Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Направление

Нетуманный Альбион

Здесь был сформулирован закон притяжения, появилось электричество, заложены основы химии и ядерных наук. Открыта циркуляция крови и сделана первая операция на головном мозге. Построено первое в мире метро. Создан пылесос, изобретены рождественские открытки и брачные объявления и многое другое. Мимо таких мест спецкору «Капиталиста» проезжать запрещено.

 

   

Довольные жизнью белки, цапли, гуси и пеликаны Сент-Джеймского парка в Лондоне больше радуются людям не с едой, а с фотоаппаратами

«Цель вашей поездки? Где вы планируете жить? Сколько дней? Маршрут? Где вы работаете?» — офицер в пункте пограничного контроля во французском городе Кале был моей последней преградой на пути в Великобританию. А начался он еще в январе с поездки в Новосибирск — для личной подачи документов в визовый центр.

Наконец пограничник ставит штамп в моем загранпаспорте. И я на пароме пересекаю Ла-Манш и впервые схожу на английский берег, повторив путь римских легионеров, очарованных островом и основавших на нем свой Лондиний. Через десятки веков его будут называть столицей мира.

Небо Лондона

«Туманным» Альбион не был никогда. Так романтичные натуры в прошлые века поэтизировали смог и копоть от каминов, которые топили углем. Прошло время печного отопления — исчез и смог, но образ, похоже, остался навечно.

Сейчас в Лондоне удивительно чистый воздух, это чувствуется сразу. Прежде всего, сказывается его островное положение. Во-вторых, это результат неимоверно высокой платы за въезд в центр, из-за чего все предпочитают оставлять личные авто в пригороде и перемещаться на метро или тех самых двухэтажных красных автобусах, работающих на экологически чистом биотопливе.

Третья причина — великолепные парки, занимающие треть территории города. В Сент-Джеймском парке, начинающемся в ста метрах от Биг-Бена, при нашем появлении привыкшие к повышенному вниманию птицы — пеликаны, цапли, лебеди, утки — буквально бросились позировать перед камерами, отталкивая друг друга. А потом нас атаковали ручные белки, которым была нужна не столько еда, сколько новые объекты для игры. Проходя через соседний Грин-парк, нельзя было не восхититься ухоженными вековыми дубами.

Но квинтэссенцией, воплощением духа города, его красоты, характера и философии для меня стал знаменитый Гайд-парк. Как путешественник, я влюбилась в его виды и умиротворяющую атмосферу. Лежа на траве, как тысячи (!) других посетителей кажущегося безграничным парка, наблюдая за картинками из жизни вокруг, я думала о том, что такие пространства приглашают к семейному и дружескому общению, позволяют создавать отношения.

Кстати, за эти два часа ни разу не увидела, чтобы кто-то пил пиво или делал замечания детям. Несмотря на то что людей здесь море, все как-то спокойно уживались друг с другом.

Чего нельзя было сказать об уголке ораторов — знаменитом месте, где каждый может выступить на любую тему. Запретов всего два: не призывать к насилию и не критиковать королеву.

Крики оттуда были слышны издалека. Кому же не терпелось самовыразиться в такой теплый воскресный день? Их было человек пять. Один африканец, нарядившись в шляпу с пером, рассказывал внимательно слушающим о какой-то местной проблеме. Другой оратор, взобравшись на стремянку с привязанным к ней глобусом, вещал единственному слушателю про проблемы экологии. А напротив два экспрессивных спикера буквально вопили о чем-то своем. Их  поддерживала огромная толпа — бурно и многословно. За ними — группа с плакатами про Украину, именно на нее были направлены две телекамеры.

Почти Вавилон

 

Гайд-парк — самый большой туристический аттракцион Британии. Ежегодно его посещают 5 млн человек

   

В выходные до этого пустынные набережные Темзы напоминают вавилонское столпотворение: ощущение, что на них в едином порыве вышли все семь миллионов жителей Лондона и все сегодняшние туристы. Любопытно, что местных от приезжих отличить просто: первые (и дети и взрослые) были в топах и сланцах, вторые кутались в куртки и поправляли шарфы (несмотря на +14, дул сильный холодный ветер).

По дороге к шекспировскому театру «Глобус» мы несколько раз попадали в настоящие пешеходные пробки. Интересно, что даже в такой ситуации сохранялось левостороннее движение, к которому после России сложно приноровиться.

Основная часть музеев здесь собрана на одной улице, все они бесплатны и многолюдны. От экспозиций Британского, завороженные, мы, как и многие другие, не смогли оторваться самостоятельно и покинули самое знаменитое собрание исторических ценностей, только когда охранники вежливо стали напоминать, что музей закрывается. Возле ворот обернулись: поток людей из здания был такой же, как из московского метро в час пик.

Эклектика юной столицы

Следующий пункт нашего маршрута — Кардифф. Старинный город, в 1955 году ставший столицей Уэльса, на сегодняшний день — самая молодая столица в мире. Глядя на архитектуру города, кажется, что он задумчиво и неспешно ищет свой стиль, примеряя «обновки» из разных стран и эпох. Старинный замок соседствует здесь с ультрасовременными торговыми комплексами, огромный концертный центр — с амфитеатром в римском стиле.

Именно в Кардиффе я получила ответ на вопрос, который в смс первым задавали российские друзья: «Как там сейчас относятся к русским?».

В кафе, куда забежала, спасаясь от дождя, и попросила горячий суп и чай, мы разговорились с официанткой. Узнав, откуда я, она сказала, что «слышала о сложностях между Россией и Европой, об этом говорят и в их семье. Но туристы должны знать, что это никак не отражается на отношении к ним: путешественникам здесь всегда рады, и политика ничего не меняет».

Язык цветов для Оксфорда

 

   

Парадный зал Кардиффского замка, где проходили евросаммиты и королевские приемы. Аренда зала — 500 фунтов в час

Из города, где были написаны «Алиса в Стране чудес», «Властелин колец» и «Хроники Нарнии», — на родину «Гамлета», «Леди Макбет» и сонетов: из университетского Оксфорда — в шекспировский Стратфорд-на-Эвоне. Таким получился «литературный» день путешествия.

Вообще же о книгах в Британии, одном из основных поставщиков мировых книжных сокровищ, вспоминаешь постоянно. Проходя по улицам, где «жили» герои романов, ловя в кадр памятники писателям или их персонажам, заходя в многочисленные и одни из лучших в Европе книжные магазины и букинистические лавочки. Везде многолюдно.

За такими размышлениями мы как раз въехали в Оксфорд. Нам, привыкшим к тому, что университет — это нечто монументальное, сразу захотелось найти в панораме города подобие башни МГУ. Но вокруг лишь невысокие старинные строения, обвитые растениями и окруженные клумбами. Это, собственно, и есть университет, который здесь состоит из системы колледжей по специализациям.

Во время нашего приезда у студентов старейшего университета Великобритании был первый день экзаменов — об этом сообщал розовый цветок в петлице (по мере сдачи экзаменов интенсивность расцветки растет — последние испытания символизируют уже густо-бордовые лепестки).

Наверное, вереницы путешественников с рюкзаками — не лучший вид из экзаменационной аудитории, но к этому здесь привыкли и, похоже, не обращают внимания. Каждый колледж сам решает, пускать ли туристов внутрь. Самый лояльный тот, куда мы заглянули (за два фунта стерлингов с каждого — необходимостью зарабатывать этот колледж оправдывает свое «легкомыслие» перед более суровыми соседними, не принимающими посторонних ни на каких условиях).

Место оказалось удивительно уютным: в крохотных двориках — идеальные газоны, пышные клумбы, деревья и даже садовые скульптуры (заметила пару розовых пеликанов). Внутри аудиторий — беленые стены, декорированные балками из темного дерева, картины на сюжеты славной истории славных выпускников Оксфорда и портреты знаменитых выпускников-писателей. В зале для приемов — масштабный портрет Джона Голсуорси, автора «Повелителя мух».

Споря с Гамлетом

На родине Шекспира вопрос: «Быть или не быть?» кажется явно странным, стоит лишь оглянуться вокруг и разглядеть все детали, составляющие умиротворяющую красоту. Почти невидимые из-за гирлянд растений окна, роскошные (именно так, без преувеличения) цветники, притулившиеся друг к другу домики на главных улицах, абсолютно по стилю и архитектуре отличающиеся от континентальной Европы. Парк и река с холеными коммуникабельными лебедями и утками. Плантация тропических бабочек.

Здесь физически ощущается остановившееся время, и если бы фигуры Шекспира, Гамлета, Фальстафа, Леди Макбет, составляющие центральную скульптурную экспозицию Стратфорда, ожили, они бы и сейчас органично смотрелись на этих улицах. Здесь слова «в наше время» навсегда принадлежат им.

Восьмизвездочный отель Ливерпуля

 

Колледжи Оксфорда больше похожи на патриархальные усадьбы

   

Три часа до Ливерпуля — конечно, три часа под «Битлз». Первые минуты в Ливерпуле — на пути к культовой «Каверне». Первые часы в Ливерпуле — в перемещениях по музею группы и «улице Битлз»: от бронзовой скульптуры Леннона к «Каверне», специализированному магазину для битломанов, универмагу, где на цокольном этаже стоит скульптурная композиция музыкальной четверки и на стене — изображение увековеченной ею желтой субмарины, гостинице, которая после того, как в ней жили музыканты, из четырехзвездочной превратилась в «восьмизвездочную».

В разумных пределах насладившись музыкальной гранью Ливерпуля, мы отправились изучать другие, как оказалось, менее известные, но не менее интересные. Например, морскую.

Этот город — второй по величине порт Великобритании. У его причалов эффектно располагаются огромные танкеры и шикарные круизные лайнеры. Недалеко от набережной стоит здание, где находился офис фирмы, продававшей билеты на «Титаник». Местная пассажирская железнодорожная станция — первая в мире.

Также в Ливерпуле есть самый необычный в мире католический кафедральный собор, больше похожий на какое-то футуристическое сооружение. А архитектор другого собора Гэйл Скотт «по совместительству» автор яркого символа Британии — красных телефонных будок.

Только в Ливерпуле можно погулять по роще с поворачивающимися живыми деревьями (признаюсь, не очень приятное ощущение). Когда у здешнего мэра спрашивают, зачем это сделано, он довольно отвечает: «Но ведь больше нигде в мире такого нет!»

А еще Ливерпуль — «место прописки» самого высокого в Европе здания из кирпича. Во время экскурсии по городу гид рассказала, что на последнем — 34 этаже первого каменного небоскреба расположен панорамный ресторан, но попасть туда нереально: помещение небольшое, столиков мало, все места бронируются за две-три недели.

Мне нравится смотреть на города с высоты птичьего полета. Искушение было слишком велико.

Неожиданная высота

 

   

С «золотой галереи» — верхней точки собора Святого Павла  открывается ошеломляющий вид на весь город

На ресепшне первого этажа любезная дама поинтересовалась у меня, на какое время я заказывала столик. Я объяснила, что здесь проездом, путешествую по Великобритании и хотела бы просто выпить чашку чая и полюбоваться на город с такой уникальной точки.

Она извинилась, улыбнулась и покачала головой. Еще несколько попыток уговорить оказались тщетными. Тогда я достала карту и показала ей Иркутск и Ливерпуль, спросив, неужели после преодоления такого расстояния для меня станут преградой еще несколько метров? Дама молча проводила меня к лифту, нажала заветную цифру «34» и предупредила, что чай к виду надо заказать обязательно.

Наверху меня встретила еще более любезная девушка, немного удивилась, что я без записи, но, видимо, решение нижней коллеги не обсуждаются. Она предложила пройти и вдруг спросила: «Так вы говорите по-русски?», указывая на карту в моей руке.

Оказалось, она из Латвии, в Ливерпуле живет четыре года и рада поговорить по-русски, поделившись, что гости из России здесь встречаются редко. Через несколько минут у меня был лучший столик (до момента, пока не придут забронировавшие его гости), головокружительный вид на Ливерпуль и один из самых потрясающих в этом путешествии ракурсов для фото.

Готика под ливнем

Йорк — в общем-то провинциальный и абсолютно типичный для Англии городок. Местом паломничества простых смертных и особенно архитекторов со всего мира его навсегда сделал собор — самое большое в Британии религиозное сооружение в готическом стиле.

Громадный, но в то же время кажущийся воздушным за счет архитектурного кружева отделки, по изяществу обильной резьбы и ее гармоничному сочетанию он соперничает с именитыми «родственниками» Флоренции и Сиены. Попасть внутрь можно только за плату (как в любой собор Великобритании, в отличие от музеев).

Но ничего нового к знанию об английских соборах это не добавит — в основном они похожи, как близнецы: прекрасные резные веерные потолки, громадные филигранные витражи и многофигурные барельефы.

Покинув собор, мы ощутили все капризы типичной местной погоды: десять минут — ливень с градом, десять минут —  слепящее солнце. Так что пришлось синхронизировать прогулку с таким «небесным графиком», то любуясь крохотными узкими улочками с нависающими балконами, то запрыгивая в первую оказавшуюся рядом лавочку.

Но именно такой спонтанный маршрут помог увидеть в Йорке много особенного. Например, специализированный магазин мишек Тедди размером от нескольких сантиметров до нескольких метров, бутик рыцарских доспехов, галерею кошек.

Кстати, кошки здесь повсюду, что связано с городской легендой. Однажды один из жителей города потерял свою пушистую красавицу и долго искал ее. Чтобы ему не было грустно без любимицы, горожане сделали и разместили по всему Йорку изображения «маленьких тигров»: одни сидят на козырьках домов, другие разгуливают по крышам или притаились за водосточными трубами.

Гигант в штормящем море

Йорк стал завершающей точкой нашего маршрута, после него оставалось преодолеть несколько километров до порта. Прощание с Великобританией получилось романтичным. В легких сумерках наш паром покинул порт Кингстон-апон-Хулл, чтобы, проведя ночь в сильно штормящем Северном море, утром прибыть в самый большой порт Европы — Роттердам.

Больше часа двенадцатипалубный гигант неспешно двигался по узкому проливу вдоль берега, где на фоне темнеющего неба все отчетливее проступала «горная гряда» домов с меняющейся мозаикой светящихся окон. Пианист на верхней панорамной палубе играл «Отель Калифорния».

Сначала мне показалось, что мелодия не подходит к этой географической точке, но потом подумала: «Может, это намек?» Ведь в путешествиях не бывает случайных знаков…

 

Текст Анна Важенина


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 4 (75) Июль - Август 2014 года


  • Число просмотров: 1580

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть