Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Сельский туризм

Отпуск в деревне

По турпутевке

Когда-то выезды в сельскую местность на уборку, к примеру, картофеля являлись регулярной сезонной повинностью горожан. Теперь путешествие в деревню примерно с теми же целями стало одним из туристических направлений. Как оно развивается — этим летом в Иркутске обсуждали представители российской турсферы совместно со своими французскими коллегами.

 

    

Татьяна ФАЛЬКОВСКАЯ,

директор Байкальского регионального туристско-информационного центра:

— Агротуризм в нашей области в чистом виде не существует. Пока предлагаем только комбинированные направления: Усть-Орда — агро- и этнотуризм, Аршан   — агро- и экотуризм

Сельский туризм называют по-разному — агротуризм, зеленый туризм, деревенский туризм. Но, несмотря на такое многообразие названий, суть явления не меняется — это отдых горожан в сельской местности с погружением в местный быт, который организует принимающая семья.

Программа пребывания для уставших от городской сутолоки достаточно привлекательна: свежий воздух, нетронутая природа, натуральные продукты, деревенская домашняя атмосфера и неспешный уклад местной жизни. В дополнение к этому — пляжный отдых на берегу ближайшей речки, охота и рыбалка, общение с домашними животными, посиделки у костра, сбор меда, грибов, ягод, жаркая банька и т.п. Список занятий ограничивается только фантазией местных жителей. 

По оценкам представителей российской туротрасли, в нашей стране развитием сельского туризма занимаются пока только в 11 регионах, а на долю этого сегмента  приходится лишь 2% от общего объема турбизнеса. Очень немного, но есть на кого ориентироваться.

Об этом, кстати, и шел диалог на прошедшем в Иркутске первом российско-французском форуме по перспективам развития туризма в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Французские крестьяне ждут гостей

Франция входит в число стран, где агротуризм является одним из ведущих направлений туротрасли. По данным национальной организации домов отдыха и зеленого туризма, ежегодно страну посещают несколько миллионов туристов, предпочитающих отдых в селах.

Здесь же действует и специальная программа детского отдыха в сельской местности во время школьных каникул. Детей размещают в семьях, знакомят с подворьем — поросятами, телятами, кроликами, вместе с деревенскими ребятами водят в походы. Кроме того, городские дети имеют возможность изучать местные обычаи и ремесла.

— Сельский туризм зародился в нашей стране еще в 50-е годы прошлого века, — рассказывал на форуме Патрик Фаржас, заместитель председателя национальной ассоциации сельских гостиниц «Gites de France». — Часть сограждан вдруг обнаружили, что уже не могут найти отдохновение на традиционных курортах. И в поисках спокойствия, уединения они решили вернуться к истокам, то есть к деревенской жизни.

Вместо звезд — колосья

Одна из особенностей французского агротуризма — это использование системы классификации гостевых домов, аналогичной звездной системе у отелей и гостиниц. Только вместо гостиничных «звезд», иллюстрирующих уровень предлагаемых услуг, на селе используются «колосья». Выглядит это так.

Один «колос» означает минимальный набор: в загородном доме, где разместят туристов, имеются отопление, вентиляция, место для обеда и игр, двор или маленький сад с беседкой. А также — мангал, сушилка для белья, утюг, телефон и т.д. Недалеко — автостоянка.

А вот гостевой дом в «4-5 колосьев» — это, прежде всего, оригинальное здание в хорошем состоянии с большим ухоженным садом, собственной автостоянкой, холодильником, микроволновкой. Плюс к этому небольшая библиотека, камин или печь, машина для сушки белья и т. д.

По словам Патрика Фаржаса, их национальная ассоциация сельских гостиниц «Gites de France» предлагает туристам огромный выбор мини-отелей, фермерских хозяйств, которые классифицируются в диапазоне от одного до пяти колосьев.

Да и сама ассоциация сельских гостиниц — весьма развитая структура. В нее входят 44 тысячи собственников, четверть которых — фермеры. В их управлении 60 тысяч единиц жилья и 95 специализированных бюро по всей Франции. А еще 600 сотрудников и €450 млн прямой прибыли.

«Gites de France» оказывает заметное влияние на французскую сельскую экономику общим годовым оборотом в € 1,2 млрд, а также поддерживает социо-экономическое равновесие на сельских территориях, в том числе, сохранением их идентичности и обновлением традиционных архитектурных сооружений.

Агротуристы наводнили Европу

Серьезную конкуренцию Франции на рынке агротуристических услуг Западной Европы составляет Испания, где количество иностранных туристов, предпочитающих отдых в деревне (ежегодно около 1,2 млн чел.), превышает внутренние агротуристические потоки. Испанские туроператоры сообщают о более чем пяти тысячах вариантов отдыха в сельской местности. Одновременно в стране могут разместиться почти 27 тысяч агротуристов. Стоимость ночлега здесь колеблется от $25 до $120.

В программе агротуриста: свежий воздух, нетронутая природа, натуральные продукты, деревенская атмосфера и неспешный уклад местной жизни

Европейцы давно поняли, что организация отдыха на селе может приносить пусть и не слишком большой, но стабильный доход. В странах ЕС, по некоторым оценкам, доходы от сельского туризма достигают 10-20% общего дохода туриндустрии. Согласно подсчетам, такой отдых в Европе предпочитают около 35% населения.

«Европейцы ценят сельский туризм за возможность прикоснуться к живой природе, народным традициям и образу жизни местного населения», — утверждают специалисты московской консалтинговой компании Blackwood.

По их данным, в организации такого отдыха в настоящее время задействовано, к примеру, более 40% фермерских хозяйств Венгрии. Доля сельских гостиниц по отношению к общему количеству средств размещения там составляет 5%. В Австрии дополнительные доходы за счет отдыхающих получает 10% фермерских хозяйств, а в альпийских районах их более 30%, при том что по сравнению с горнолыжным, культурно-познавательным или оздоровительным сельский туризм в этой стране не столь распространен.

Усадьбы в России

Распространение агротуризма в России еще только начинается, но — набирает обороты. В виде локальных гостевых сетей эту модель реализуют в ряде регионов в центре и на юге страны, а также в Сибири.

По информации российской национальной ассоциации организаций сельского туризма (НАОСТ), гостевые дома действуют в 17 районах Волгоградской области. В них единовременно могут разместиться до полутора тысяч человек. В Калининградской области организовано более трех десятков гостевых домов, в Ленинградской, Московской областях и Краснодарском крае — по 20 и более. Весьма активны в этом сегменте в Алтайском крае — там работает около ста сельских усадеб.

Как пример в НАОСТ приводят усадьбы Московской области, где туристам предлагают размещение в мини-гостиницах, оборудованных всем необходимым для комфортного проживания. Самый крупный сельский туристический центр создан в Волоколамском районе в составе крестьянско-фермерского хозяйства «Ольгино». На охраняемой территории в 33 га построены 12 двухэтажных бревенчатых домиков на пять-шесть человек. В каждом две спальни, туалет, душевая, гостиная, кухня с холодильником, плитой, посудой и т. д. Плюс парковка на две машины. И все это можно арендовать в будни за 3 тыс. рублей, в выходные и праздничные дни — подороже.

Натурпродукты за забором

   

Еще одна точка на подмосковной карте сельского туризма — экоферма «Коновалово». Здесь на территории в 4 га находится

отель, в котором четыре комфортабельных номера, где одновременно могут разместиться десять человек. Кроме того, имеется гостевой домик — в нем два двухместных номера.

Стоимость аренды отеля полностью составляет 16 тыс. рублей в сутки, отдельного двухместного номера — 3 тыс. рублей, трехместного — 4,5 тысячи. В цену номера включен и свежий фермерский завтрак.

На территории фермы есть семейная часовня, сад с огородом, пасека и летние теплицы, облагороженный пруд, где можно купаться и ловить рыбу. На берегу выстроена баня с кедровой парилкой.

Интересно, что «Коновалово», как говорят, было создано неким весьма успешным бизнесменом скорее как хобби, а не как серьезное предприятие. Тем не менее сегодня около 40% доходов ферме дает туризм, а еще 60% — реализация экологически чистых продуктов: мяса, молока, сыра, сметаны, овощей и др.

Что касается питания, то в большинстве случаев гостям предлагают выбрать: готовить самим либо кормить будет местный повар — но это с доплатой. В среднем трехразовое питание на экофермах обходится примерно в 400 — 600 рублей.

Но когда тут же рядом, особенно там, где держат сельскохозяйственных животных и сажают огород, можно купить экологически чистые продукты: мясо, молоко, сыр, сметану, мед, яйца, овощи, фрукты и т. д., гости выбирают самостоятельное питание.

Пока смешение жанров

Насколько иркутские загородные просторы приняли на себя новый вид туризма? Об этом на состоявшемся в Иркутске российско-французском форуме также шел разговор. С докладом «Сельский туризм в Иркутской области» выступила Татьяна Фальковская, директор Байкальского регионального туристско-информационного центра.

— Агротуризм в нашей области в чистом виде не существует, — сказала Татьяна Фальковская. — Наш туристско-информационный центр может предлагать только комбинированные направления. Например, Усть-Ордынское туристическое направление предусматривает агро— и этнотуризм, а Аршан — агро— и экотуризм.

По утверждению эксперта, сельский туризм в нашем регионе пока еще слишком молодой, не носит еще массового характера и, следовательно, не имеет такой популярности, как в Европе. Но многие специалисты туристического бизнеса уверены, что данную отрасль ждет большой успех: в регионе немало неосвоенных мест, которые подошли бы  для такого вида отдыха. 

Совет для старта

   

Для развития агротуризма необходимо создавать информационные центры, запускать социальную рекламу, выпускать специальные каталоги, брендировать интересные направления. Не стоит забывать международный опыт развития сельского туризма и обращаться и к нему.

Также важна внешняя поддержка малого бизнеса в уже существующих хозяйствах. А популяризация сельского туризма дополнительно привлечет в отрасль предпринимателей, ведь ниша эта достаточно свободна. Как следствие, территории начнут развиваться комплексно. Но необходимо предпринять и комплекс мер для привлечения инвестиций в укрепление туристской инфраструктуры села.

Как один из начальных шагов, чтобы выйти на широкий российский и даже зарубежный рынок, эксперт посоветовала разместить информацию о своей гостинице, базе отдыха на интернет-портале «Росагротуризм.рф», который открылся в апреле этого года. На этом ресурсе в разделе «Иркутская область» уже зарегистрировались четыре мини-гостиницы, находящиеся на берегах Байкала. Размещение информации бесплатное.

Рассказала Татьяна Фальковская и об открывшемся в прошлом году при поддержке областного агентства по туризму Байкальском региональном туристско-информационном центре. Среди задач центра — предоставлять клиентам полную информацию о туристических возможностях Иркутской области.

Свободные ниши ждут

Определенную методологическую работу в сегменте сельского туризма ведут эксперты рынка. Вот такие его виды сегодня они выделяют:

• сдача в наем домов и комнат в сельской местности в экологически чистых районах;

• организация «сельских» туров с проживанием и питанием туристов в деревенском (фермерском) доме, знакомство с традиционным сельским бытом, ремеслами;

• создание туристических деревень на основе существующих сельских поселений с традиционной народной деревянной архитектурой.

А год назад журнал «Экономика, предпринимательство и право» опубликовал результаты SWOT-анализа сегмента сельского туризма в РФ. На основе проведенной оценки были определены возможности и ограничения, преимущества и недостатки при формировании стратегии развития этого турнаправления.

В ходе обмена мнениями на первом российско-французском форуме относительно сельского туризма был сделан следующий вывод: агротуризм в России находится пока еще на начальном уровне, но направление это весьма перспективно. И у представителей малого бизнеса сейчас есть реальные шансы войти на данный рынок, поскольку он располагает свободными нишами.

 

Текст Юлия Затеева


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 5 (76) Август - Сентябрь 2014 года


  • Число просмотров: 1665

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть