Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Придорожный сервис

Выход на обочину

Должна упростить новая концепция Росавтодора

Те, кому довелось путешествовать на машине по федеральной трассе, например, из Москвы в Иркутск и далее — за Байкал, конечно же, впечатлились тем, как широка и многообразна наша страна... Следующее впечатление обычно касается концентрации и качества придорожного сервиса, которые заметно снижаются по мере продвижения на восток.

 

    

Ашот КАРАПЕТЯН,

предприниматель:

— Реализация концепции развития объектов дорожного сервиса поможет начинающим, но никак не гарантирует успех и окупаемость бизнеса, связанного с общепитом.

Наш журнал уже рассказывал о неприятном открытии, которое сделал в прошлом году недавно на тот момент вступивший в должность руководителя Росавтодора Роман Старовойт. Проехавшись по вверенным ему федеральным трассам, он обнаружил, что во многих регионах, в частности в Сибири и на Урале, сфера услуг вдоль дорог развита крайне слабо. Зачастую дальнобойщик в течение суток не может остановиться, чтобы перекусить или отдохнуть. А предприниматели идут в придорожный бизнес неохотно.

Свои проблемы участники этого бизнеса — владельцы автозаправок, кафе и гостиниц — формулируют так: слишком велики издержки «выхода на дорогу». Например, расходы только на подключение к электричеству объекта придорожного сервиса составляют сейчас 15-30% от всех инвестиций в проект.

Но бывает и больше. Агентство РБК рассказывает о владельце автозаправки на Ленинградском шоссе (трасса М10, Москва — Московская область. — Капиталист, расходы которого на строительство обязательной полосы разгона-торможения, площадки для большегрузного транспорта, подключение к воде, электричеству и канализации составили почти 80% от всех инвестиций. Только получив участок, предприниматель узнал, что коммуникации нужно будет тянуть за пять километров, а устройство полосы разгона-торможения обойдется в 18 млн рублей.

Чтобы снизить участникам рынка существующий серьезный барьер для выхода на придорожные площадки? Росавтодор, по поручению Министерства транспорта, подготовил Концепцию развития объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог. С апреля этого года она доступна для обсуждения на сайте общественной организации предпринимателей «Опора России» (www.opora.ru/projects/roads).

Чем живут и как развивают придорожный сервис наши предприниматели? — задавшись этим вопросом, «Капиталист» выехал за город. Проехать предстояло по двум дорогам, ведущим в одно место — на Байкал, но совершенно по-разному.

Сервис по направлению к Листвянке

Безусловно, Байкальский тракт — самая популярная федеральная трасса, ведущая к Священному морю (М55Л, протяженность 68 км). Время в пути — около часа комфортной езды.

Тракт был проложен еще в XVIII веке и назывался тогда Заморским. Автодорогой с твердым дорожным покрытием он стал в начале 1960-х, когда Иркутск готовился к приезду американской делегации, возглавляемой президентом США Эйзенхауэром. В итоге президент не приехал, но дорога осталась.

Придорожный сервис здесь весьма развит, особенно на небольшом удалении от города. До 13 километра сфера услуг и торговля представлены очень пестро и полно — супермаркеты, несколько АЗС, два торговых центра, гостиницы, магазины, рестораны и многое другое.

Следующий «островок жизни» после 13 километра представлен закусочной «Лаура» на 28 километре, после нее — несколько магазинов в поселке Бурдаковка. Далее, чтобы заправить авто, покушать или зайти в магазин, придется ехать до поселка Большая Речка (53 км). В конечной точке маршрута — в поселке Листвянка (64 км) — гостинично-закусочные и другие вопросы решаются в полном объеме и очень легко.

Такое нечастое расположение объектов придорожного сервиса на Байкальском тракте в принципе оправдано: от Иркутска до Листвянки недалеко, многие иркутяне и гости едут с вполне конкретными целями — на дачу шашлык жарить или на поселковый рынок за рыбой. В таких условиях довольно сложно заманить клиента в придорожное кафе посреди тракта. Именно поэтому удивительным выглядит многолетнее присутствие на трассе кафе «Лаура».

Простые решения

Это кафе, специализирующееся на шашлыках, Ашот Карапетян открыл еще в 2000 году.

ОБЪЕКТЫ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА

Иркутская область, трасса М53/М55, в шт.

Участок Нижняя Пойма — Иркутск (722 км)

66

Участок Иркутск — Выдрино (184 км)

19

— Я понимал, что мне нужно готовить шашлык, попробовав который единожды клиент советовал бы меня всем друзьям. И сам все равно возвращался бы независимо от того, едет он на дачу или в Листвянку, где есть омуль, — в интервью нашему журналу рассказывает  предприниматель. — При открытии больших проблем не было. Разве что по согласованию, но это не у меня одного, у всех такие сложности — требования, нормативные акты. Особенно сложно было в самом начале, когда мне устраивали постоянные проверки. Но со временем я доказал им своей работой, что у нас хорошее заведение. С другой стороны, проверки — это даже хорошо: можно понять свои слабые места, ошибки, и, исправив их, улучшить свою работу.

С инженерными коммуникациями предприниматель тоже решил просто — кафе работает с одноразовой посудой, поэтому на выходе имеет только твердые бытовые отходы, которые по договору с Ушаковским муниципальным образованием вывозятся за определенную плату. Съезд с дороги существовал изначально, Ашот Карапетян только привел его в порядок — заасфальтировал. Хотел посадить декоративные растения, но такое благоустройство ему не разрешили. 

Самым важным моментом при открытии бизнеса, по словам предпринимателя, был вопрос с хранением продуктов, мяса. Но поскольку к электросети кафе не было подключено, приобрели бензогенератор.

Кафе в таком месте — тонкое дело

— В прошлом году я получил техусловия и договор о подключении к электросети, — продолжает владелец кафе. — По некой госпрограмме мне пообещали до ноября 2014 года провести электроэнергию от ближайшего поселка и подключить 15 кВт. С фирмой-подрядчиком мы подписали все документы, но на этом история пока что закончилась.

Ашот Карапетян уверен, что реализация концепции развития объектов дорожного сервиса поможет начинающим стартовать в придорожном бизнесе, но никак не гарантирует успех и окупаемость бизнеса, связанного с общепитом.

— Это лишь со стороны выглядит очень просто — поставили мангал, пожарили мясо, продали, заработали. На самом деле это не так, — утверждает предприниматель. — Общепит — это очень сложное и тонкое дело: надо угодить каждому, найти общий язык со всеми клиентами, чтобы они возвращались, советовали заехать своим друзьям. Поэтому вдвойне приятно, когда клиент подходит ко мне, к персоналу, к поварам, жмет руки, благодарит за вкусный шашлык и потом возвращается к нам снова и снова.

Кстати, предприниматель хотел расширить свой бизнес и открыть такое же кафе по Голоустненскому тракту, который находится в непосредственной близости с Байкальским и тоже ведет на Байкал. Но открыть новое кафе так и не удалось — подыскивая землю для строительства, Карапетян столкнулся с множеством проблем, связанных с выделением земельного участка, его обустройством и оформлением. Соседний тракт и стал следующим направлением для нашего журнала.

Минимум признаков жизни

 

   

Александр МЕДВЕДЕВ,

предприниматель:

— Если наш тракт приведут в порядок, заасфальтируют, это привлечет туристов, дорога станет обитаема, а такой поток потенциальных клиентов привлечет и предпринимателей.

Голоустненский тракт — автомобильная дорога регионального значения протяженностью 120 км. Ведет в поселок Большое Голоустное и большей частью (около 70 км) имеет гравийное покрытие, нередко исполненное скальником. Это настоящее испытание как для водителя, так и для его автомобиля. Качество дорожного покрытия — одна из причин того, что движение здесь совсем не такое оживленное, особенно по сравнению с соседом — Байкальским трактом.

После поселка Пивовариха (4 км), который находится почти в самом начале тракта и имеет магазины и автосервисы, кафе «Светлячок» на 18 километре тракта — последний островок придорожной цивилизации. Лишь в поселке Горячий Ключ (40 км) стоит одинокая АЗС, на которой, кстати, нет даже подкачки шин. Далее до Малого Голоустного (около 70 км), как и за ним — до конца дороги — никаких признаков придорожной жизни. Вы не найдете ни кафе, ни АЗС. Нет, к слову, здесь и станций шиномонтажа, которые так нужны именно на этой дороге — нередки случаи, когда водители пробивают на гравийке сразу по два-три колеса.

Управляющий уже упомянутого кафе «Светлячок» Александр Медведев рассказал «Капиталисту» о том, как открывался бизнес и с какими сложностями пришлось столкнуться.

В советские времена на том месте, где сейчас стоит кафе, работал пионерский лагерь. Потом его закрыли, а землю выкупили два бизнесмена и позже начали продавать ее под дачи. Под строительство кафе был куплен кусок той земли возле дороги, причем съезд с трассы уже существовал, нужно было просто пристроиться к нему. По словам Александра Медведева, с оформлением документов тоже проблем не было, сделали все довольно быстро.

А вот затем начались траты. Пришлось отсыпать парковку возле кафе, поскольку почва там глинистая, а на обед в «Светлячок» очень любят заезжать водители большегрузных автомобилей. До последнего времени приходилось регулярно заказывать гравий, поскольку почва оседала.

— Нам это еще относительно недорого обошлось, поскольку карьер находится рядом и далеко ездить не надо. Но так или иначе, 500 тысяч вложить в эту парковку пришлось, — говорит предприниматель. — Сейчас уже все в порядке, можно асфальтировать. И если бы в рамках новой концепции Росавтодора нам помогли бы заасфальтировать этот кусок, было бы просто здорово.

Порядок привлечения бизнесменов

Что касается инженерных коммуникаций, то тут предпринимателю тоже пришлось вкладываться: 55 тыс. рублей на бурение 22-метровой скважины. Провести электричество обошлось примерно в 300 тысяч. Дело в том, что ветку самостоятельно тянули от поселка, который находится по соседству, но в обход жилых домов.

— По закону любой владелец дома на расстоянии полукилометра от проведенной вами линии может подключиться к ней за символическую плату — 500 рублей, — утверждает владелец кафе. — И если бы к нашей линии вот так нацеплялись дома местных жителей, то до кафе доходило бы уже не 60 кВт, а гораздо меньше. Поэтому пришлось вести линию в обход всех этих домов, что, естественно, увеличило финансовые затраты.  

Состояние дорожного полотна, по мнению Александра Медведева, основная проблема придорожного бизнеса, равно как и причина его почти полного отсутствия на Голоустненском тракте.

— Тут не получится идти от противного — развивать бизнес, чтобы дорога стала лучше. В данном случае все наоборот: если этот тракт приведут в порядок, заасфальтируют, то это привлечет туристов, дорога станет обитаема, а такой поток потенциальных клиентов привлечет предпринимателей. И мы получим достойную альтернативу Байкальскому тракту.

По словам Александра Медведева, у его кафе клиенты есть, даже постоянные. Но все равно неизвестно, когда отобьются деньги, вложенные в этот бизнес. Наверное, только когда тракт приведут в порядок и туристический поток увеличится. На этот сценарий у предпринимателя есть даже план расширения: «Есть такие задумки: гостиницу небольшую пристроить, баню, детскую площадку. Места-то у нас красивые, жаль, что многие даже не знают о них».

Варианты придорожного старта

А сейчас для особо интересующихся проясним ситуацию, сформулировав требования и, возможно, предугадав проблемы, которые могут возникнуть при открытии объекта придорожного сервиса.

Есть два варианта приобретения места для обустройства бизнеса. Первый вариант — покупка земельного участка на территории садоводства или поселка. Это самый простой вариант, поскольку, приобретая участок в частную собственность, можно строить на нем что угодно, предварительно побеспокоившись о примыкании к дороге.

Предусмотрена возможность подготовки площадок для объектов дорожного сервиса силами и за счет владельцев дорог с дальнейшим привлечением предпринимателей

Второй вариант — если выбранное место для строительства объекта находится на придорожной полосе — более сложный.

Существует ГОСТ 527.66-2007, в котором приведены требования ко всем элементам обустройства автомобильных дорог, включая элементы дорожного сервиса. В нем есть даже конкретный раздел «Здания и сооружения для отдыха и питания участников дорожного движения».

К примеру, если устраивается АЗС на дороге третьей и выше категории, в обязательном порядке должны быть предусмотрены дополнительные полосы разгона и торможения, установлены соответствующие дорожные знаки, обеспечено освещение этих полос и так далее. Но к дорогам разных категорий — разные требования, все они имеются в указанном ГОСТе.

Еще один документ, с которым следует ознакомиться перед выходом на дорогу — федеральный закон №257 «Автомобильные дороги и дорожная деятельность РФ». Согласно ему, при строительстве объектов дорожного сервиса предпринимателем должны быть получены технические условия от владельца дороги. В законе прописаны все действия: нужно обратиться в орган управления дороги, получить технические условия, где будут указаны все нормативы. И затем в соответствии с заданными условиями начинать само строительство.

Новый объект притяжения

 

   

Николай НИКОЛАЕВ,

вице-президент «Опоры России»:

— Дорожный сервис — исторически территория малого бизнеса, а потому данная Концепция и заложенные в ней меры исключительно важны для тысяч предпринимателей.

Что касается органов управления дороги, то в регионе автомобильные дороги имеют несколько видов собственности — федеральная (Московский тракт), региональная (Голоустненский, Александровский тракты), муниципальная (дороги населенных пунктов).

Определение собственником дороги места и технических требований для постройки объекта придорожного сервиса осуществляется строго на основании нормативных актов, которые устанавливают требования к разным видам деятельности, в том числе дорожной. Поэтому имеющееся мнение о том, что якобы захотят чиновники — разрешат, не захотят — не разрешат строиться, является ошибочным. При правильном выборе места для обустройства бизнеса и знании предпринимателем необходимых законов и нормативов никто не сможет ему запретить строиться.

Кстати, выбор подходящего места — самый важный пункт, поскольку от этого зависит не только прибыльность будущего бизнеса, но и затраты на обустройство выбранного места.

После ввода объекта придорожного сервиса в эксплуатацию в дело вступает Госавтоинспекция.

— Для нас важно, чтобы объект дорожного сервиса был обустроен в соответствии с предъявляемыми требованиями по обеспечению дорожной безопасности. Кроме того, для каждого конкретного случая есть свои технические решения, — в интервью «Капиталисту» говорит старший инспектор по особым поручениям региональной госавтоинспекции Игорь Жуков. — Когда у дороги появляется новый объект притяжения людей, повышается вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Поэтому если мы выявим серьезные недостатки, нарушения или ошибки, будут применены меры надзорного реагирования.

А вообще, уверяет инспектор, придорожный бизнес, безусловно, способствует развитию трасс, и при соблюдении всех требований государственных стандартов у предпринимателя не возникнет никаких проблем с его развитием.

Основные места концепции

И в заключение нашего путешествия по загородным трассам приведем мнение вице-президента «Опоры России» Николая Николаева, который в качестве эксперта изучил «Концепцию развития объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог».

По мнению эксперта, явно положительными в Концепции являются следующие аспекты. Большое внимание развитию государственно-частного партнерства. В том числе предусмотрена возможность подготовки площадок для объектов дорожного сервиса силами и за счет владельцев дорог с последующим привлечением предпринимателей к эксплуатации таких объектов.

Запланирована разработка системы поддержки предпринимателей, решивших развивать свое дело в сфере дорожного сервиса. Предусмотрено создание «единого окна» для всех разрешений и согласований.

Предусмотрен учет социально-экономических потребностей территорий при планировании развития сети объектов дорожного сервиса, а также разработка генеральной схемы развития сети объектов дорожного сервиса.

Но, как отмечает эксперт, некоторые моменты в документе настораживают. Прежде всего, надо избежать риска зарегулированности предпринимательской деятельности в сфере дорожного сервиса. Нельзя, чтобы стремление к стандартизации и повышению качества дорожного сервиса (что само по себе хорошо) обернулось дополнительными обременениями и барьерами.

Именно поэтому «Опора России» предлагает, чтобы государство определяло лишь основные требования к различным видам безопасности. Функции разработки, внедрения и контроля соблюдения стандартов как для объектов дорожного сервиса, так и для оказываемых ими услуг, надо передать самому предпринимательскому сообществу, организованному на принципах саморегулирования по региональному признаку или по признаку «принадлежности» к тем или иным трассам.

Дорожный сервис — это исторически территория малого бизнеса, а потому данная Концепция и заложенные в ней меры и дальнейшие шаги развития исключительно важны для тысяч предпринимателей.

 

Текст Ярослав Князев. Фото Ярослав Князев


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 7 (78) Ноябрь - Декабрь 2014 года


  • Число просмотров: 1819

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть