Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Авторынок

Разворот к внутренним резервам

Авторынок

Осенний сезон на российском автомобильном рынке начался одним большим минусом, хотя в Иркутске глубина падения продаж оказалась одной из минимальных в Сибири — 5,6% за полгода. Вместе с этим обнаружилась забытая уже тенденция: вновь набирает силу так нелюбимый официальными дилерами сегмент подержанных авто.

Автомобильный рынок является очень точным индикатором состояния дел в экономике, недавно поделился своим наблюдением премьер-министр России, комментируя в том числе и замедление темпов в автопромышленности. Но по сути случилось не замедление, а настоящий провал летних продаж дилерских  авто.

Действительно, первоначально казалось, что уже не будет падения, равного июльскому (-22,9% — здесь и далее данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). — «Капиталист»). Но август минусовал еще 25,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Сейчас относительно наступившей осени эксперты с осторожным оптимизмом прогнозируют некое выравнивание ситуации. Кто-то ждет окончательного возвращения — к октябрю — из отпусков потенциальных покупателей, а кто-то, как и в прошлом году, надеется на волшебную силу опять заработавшей с сентября государственной меры поддержки спроса — программы обновления автопарка.

В целом же итоги года АЕБ оценивает так: парк проданных дилерских легковых авто не досчитается около 335 тыс. штук, то есть автомобилей реализовано будет на 12% меньше, чем в 2013 году, — 2,45 млн штук.

Глубже всех

Сводка с передовой — с рубежа борьбы за покупателя за период с января по август этого года такова. Среди основных игроков рынка наиболее тяжелое падение у Ford (-43%) — за восемь прошедших месяцев компании удалось продать в России на 29,7 тыс. автомобилей меньше, чем годом ранее. Причем флагман продаж Focus провалился слишком глубоко — на 59%. В надежде совладать со стремительно падающим спросом дилеры марки очень ждут новые поколения Focus и Mondeo, которые когда-то были хитами, а также кроссовер Ecosport.

Коллегами Ford по несчастью (падению спроса) можно назвать Peugeot  (-37%) и Suzuki (-36%), хотя они никогда и не пользовались той популярностью с многомесячными очередями, как знаменитый Focus. Количество их продаж всегда было в 2,5-3 раза меньше американца.

Весьма заметным оказалось падение еще одного недавнего хита: Chevrolet Cruze — минус 16,8 тыс. автомобилей. Очевидно, что в определенной степени данные обстоятельства отразились и на решении иркутской группы компаний «Первая автоколонна» закрыть дилерский центр этой марки.

За рассматриваемый период заметно сократилась реализация и самой популярной в стране модели — Lada Granta — на 18,6 тыс. штук. Бу Андерссон, президент АвтоВАЗа, прокомментировал ситуацию многозначительно: «Я думаю, что будет становиться хуже, пока не станет лучше… Важно отметить — «Лада» все еще имеет 38% в сегменте автомобилей, которые дешевле 600 тыс. рублей».

Кстати, в количественном выражении спрос на тольяттинскую продукцию сокращается неуклонно и наиболее заметно. Вот перечень моделей, наиболее потерявших в продажах за восемь месяцев этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года: Lada Priora (-9,8 тыс. шт.), Chevrolet Niva (-7,9 тыс. шт.), Lada 4×4 (7,2 тыс. шт.). Рядом с ними Opel Astra (-9,8 тыс. шт.),

Впрочем, Бу Андерссон, в должности руководителя «Группы ГАЗ» сумевший за пять лет вывести из кризиса Горьковский автозавод, заявляет, что этот год крупнейшая российская автокомпания завершит с прибылью и продемонстрирует всем свою конкурентоспособность.

 

ТОП-10 АВТОБРЕНДОВ

По объемам продаж, I полугодие 2014 г., в шт.

 

Бренд

СФО

Динамика, %

Бренд

Иркутск

Динамика, %

1.

Lada

14026

-18

Toyota

1208

-0,7

2.

Toyota

7944

-4,7

Lada

818

-2

3.

Hyundai

6334

-5,8

Nissan

743

50,3

4.

Nissan

5989

51,2

Hyundai

699

-2,9

5.

Renault

5367

-17,3

Renault

558

-7,6

6.

Chevrolet

4685

-11,4

KIA

527

-14,7

7.

KIA

4306

-20,5

Mitsubishi

449

2,5

8.

Mitsubishi

3111

10,8

Volkswagen

373

1,6

9.

Volkswagen

3030

-27,9

Chevrolet

357

-33

10.

Mazda

1748

+28,7

Ford

241

-22

Источник: Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ)

Сибирское сжатие

Ситуация на авторынках в крупнейших городах Сибирского федерального округа в целом совпадает с общероссийской, но существуют и весьма заметные несовпадения.

Например, по данным АЕБ, за полгода темпы снижения продаж в СФО оказались заметнее, чем в целом по стране — 10% против общероссийских 7,6%. Как сообщает издание «Континент Сибирь», больше всего негативную ситуацию почувствовал на себе Кузбасс, где продажи уменьшились практически на 25%. Чуть легче сложилось в Красноярске (-16%) и Томске (-14%).

— Сейчас по факту падение авторынка Сибири уже получилось больше, чем в центральной части России, поэтому я думаю, что такая же тенденция сохранится и далее. Богатые (промышленные) регионы легче переносят спад рынка, в дотационных (бюджетных) — падение рынка максимальное, — в интервью изданию «Континент Сибирь» ситуацию комментирует директор барнаульского автоцентра «АНТ» Максим Проценко.

Среди тех, кого сибирские покупатели в первом полугодии обошли вниманием наиболее ощутимо, Volkswagen (-27,9%), KIA (-20,5%) и Lada (-18%), остающаяся тем не менее и в СФО лидером продаж.

Надо сказать, что падение спроса на иркутском рынке дилерских авто отметилось в наименьшей степени (-5,6%), в том числе и в сравнении с общероссийским. В Иркутске среди десятки основных автобрендов наибольшее снижение зафиксировано у «Люкс-Авто» (-33% по марке Chevrolet), у ГК «Первая Автоколонна» (-22% у Ford). На 14,7% сократила иркутские продажи корейская KIA даже несмотря на то, что в нашем городе ее представляют сразу два дилера — «Агат-Авто» и «Первая Автоколонна».

Приписки или реальная картина?

Но не все в Сибири так сурово и пасмурно. Есть среди ведущих брендов и местных дилеров те, кто сумел нарастить объемы — благодаря собственному искусству торговать или же вовремя подоспевшей помощи в виде обновленного модельного ряда.

В первую очередь это Nissan. За полгода ему удалось нарастить объемы продаж и в Сибири, и в Иркутске практически вполовину. Ближайший его сосед по положительной зоне рейтинга «Топ-10» — Mitsubishi, которой удалось добавить себе только 10,8% в СФО, и 2,5% в Иркутске.

Однако некоторые конкуренты в интервью изданию «Конитнент Сибирь» на условиях анонимности намекают на приписки у Nissan: реальное количество реализованных машин у них якобы раза в два меньше. Эти подозрения парируют ГК «Агат-Авто» (официальный дилер Nissan в Иркутске и Братске).

— Рост Nissan обоснован несколькими причинами. Во-первых, это более значительный спад в 2013 году, чем по другим брендам. Во-вторых, это более успешная ценовая и маркетинговая политика дистрибьютора в текущем году, чем в прошлом. В-третьих, новинки — Qashqai, Terrano, Teana, раскрутилось производство новой Almera. И наконец, структуру дилерской сети можно считать более качественной, чем у большинства брендов.

Представители японского производителя утверждают: кризисный год на российском рынке для Nissan оказался очень важным. Компания запланировала вывод девяти обновленных моделей, из которых более половины уже представлено публике. Один из главных драйверов роста — бюджетный седан Almera, производство которого идет на АвтоВАЗе. За восемь месяцев этого года продажи Almera выросли в пять с лишним раз, до 31,1 тыс. машин. Это примерно треть всего, что продал Nissan на российском рынке за этот период. В планах компании — завоевание за три года вместе с бюджетным брендом Datsun 10% российского рынка (сейчас 6,5%).

Согласно данным АЕБ, за полгода в Иркутске Nissan реализовал 743 (+50,3%), а в СФО — 5989 машин.

 

А в штуках столько

 

   

Василий ЛАРИН,

эксперт иркутского авторынка:

— Времена доминирующего second-hand, казалось, ушли безвозвратно. Но именно сейчас, когда рынок новых авто просел, мы наблюдаем некий ренессанс «вторички».

Конечно, соотношение процентов и долей создает вполне приемлемую и статистически объективную картину рынка. Но есть еще один показатель, который просто нельзя игнорировать, поскольку именно он иллюстрирует настоящий интерес потребителей к модельному ряду того или иного бренда — количество проданных машин.

Как мы отмечали выше, абсолютным российским лидером по продажам уже не первый год остается АвтоВАЗ, который реализовал за восемь месяцев 2014 года 303,4 тыс. машин. За ним на заметном расстоянии следуют KIA (129 тыс. проданных авто) и Hyundai (118,4 тыс. шт.). В тройку лидеров едва не попала Toyota (101,4 тыс. шт.).

У нас в Сибири Lada также любят больше всех. Тольяттинской продукции в первом полугодии доверились 14 тысяч сибиряков. Основные предпочтения отданы Granta — это вообще самый продаваемый автомобиль в СФО. За ней располагаются Largus и Kalina.

А на второе место в СФО вырывалась Toyota (7,9 тыс. проданных авто), легко оттесняя Hyundai (6,3 тыс. шт.). С другой стороны рейтинга корейцев поджимает Nissan (6 тыс. шт.).

Но все меняется, если взглянуть на предпочтения автомобилистов Восточной Сибири. В нашем регионе уже многие годы стабильно лидирует известный флагман японского автопрома: за рассматриваемый период 1208 проданных Toyota. Показатели АвтоВАЗа на треть ниже (818 шт.). 

Очевидно, что лидер станет недосягаемым, когда в Иркутске заработает второй дилерский центр Toyota — как уже сообщал «Капиталист», к выходу на иркутский автомобильный рынок готовится ГК «Крепость» Александра Кангуна — один из крупнейших автохолдингов в Красноярском крае и Хакасии. 

 

Ренессанс «вторички»

А теперь о той тенденции, которая в последнее время не то что наметилась — она активно набирает силу. При минусовой динамике рынка дилерских автомобилей в рост пошел потерявший было свою актуальность сегмент подержанных машин.

По наблюдениям автоаналитиков, пока производители жаловались на сложные времена, продажи подержанных машин в России начали расти, уверенно прибавляя в год по 14-19%. Лишь в прошлом году рост замедлился до 3,6%, продажи составили 5,75 млн штук. Причиной того замедления называют изменение правил регистрации автомобилей в ГИБДД.

В нынешнем году динамика роста рынка автомобилей б/у восстановилась: в первом полугодии — 16,4%. Только за один квартал было продано почти два миллиона машин.

— Времена доминирующего second-hand, казалось, ушли безвозвратно, — в интервью нашему журналу ситуацию комментирует Василий Ларин, эксперт иркутского авторынка. — Все последние годы развитие автопроизводства внутри страны и дилерской инфраструктуры, а также приемлемые финансовые условия перенастраивали рынок на официальный сегмент. В общем-то, уже сформировалась отличная от 90-х годов иная культура покупки автомобилей зарубежных марок — пусть далеко не всегда выдающегося класса, зато новых, с гарантией. Но именно сейчас мы наблюдаем некий ренессанс «вторички»: в 2013-м рынок новых авто просел на 6%, в текущем году показатели еще хуже, в то время как продажи на вторичном рынке стабильно растут.

Любовь девяностых

По мнению Василия Ларина, сибирским покупателям легче перестроиться на second-hand из Японии, поскольку никаких новых экономических ударов этот сектор еще не испытал, а вера в качество японского автопрома, утвердившаяся еще с 90-х годов, остается достаточно сильным аргументом. Поэтому нередко приходится слышать от людей, кто уже познал радость езды на леворульных иномарках, что они в случае чего с удовольствием пересядут обратно, за правый руль.

Опрос, недавно проведенный автомобильным порталом Drom.ru, только подтверждает наблюдения нашего эксперта. На вопрос «У кого вы купили свой нынешний автомобиль?» 44,7% участников опроса из Иркутской области ответили: у частных владельцев. К официальному дилеру за новой машиной идут только 19,3% иркутян — один из самых низких в стране показателей. В Бурятии это соотношение следующее: 45% против 13% соответственно. А в Красноярском крае — 40,8% против 22%.

К слову, в Москве услугами официальных дилеров пользуется 36,4% респондентов, в Оренбурге — 40,4%, а в Казани — 44,1% опрошенных — это максимальный результат по стране.

Зато Приморский и Хабаровский края по-прежнему держат свою марку. Там доля покупок у официальных дилеров немногим выше погрешности — 6% и 9,2% соответственно.

— В то же время за последние годы, — продолжает эксперт «Капиталиста», — вторичный рынок у нас изменил лицо: праворульные модели заметно уступили место иномаркам с левым рулем. Было продано много дилерских автомобилей, которые сейчас уже расходятся по вторым и третьим владельцам. Причем продажи осуществляются не только частными лицами, но и самими дилерами, кто поддерживает систему реализации trade-in.

В общем, по мнению многих экспертов, система trade-in — работа с подержанными автомобилями — это реальный шанс практически для всех дилеров на последующее развитие. Только многие им по-прежнему пренебрегают.

А то, что приоритет новых дилерских авто постепенно снижается, а сам российский автомобильный рынок разворачивается вглубь себя в поисках резервов для удовлетворения спроса, это вполне сочетается с основными сегодняшними трендами в экономике страны.

 

Использована информация издания «Континент Сибирь» 

 

Текст Василий Потемкин


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 6 (77) Сентябрь - Октябрь 2014 года


  • Число просмотров: 1444

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть