Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Товарный знак

Только ваша марка

Особенности регистрации товарных знаков

Так ли нужен предпринимателю собственный товарный знак? На этот вопрос исключительное их большинство, конечно же, ответит утвердительно, ведь товарный знак активно способствует повышению узнаваемости конкретной услуги или товара, помогая клиенту сориентироваться в череде однотипных предложений.

Действительно, большинство предпринимателей в желании выделить свои продукты, магазины, салоны и т.п. разрабатывают товарные знаки. На товарный знак, или торговую марку, как на основную составляющую бренда, распространяются права сферы интеллектуальной собственности. Правда, только если они зарегистрированы в существующем порядке.

Но далеко не каждый бизнесмен регистрирует свою торговую марку. Несмотря на высокий риск того, что это сделают конкуренты. В большинстве случаев это происходит из-за недостаточной информированности и незнания необходимых процедур. С помощью Галины Соколовой, патентного поверенного РФ № 1460, эксперта журнала «Арсенал предпринимателя», рассмотрим наиболее часто возникающие вопросы, связанные с регистрацией товарных знаков.

Споры об использовании брендов, принадлежности различных торговых марок в российской практике в последнее время возникают довольно регулярно. В прошлом номере нашего журнала («Капиталист», №02 (73), апрель 2014) мы рассказали о накале конкурентной борьбы за использование советских торговых марок. Это обстоятельство даже заставило группу российских сенаторов внести на рассмотрение Госдумы законопроект об упорядочении использования известных брендов времен СССР.

Если опуститься «этажом» ниже — на уровень региональных и местных брендов, то ситуация нередко похожа: никто не сможет помешать конкуренту использовать чужой раскрученный товарный знак. Если он не зарегистрирован. Поэтому начать нужно с основного.

     
 

Что такое товарный знак? 

В повседневной жизни мы нередко используем такие названия, как «торговая марка», «логотип», «товарный знак», «бренд».

«Торговая марка» — не что иное, как перевод с английского словосочетания «trade mark». Этот термин используется, например, в документах ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности), но отсутствует в российском законодательстве. «Бренд» представляет собой не столько юридическое понятие, сколько маркетинговое, и рассматривается, как правило, намного шире, чем товарный знак. «Логотип» — это оригинальное обозначение, часто с использованием необычных шрифтов.

По своей сути все эти наименования являются синонимами, однако товарный знак — юридически более точное понятие. Из всего перечисленного только товарный знак является объектом интеллектуальной собственности, защита которого гарантируется нашим законодательством.

Согласно ст. 1477 ГК РФ товарный знак — это обозначение, используемое для индивидуализации товаров. Обозначение, используемое для индивидуализации работ и услуг, получило название «знак обслуживания». Учитывая их схожесть, все, что будет сказано о товарных знаках далее, в полной мере относится и к знакам обслуживания.

Регистрацию товарных знаков осуществляет Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент), а точнее — его подведомственное учреждение — Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности» (ФГБУ ФИПС). По итогам регистрации владельцу товарного знака выдается охранный документ (свидетельство), подтверждающий его исключительное право на товарный знак.

Какие виды товарных знаков существуют?

Мы ежедневно сталкиваемся с огромным количеством товарных знаков, как прошедших госрегистрацию, так и используемых предпринимателями на свой страх и риск без всякой регистрации.

Если четко следовать букве закона, ГК РФ предусматривает следующие виды товарных знаков: словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (ст. 1482 ГК РФ).

На практике распространено деление товарных знаков на:

• словесные

• изобразительные

• комбинированные товарные знаки

Словесные товарные знаки могут состоять как из отдельных слов, так и из их сочетаний. Довольно часто в качестве товарных знаков регистрируются небольшие слоганы или искусственные слова (неологизмы). Большинство зарегистрированных товарных знаков составляют именно словесные товарные знаки, поскольку хорошо запоминаются, обладают высокой степенью различимости, их достаточно легко использовать в рекламе (рис. 1).

Изобразительные товарные знаки могут представлять собой различные рисунки, орнаменты, изображения архитектурных сооружений, птиц, животных, сочетания цветов, линий, геометрических фигур в плоскости. В качестве изобразительного товарного знака может быть зарегистрирован и логотип, т.е. текст, выполненный в необычной графической форме (рис. 2).

Комбинированные товарные знаки могут включать любые перечисленные элементы, например изображение какого-либо предмета в плоскости и сочетание слов или аббревиатур. Комбинированный товарный знак — это своеобразная композиция, состоящая из различных элементов (рис. 3).

Значительно реже встречаются объемные, звуковые, обонятельные, голографические товарные знаки, хотя возможность их регистрации также предусмотрена нашим законодательством.

Таким образом, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы различные виды обозначений и их комбинации. Однако регистрация может состояться только в том случае, если выбранное обозначение соответствует критериям охраноспособности.

Иными словами, обозначение не должно попадать под целый ряд ограничений, которые содержит ст. 1483 ГК РФ. При этом в любом случае товарный знак не должен вводить потенциального потребителя товара или услуги в заблуждение, и основным его свойством должна являться различительная способность.

Зачем нужно регистрировать товарный знак?

Регистрация товарного знака требует определенных финансовых вложений. Нередко возникает вопрос, а так ли необходимо регистрировать товарный знак? Можно ли его использовать и без регистрации?

Безусловно, вы можете использовать свой знак (торговую марку, бренд, логотип) и без регистрации, маркируя им товары или услуги. Однако в таком случае не удивляйтесь возможным претензиям третьих лиц, которые могут успешно зарегистрировать ваш знак (либо знак, сходный до степени смешения с вашим знаком), потребовать от вас прекращения его использования и компенсации за нарушение их прав.

Без регистрации обозначение, которым маркируются товары и услуги, является крайне уязвимым. Только после госрегистрации вы получите исключительное право на товарный знак, подтверждаемое свидетельством. Ваше право на данный знак будет закреплено надлежащим образом. Никто больше не будет наделен правом маркировать таким знаком (или знаком, сходным до степени смешения с вашим) товары и услуги, для которых ваш знак был зарегистрирован.

Что немаловажно, законный владелец товарного знака наделяется целым комплексом средств, направленных на защиту его права от возможных нарушений. Кроме того, зарегистрированный товарный знак становится вашим нематериальным активом, способным принести существенную прибыль. В частности, товарный знак можно продать, выдать за определенную плату лицензию на его использование третьим лицам, заложить товарный знак банку.

Взвесив все «за» и «против», все большее количество предпринимателей приходят к мысли о том, что регистрировать товарный знак лучше всего еще до запуска товара на рынок.

Какой вид регистрировать?

Если у вас есть комбинированное обозначение, состоящее из логотипа и названия компании, а логотип планируется использовать, в том числе, и отдельно, какой товарный знак регистрировать: словесный, изобразительный или комбинированный?

Товарный знак охраняется в том виде, в котором зарегистрирован. В связи с этим важно подавать на регистрацию именно те обозначения, которые предполагаются к использованию (уже используются).

Если какие-то части комбинированного обозначения используются отдельно для маркировки товаров и услуг, то предпочтительнее зарегистрировать каждую часть в качестве отдельного товарного знака. Всегда нужно помнить, что ваш знак могут попытаться аннулировать по неиспользованию. И вам придется документально подтверждать, что вы действительно используете обозначение в том виде, в котором оно зарегистрировано. Не нужно пытаться вместить в одну заявку все свои товарные знаки.

Кто может подать заявку?

Правообладателем товарного знака, а значит, и заявителем в заявке на товарный знак может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Регистрация товарных знаков на физических лиц не допускается.

К примеру, в 2012 году состоялась регистрация товарного знака, владельцем которого является Николай Басков, имеющий статус ИП (рис. 4).

Что делать, если заявку нужно подать очень срочно (например, есть риск того, что конкуренты попытаются закрепить право на ваш знак за собой), а юридическое лицо или ИП еще не зарегистрированы? Некоторые специалисты, занимающиеся регистрацией объектов интеллектуальной собственности, и в том числе товарных знаков, предлагают подать заявку, находясь еще в статусе физического лица, а за то время, пока регистрация идет, оформить статус ИП.

Но будьте осторожны. Даже если такой знак зарегистрируют, его регистрация будет весьма уязвимой, и нет гарантий того, что ее не аннулируют. Кроме того, эксперт Роспатента при проведении экспертизы по вашей заявке на вполне законных основаниях может запросить копию свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В случае когда заявку нужно подать срочно, а у самого заявителя надлежащего статуса нет, заявка может быть подана на имя дружественного ИП или юридического лица, а после получения необходимого статуса право на заявку может быть передано (переуступлено).

Процедура передачи прав на заявку от одного лица другому с технической точки зрения несложная, однако требует составления ряда документов и уплаты госпошлины, размер которой на сегодняшний день составляет 4900 рублей. Срок делопроизводства по передаче прав в Роспатенте — два месяца.

Можно ли в одной заявке на товарный знак указать сразу двух заявителей, напримердвух ИП?

Указать, конечно, можно, но исходя из аналогичных случаев, имевших место в практике, заявителем будет считаться только тот, кто указан в заявке первым. Именно этот заявитель будет указан и в реестре Роспатента, и в свидетельстве на товарный знак после того, как регистрация товарного знака состоится.

ГК РФ предусматривает регистрацию коллективного товарного знака (ст. 1510 ГК РФ), однако в данном случае заявителем, а в последующем — правообладателем будут являться не несколько ИП или юрлиц по отдельности, а «объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречит законодательству государства, в котором оно создано».

Такой коллективный товарный знак регистрируется с целью маркировки товаров, которые производятся или реализуются лицами, входящими в данное объединение. При этом указанные товары должны обладать общими характеристиками, например иметь единые характеристики качества.

Коллективных знаков на сегодняшний день зарегистрировано совсем немного, процедура их регистрации имеет свою специфику.

Примером коллективного знака является знак «Прима», принадлежащий Ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром» (рис. 5).

Допускается ли включение в состав товарного знака указаний на область, город или иную местность?

Товарные знаки с включением географических указаний вполне успешно регистрируются Роспатентом. Однако здесь есть два нюанса.

Во-первых, заявитель должен быть из соответствующей местности, иначе есть риск получения отказа в регистрации по причине ввода потребителя в заблуждение относительно места производства товара/оказания услуги. Для ИП подтверждением этого факта может служить адрес регистрации, указываемый в заявке на товарный знак.

Во-вторых, географические указания включаются в товарные знаки лишь как неохраняемые элементы, то есть без предоставления исключительной монополии на использование данного словесного элемента.

Однако не все географически названия, используемые в товарных знаках, успешно регистрируются. В качестве свежего примера — недавняя история с отказом Роспатента предпринимателям Бурятии в регистрации товарных знаков с использованием символики Байкала. Чиновники сослались на решение ЮНЕСКО. Согласно этому решениюБайкал является объектом всемирного наследия и для использования этого слова необходимы разрешительные документы (рис. 6).

С аналогичным вопросом: «Как обстоят дела с регистрацией товарного знака «Байкал» в нашем регионе?» агентство «Телеинформ» обратилось в Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Иркутской области.

Как сообщили специалисты иркутского ЦСМ, в Приангарье с такой проблемой еще не сталкивались: «Мы действительно оказываем услуги по регистрации товарных знаков, однако ни одной заявки со словом или символом «Байкал» у нас пока не было».

 


 В следующем, июньском номере «Капиталиста»:

• Можно ли зарегистрировать в качестве товарного знака имя и фамилию?

• Как преодолеть препятствия к регистрации?

• Как владелец знака может проинформировать всех о его регистрации?

 


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 3 (74) Май - Июнь 2014 года


  • Число просмотров: 1754

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть