которого на строительство обязательной полосы разгона-торможения, площадки для большегрузного транспорта, подключение к воде, электричеству и канализации составили почти 80% от всех инвестиций. Только получив участок, предприниматель узнал, что коммуникации нужно будет тянуть за пять километров, а устройство полосы разгона-торможения обойдется в 18 млн рублей.
Чтобы снизить участникам рынка существующий серьезный барьер для выхода на придорожные площадки? Росавтодор, по поручению Министерства транспорта, подготовил Концепцию развития объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог. С апреля этого года она доступна для обсуждения на сайте общественной организации предпринимателей «Опора России» (www.opora.ru/projects/roads).
Чем живут и как развивают придорожный сервис наши предприниматели? — задавшись этим вопросом, «Капиталист» выехал за город. Проехать предстояло по двум дорогам, ведущим в одно место — на Байкал, но совершенно по-разному.
Сервис по направлению к Листвянке
Безусловно, Байкальский тракт — самая популярная федеральная трасса, ведущая к Священному морю (М55Л, протяженность 68 км). Время в пути — около часа комфортной езды.
Тракт был проложен еще в XVIII веке и назывался тогда Заморским. Автодорогой с твердым дорожным покрытием он стал в начале 1960-х, когда Иркутск готовился к приезду американской делегации, возглавляемой президентом США Эйзенхауэром. В итоге президент не приехал, но дорога осталась.
Придорожный сервис здесь весьма развит, особенно на небольшом удалении от города. До 13 километра сфера услуг и торговля представлены очень пестро и полно — супермаркеты, несколько АЗС, два торговых центра, гостиницы, магазины, рестораны и многое другое.
Следующий «островок жизни» после 13 километра представлен закусочной «Лаура» на 28 километре, после нее — несколько магазинов в поселке Бурдаковка. Далее, чтобы заправить авто, покушать или зайти в магазин, придется ехать до поселка Большая Речка (53 км). В конечной точке маршрута — в поселке Листвянка (64 км) — гостинично-закусочные и другие вопросы решаются в полном объеме и очень легко.
Такое нечастое расположение объектов придорожного сервиса на Байкальском тракте в принципе оправдано: от Иркутска до Листвянки недалеко, многие иркутяне и гости едут с вполне конкретными целями — на дачу шашлык жарить или на поселковый рынок за рыбой. В таких условиях довольно сложно заманить клиента в придорожное кафе посреди тракта. Именно поэтому удивительным выглядит многолетнее присутствие на трассе кафе «Лаура».
Простые решения
Это кафе, специализирующееся на шашлыках, Ашот Карапетян открыл еще в 2000 году.
ОБЪЕКТЫ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА Иркутская область, трасса М53/М55, в шт. Участок Нижняя Пойма — Иркутск (722 км) 66 Участок Иркутск — Выдрино (184 км) 19
— Я понимал, что мне нужно готовить шашлык, попробовав который единожды клиент советовал бы меня всем друзьям. И сам все равно возвращался бы независимо от того, едет он на дачу или в Листвянку, где есть омуль, — в интервью нашему журналу рассказывает предприниматель. — При открытии больших проблем не было. Разве что по согласованию, но это не у меня одного, у всех такие сложности — требования, нормативные акты. Особенно сложно было в самом начале, когда мне устраивали постоянные проверки. Но со временем я доказал им своей работой, что у нас хорошее заведение. С другой стороны, проверки — это даже хорошо: можно понять свои слабые места, ошибки, и, исправив их, улучшить свою работу.
С инженерными коммуникациями предприниматель тоже решил просто — кафе работает с одноразовой посудой, поэтому на выходе имеет только твердые бытовые отходы, которые по договору с Ушаковским муниципальным образованием вывозятся за определенную плату. Съезд с дороги существовал изначально, Ашот Карапетян только привел его в порядок — заасфальтировал. Хотел посадить декоративные растения, но такое благоустройство ему не разрешили.
Самым важным моментом при открытии бизнеса, по словам предпринимателя, был вопрос с хранением продуктов, мяса. Но поскольку к электросети кафе не было подключено, приобрели бензогенератор.
Кафе в таком месте — тонкое дело
— В прошлом году я получил техусловия и договор о подключении к электросети, — продолжает владелец кафе. — По некой госпрограмме мне пообещали до ноября 2014 года провести электроэнергию от ближайшего поселка и подключить 15 кВт. С фирмой-подрядчиком мы подписали все документы, но на этом история пока что закончилась.
Ашот Карапетян уверен, что реализация концепции развития объектов дорожного сервиса поможет начинающим стартовать в придорожном бизнесе, но никак не гарантирует успех и окупаемость бизнеса, связанного с общепитом.
— Это лишь со стороны выглядит очень просто — поставили мангал, пожарили мясо, продали, заработали. На самом деле это не так, — утверждает предприниматель. — Общепит — это очень сложное и тонкое дело: надо угодить каждому, найти общий язык со всеми клиентами, чтобы они возвращались, советовали заехать своим друзьям. Поэтому вдвойне приятно, когда клиент подходит ко мне, к персоналу, к поварам, жмет руки, благодарит за вкусный шашлык и потом возвращается к нам снова и снова.
Кстати, предприниматель хотел расширить свой бизнес и открыть такое же кафе по Голоустненскому тракту, который находится в непосредственной близости с Байкальским и тоже ведет на Байкал. Но открыть новое кафе так и не удалось — подыскивая землю для строительства, Карапетян столкнулся с множеством проблем, связанных с выделением земельного участка, его обустройством и оформлением. Соседний тракт и стал следующим направлением для нашего журнала.
Минимум признаков жизни
Александр МЕДВЕДЕВ, предприниматель: — Если наш тракт приведут в порядок, заасфальтируют, это привлечет туристов, дорога станет обитаема, а такой поток потенциальных клиентов привлечет и предпринимателей. |
Голоустненский тракт — автомобильная дорога регионального значения протяженностью 120 км. Ведет в поселок Большое Голоустное и большей частью (около 70 км) имеет гравийное покрытие, нередко исполненное скальником. Это настоящее испытание как для водителя, так и для его автомобиля. Качество дорожного покрытия — одна из причин того, что движение здесь совсем не такое оживленное, особенно по сравнению с соседом — Байкальским трактом.
После поселка Пивовариха (4 км), который находится почти в самом начале тракта и имеет магазины и автосервисы, кафе «Светлячок» на 18 километре тракта — последний островок придорожной цивилизации. Лишь в поселке Горячий Ключ (40 км) стоит одинокая АЗС, на которой, кстати, нет даже подкачки шин. Далее до Малого Голоустного (около 70 км), как и за ним — до конца дороги — никаких признаков придорожной жизни. Вы не найдете ни кафе, ни АЗС. Нет, к слову, здесь и станций шиномонтажа, которые так нужны именно на этой дороге — нередки случаи, когда водители пробивают на гравийке сразу по два-три колеса.
Управляющий уже упомянутого кафе «Светлячок» Александр Медведев рассказал «Капиталисту» о том, как открывался бизнес и с какими сложностями пришлось столкнуться.
В советские времена на том месте, где сейчас стоит кафе, работал пионерский лагерь. Потом его закрыли, а землю выкупили два бизнесмена и позже начали продавать ее под дачи. Под строительство кафе был куплен кусок той земли возле дороги, причем съезд с трассы уже существовал, нужно было просто пристроиться к нему. По словам Александра Медведева, с оформлением документов тоже проблем не было, сделали все довольно быстро.
А вот затем начались траты. Пришлось отсыпать парковку возле кафе, поскольку почва там глинистая, а на обед в «Светлячок» очень любят заезжать водители большегрузных автомобилей. До последнего времени приходилось регулярно заказывать гравий, поскольку почва оседала.
— Нам это еще относительно недорого обошлось, поскольку карьер находится рядом и далеко ездить не надо. Но так или иначе, 500 тысяч вложить в эту парковку пришлось, — говорит предприниматель. — Сейчас уже все в порядке, можно асфальтировать. И если бы в рамках новой концепции Росавтодора нам помогли бы заасфальтировать этот кусок, было бы просто здорово.
Порядок привлечения бизнесменов
Что касается инженерных коммуникаций, то тут предпринимателю тоже пришлось вкладываться: 55 тыс. рублей на бурение 22-метровой скважины. Провести электричество обошлось примерно в 300 тысяч. Дело в том, что ветку самостоятельно тянули от поселка, который находится по соседству, но в обход жилых домов.
— По закону любой владелец дома на расстоянии полукилометра от проведенной вами линии может подключиться к ней за символическую плату — 500 рублей, — утверждает владелец кафе. — И если бы к нашей линии вот так нацеплялись дома местных жителей, то до кафе доходило бы уже не 60 кВт, а гораздо меньше. Поэтому пришлось вести линию в обход всех этих домов, что, естественно, увеличило финансовые затраты.
Состояние дорожного полотна, по мнению Александра Медведева, основная проблема придорожного бизнеса, равно как и причина его почти полного отсутствия на Голоустненском тракте.
— Тут не получится идти от противного — развивать бизнес, чтобы дорога стала лучше. В данном случае все наоборот: если этот тракт приведут в порядок, заасфальтируют, то это привлечет туристов, дорога станет обитаема, а такой поток потенциальных клиентов привлечет предпринимателей. И мы получим достойную альтернативу Байкальскому тракту.
По словам Александра Медведева, у его кафе клиенты есть, даже постоянные. Но все равно неизвестно, когда отобьются деньги, вложенные в этот бизнес. Наверное, только когда тракт приведут в порядок и туристический поток увеличится. На этот сценарий у предпринимателя есть даже план расширения: «Есть такие задумки: гостиницу небольшую пристроить, баню, детскую площадку. Места-то у нас красивые, жаль, что многие даже не знают о них».
Варианты придорожного старта
А сейчас для особо интересующихся проясним ситуацию, сформулировав требования и, возможно, предугадав проблемы, которые могут возникнуть при открытии объекта придорожного сервиса.
Есть два варианта приобретения места для обустройства бизнеса. Первый вариант — покупка земельного участка на территории садоводства или поселка. Это самый простой вариант, поскольку, приобретая участок в частную собственность, можно строить на нем что угодно, предварительно побеспокоившись о примыкании к дороге.
Предусмотрена возможность подготовки площадок для объектов дорожного сервиса силами и за счет владельцев дорог с дальнейшим привлечением предпринимателей
Второй вариант — если выбранное место для строительства объекта находится на придорожной полосе — более сложный.
Существует ГОСТ 527.66-2007, в котором приведены требования ко всем элементам обустройства автомобильных дорог, включая элементы дорожного сервиса. В нем есть даже конкретный раздел «Здания и сооружения для отдыха и питания участников дорожного движения».
К примеру, если устраивается АЗС на дороге третьей и выше категории, в обязательном порядке должны быть предусмотрены дополнительные полосы разгона и торможения, установлены соответствующие дорожные знаки, обеспечено освещение этих полос и так далее. Но к дорогам разных категорий — разные требования, все они имеются в указанном ГОСТе.
Еще один документ, с которым следует ознакомиться перед выходом на дорогу — федеральный закон №257 «Автомобильные дороги и дорожная деятельность РФ». Согласно ему, при строительстве объектов дорожного сервиса предпринимателем должны быть получены технические условия от владельца дороги. В законе прописаны все действия: нужно обратиться в орган управления дороги, получить технические условия, где будут указаны все нормативы. И затем в соответствии с заданными условиями начинать само строительство.
Новый объект притяжения
Николай НИКОЛАЕВ, вице-президент «Опоры России»: — Дорожный сервис — исторически территория малого бизнеса, а потому данная Концепция и заложенные в ней меры исключительно важны для тысяч предпринимателей. |
Что касается органов управления дороги, то в регионе автомобильные дороги имеют несколько видов собственности — федеральная (Московский тракт), региональная (Голоустненский, Александровский тракты), муниципальная (дороги населенных пунктов).
Определение собственником дороги места и технических требований для постройки объекта придорожного сервиса осуществляется строго на основании нормативных актов, которые устанавливают требования к разным видам деятельности, в том числе дорожной. Поэтому имеющееся мнение о том, что якобы захотят чиновники — разрешат, не захотят — не разрешат строиться, является ошибочным. При правильном выборе места для обустройства бизнеса и знании предпринимателем необходимых законов и нормативов никто не сможет ему запретить строиться.
Кстати, выбор подходящего места — самый важный пункт, поскольку от этого зависит не только прибыльность будущего бизнеса, но и затраты на обустройство выбранного места.
После ввода объекта придорожного сервиса в эксплуатацию в дело вступает Госавтоинспекция.
— Для нас важно, чтобы объект дорожного сервиса был обустроен в соответствии с предъявляемыми требованиями по обеспечению дорожной безопасности. Кроме того, для каждого конкретного случая есть свои технические решения, — в интервью «Капиталисту» говорит старший инспектор по особым поручениям региональной госавтоинспекции Игорь Жуков. — Когда у дороги появляется новый объект притяжения людей, повышается вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Поэтому если мы выявим серьезные недостатки, нарушения или ошибки, будут применены меры надзорного реагирования.
А вообще, уверяет инспектор, придорожный бизнес, безусловно, способствует развитию трасс, и при соблюдении всех требований государственных стандартов у предпринимателя не возникнет никаких проблем с его развитием.
Основные места концепции
И в заключение нашего путешествия по загородным трассам приведем мнение вице-президента «Опоры России» Николая Николаева, который в качестве эксперта изучил «Концепцию развития объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог».
По мнению эксперта, явно положительными в Концепции являются следующие аспекты. Большое внимание развитию государственно-частного партнерства. В том числе предусмотрена возможность подготовки площадок для объектов дорожного сервиса силами и за счет владельцев дорог с последующим привлечением предпринимателей к эксплуатации таких объектов.
Запланирована разработка системы поддержки предпринимателей, решивших развивать свое дело в сфере дорожного сервиса. Предусмотрено создание «единого окна» для всех разрешений и согласований.
Предусмотрен учет социально-экономических потребностей территорий при планировании развития сети объектов дорожного сервиса, а также разработка генеральной схемы развития сети объектов дорожного сервиса.
Но, как отмечает эксперт, некоторые моменты в документе настораживают. Прежде всего, надо избежать риска зарегулированности предпринимательской деятельности в сфере дорожного сервиса. Нельзя, чтобы стремление к стандартизации и повышению качества дорожного сервиса (что само по себе хорошо) обернулось дополнительными обременениями и барьерами.
Именно поэтому «Опора России» предлагает, чтобы государство определяло лишь основные требования к различным видам безопасности. Функции разработки, внедрения и контроля соблюдения стандартов как для объектов дорожного сервиса, так и для оказываемых ими услуг, надо передать самому предпринимательскому сообществу, организованному на принципах саморегулирования по региональному признаку или по признаку «принадлежности» к тем или иным трассам.
Дорожный сервис — это исторически территория малого бизнеса, а потому данная Концепция и заложенные в ней меры и дальнейшие шаги развития исключительно важны для тысяч предпринимателей.
- Число просмотров: 1819