Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Водный транспорт

На старте бизнес-навигации

Байкальский флот

Наступающий летний туристический сезон в нашем регионе — это целое событие для отрасли. Все участники местного турбизнеса, в том числе гостиницы, турбазы, армия экскурсоводов, придорожный и внедорожный общепит, пытаясь справиться с потоком клиентов, начнут работать в полную силу. Но всеобщий деятельный порыв весомо дополнит еще одно событие — открывается морская навигация. «Капиталист» решил выяснить: как и на чем предстоит передвигаться по водной глади в этом году.

   

В конце мая, с началом навигации, в Байкал, а также в окрестные водоемы и реки выйдет настоящая армада — суда, катера, яхты и лодки различного водоизмещения. По данным Минприроды России, сегодня на классификационном учете стоит 246 судов и более шести тысяч маломерных плавсредств, используемых на озере и Иркутском водохранилище. Точных данных нет, но около полутысячи из них применяются для перевозки туристов и просто отдыхающих.

Альтернатива тряске по гравийке

В этом материале нас не интересуют рыболовные, транспортные и рейсовые суда, паромы, а также маломерный транспорт с навесными моторами — рыбацкие моторки. В преддверии туристического сезона будем говорить о тех транспортах байкальского флота, на которых можно совершить, к примеру, двух-, трехчасовую прогулку вдоль берега или же недельный круиз. В общем, чтобы совсем исключить неминуемую тряску по здешним гравийным дорогам и с комфортом по водной глади попасть в даже недоступные и дикие места, коих в байкальском прибрежье осталось так мало. 

Байкальский флот, используемый в туротрасли, не так многообразен, как, возможно, представляется читателям — всего несколько типов судов. Чуть ниже на двух из них остановимся более подробно. Это теплоходы проекта «Ярославец», составляющие большую часть не только байкальского, но и российского частного флота. И парусные яхты, без которых также сложно представить байкальские водные пейзажи.

Итак, специалисты различают несколько основных типов круизных судов, ходящих по Байкалу.

Во-первых, это те, что габаритными размерами меньше «Ярославца» — суда длиной от 12 до 18 метров, переоборудованные из рыбацких ботов, и парусно-моторные крейсерские яхты типа «гидра». Скорость их хода 15 — 20 км/час. Обладают хорошей мореходностью. Несмотря на свои размеры, отличаются высоким уровнем комфорта — практически на всех кораблях есть душ, горячее водоснабжение, электросеть 220 вольт. На часовые прогулки такие суда могут взять до 10-12 человек. Что же касается длительных круизов, то оптимальное количество человек — шесть-восемь.

Во-вторых, те самые катера проекта «Ярославец» — самый распространенный тип в  байкальском флоте и не только.

Переделанные транспортники

В-третьих, переоборудованные суда проекта ПТС, то есть так называемые приемно-транспортные суда, первоначальное назначение которых состояло в приеме улова в море от добывающих судов и транспортировка его в охлажденном виде. Имеют длину 30 метров. На часовые, со скоростью хода 15 км/ч, прогулки могут взять до 40 человек. В зависимости от количества имеющихся кают в круизы берут до 25 человек. Как правило, на судах этого типа действует бар или ресторан.

К недостаткам в сборном круизе можно отнести жесткую привязанность к маршруту, потому как нельзя сказать капитану: «Вот место красивое. Давайте тут подойдем к берегу и погуляем немного». Еще из недостатков — значительная осадка: к живописному утесу Саган-Заба на западном побережье, например, и к многим другим похожим местам такой теплоход подойти не сможет. В общем, по уровню комфорта им до океанских лайнеров далеко, а для индивидуальных туров они слишком велики.

И еще один тип, выделяемый экспертами байкальского мореплавания, — моторные яхты премиум-класса. Это самый малочисленный класс судов на Байкале: полностью соответствующих требованиям этого класса наберется не более десятка. Имеют в длину 15 — 25 метров и скорость хода от 15 до 20 км/час.

Моторные яхты отличает современный внешний вид, внутренняя евроотделка и высокая мореходность. Они имеют, как правило, большие палубные пространства, просторные, расположенные не в трюме, кают-компании с круговым обзором, от двух до пяти комфортабельных двухместных кают с санузлами. Также оснащены трапами с малыми углами наклона, предусмотрены конструктивные меры по борьбе с шумом и вибрацией. В общем, соблюдены все нормы, предъявляемые к судам подобного класса Российским речным регистром и Регистром Ллойда.

Единственным минусом таких моторных яхт следует считать высокую стоимость аренды.

Простой, надежный

Теперь подробнее о теплоходах проекта «Ярославец». Как уже было сказано выше, этот тип — самый популярный во всей российской акватории. И Байкал не является исключением. Что подтверждает даже распространенный прием экспертов — в неофициальном разговоре классифицировать размеры всех судов на — больше «Ярославца» и меньше «Ярославца».

6705 — общее число судов, используемых на Байкале и в Иркутском водохранилище (данные Минприроды России)

Это самый многочисленный представитель советского флота. В течение сорока лет, с 1953 года, выпускался значительными сериями во множестве модификаций на четырех судостроительных заводах — в Ярославле, Сосновке, Рыбинске и Красноярске.

Сегодняшнюю популярность у судовладельцев составляют простая и надежная конструкция, небольшая осадка (1,2 — 2 м в корме), позволяющая пройти по любому мелководью и пришвартоваться в любом месте. Плюс хорошая пассажировместимость: заводской вариант на восемь человек легко переоборудуется, в том числе с повышением комфортности. И вот уже катер имеет от десяти до 15 спальных мест, три-четыре каюты. На часовые прогулки может взять до 15 — 20 человек, в длительный круиз — около десяти человек.

«Ярославцы» относительно быстроходны — 16 — 18 км/ч. Стандартная длина судна 21 метр, хотя его морская модификация, которая также присутствует на Байкале, имеет 30 метров длины.

Сезон заказов

«Капиталист» пообщался с капитаном одного из иркутских «Ярославцев», который уже много лет занимается туристическими экспедициями по Байкалу и очень преуспел в этом деле. Правда, Алексей просил не называть его фамилии, поскольку информация, которой он поделился, имеет некоторые нюансы.

— Заказов хватает, — утверждает Алексей. — Особенно в июле и в первой половине августа желающих прогуляться на «Ярославце» хоть отбавляй. Таким образом, есть возможность и самому заработать неплохие деньги, и покрыть все расходы на содержание судна. А это горючее — 20 — 25 литров в час, стоянка у пристани (5 — 15 тыс. рублей в месяц) и обслуживание теплохода.

Кстати, наш капитан специально для тех, кто хотел бы попробовать себя в этом бизнесе, сообщил, что стоят «Ярославцы» относительно недорого: можно найти теплоходы в ценовом интервале от одного до десяти миллионов рублей — в зависимости от состояния, года выпуска и оборудования на борту. Рубки (палубные надстройки) этого катера легко поддаются переделке. На палубе можно соорудить практически все что угодно — в зависимости от собственных целей и пожеланий.

Нюансы извоза

   

Примерная стоимость круиза на «Ярославце» составляет 20 — 30 тыс. рублей в сутки с компании человек в десять. Капитаны с лицензией на перевозку пассажиров просят за недельный круиз от 30 до 50 тыс. рублей с человека. Почему такая разница в ценах? Вот здесь и начинаются нюансы, о которых мы предупреждали.

Дело в том, что для перевозки пассажиров необходимо иметь лицензию, которой, по словам нашего собеседника, почти ни у кого нет.

— Все это напоминает ситуацию с автомобилями такси, — считает Алексей. — Имея автомобиль, вы можете возить людей — друзей, коллег, знакомых, да по сути, кого угодно. Но чтобы зарабатывать на этом деньги, официально заниматься частным извозом, необходимо получить лицензию. С морским транспортом та же самая история. А когда на воде останавливают проверяющие, приходится доказывать, что пассажиры — твои друзья и знакомые. 

По словам капитана, получить лицензию довольно проблематично: много проверок, бумаг, финансовых затрат и прочих сложностей. Именно поэтому три четверти теплоходов типа «Ярославец» работают, не имея лицензий. Самое интересное, что они не ищут клиентов специально — никаких обозначенных туров и рекламы, работает только «сарафанное радио». Тем не менее, как говорят сами моряки, желающих достаточно.

Без дизельного аккомпанемента

Но услышать реальную природу, без дизельного аккомпанемента, возможно только на парусной яхте. Такое воссоединение с окружающим миром — безусловное достоинство этого вида водного транспорта.

Еще из преимуществ парусных судов — отсутствие ограничений по погодным условиям на Байкале. Большей частью это обосновано наличием фальшкиля (тяжелый свинцовый или чугунный балластный киль под днищем, препятствующий крену и опрокидыванию). Более того, большинство яхт, которые стоят в Иркутске, подойдут даже для океанских путешествий.

Таким образом, парусные суда более безопасны и приспособлены к байкальским штормам. Но, к сожалению, этот же самый фальшкиль не позволяет парусным судам ходить по мелководью.

Еще одно преимущество парусных яхт: туристы имеют возможность поучаствовать в управлении судном — поработать с веревками, покрутить лебедки, почувствовать и понять, как огромное судно может без двигателя, на одних парусах скользить по воде.

Вдобавок сами яхтсмены — народ интересный. У них есть свои традиции, поверья, свой очень своеобразный мир, который живет по морским законам. В такой компании редко кто не проникнется симпатией к яхтенным людям.

Яхтенная болезнь

 

Дмитрий ХАЗАНОВ,

яхтенный капитан

— По большому счету никто из нас и не занимается туристическим бизнесом. Яхту держат больше для души.

   

Дмитрий Хазанов — яхтенный капитан с более чем 30-летним стажем. Два года назад построил собственную яхту.

— Очень много таких примеров: попав первый раз на яхту, люди буквально заболевают яхтингом, — в интервью нашему журналу рассказывает капитан. — Они проникаются общением с морскими людьми, и другой вид отдыха потом уже не приемлют. Звонят, пишут на электронную почту, просят еще раз взять в море, поднять паруса, зайти в какую-нибудь бухточку, порыбачить. Но что касается основного потока туристов, им нужно другое: быстренько прилетел, быстренько посмотрел, быстренько улетел. На яхте так не делается. На яхте отдаются швартовы, поднимаются паруса и начинается отдых. Судно медленно и торжественно скользит по волнам, и на нем идет своя жизнь. 

По словам капитана, сегодня стало популярно путешествовать под парусом в жарких странах. В интернете с легкостью можно заказать яхтенный тур практически по любому маршруту. В связи с этим туристов и гостей нашего города, желающих пройти под парусом по Байкалу, стало меньше. Все-таки байкальская стихия не всегда радует жаркой погодой.

Еще одно препятствие, из-за которого яхтсмены не ведут активную туристическую деятельность, — лицензия, которую надо получать так же, как и владельцам «Ярославцев». Как признаются яхтенные капитаны, получить ее довольно проблематично, да и нет в этом особой нужды и большого желания. Поэтому яхтсмены больше возят своих друзей, знакомых, друзей знакомых.

Если же говорить о ценах на яхтенные прогулки, то они напрямую зависят от яхты, которую выберут туристы. Это может быть как шестиместное, так и судно с в два раза большей вместимостью. В среднем цена колеблется в пределах 20-25 тыс. рублей в сутки. 

Отсутствие прибыли

Владение яхтой — дело не из дешевых. Если ее покупать, то начинать придется где-то с полутора миллионов рублей. Обеспечить яхту полным парусным гардеробом обойдется минимум в 500 тысяч. Плюс лебедки, цены на которые начинаются от 40 тыс. рублей, и многое другое для нормального функционирования парусного судна.

Вдобавок яхты, как и «Ярославцы», требуют постоянного косметического ремонта и места для стоянки в яхт-клубе — зимой у пирса, летом на берегу. Такая парковка обходится в среднем 10 тыс. рублей в месяц.

Таким образом, если сопоставить небольшой поток клиентов и большие расходы на обслуживание парусного судна, а также учесть, что навигация у парусников заканчивается гораздо раньше, чем у моторных катеров, то можно прийти к выводу, что яхтинг — это не способ заработать хорошие деньги. Парусные прогулки для желающих — лишь возможность хотя бы частично отбить затраты на содержание своих судов.

— А по большому счету никто из нас и не занимается туристическим бизнесом. Яхту держат больше для души, — утверждает Дмитрий Хазанов, — и в основном принадлежат они богатым людям или целым компаниям, которые также приобретают их для собственного отдыха. Или же для участия в  парусных гонах, которые каждый год проходят на Байкале, на иркутской акватории.

Как же без экологии

 

  

Екатерина УДЕРЕВСКАЯ,

участник проекта «Школа экологического предпринимательства»:

— Надеемся, что со временем гибридные двигатели для водного транспорта на Байкале станут делом привычным.

Рассказывая о плавающих механизмах на Байкале, надо и про экологию вспомнить.

Действительно, катера при всех своих плюсах для владельцев и пассажиров вредят Байкалу. Например, на озере имеется всего один пункт приема сточных вод с судов — в Северобайкальске. Этого очень мало. Кроме того, говорят, что двигатели «Ярославцев» начали выпускать еще в 1939 году — изначально их устанавливали на военных кораблях и танках «Т-34». Несложно представить, какие выхлопы теперь стелятся над байкальской водой. 

В связи с этим министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской в декабре прошлого года поручил проработать вопрос о переходе судов, используемых в акватории озера Байкал, на газомоторное топливо. «Природный газ полностью отвечает требованиям по ограничениям на выбросы судовыми двигателями, при этом технологии использования газа доступны и отработаны», — сообщил министр.

Интересную альтернативу устаревшим двигателям «Ярославцев» нашли и участники проекта «Школа экологического предпринимательства». Чтобы показать пример коллегам-судовладельцам, они предлагают отказаться от обычного двигателя и перейти на новый — гибридный, который большую часть времени работает от электроэнергии. Этот принцип сейчас активно применяется в автомобилестроении.

В интервью «Капиталисту» Екатерина Удеревская, участник этого проекта, рассказала, работы по модернизации машинного отделения и установке нового двигателя сейчас ведутся на судне «Трофим Яскин». Гибридную установку, спроектированную специально для «Ярославцев», выбрали по рекомендации экспертов «Гринпис». Электродвигатель будет работать в смешанном режиме: пять-шесть часов на электроэнергии, затем, для зарядки батареи, два-три часа на экономичном дизеле, отвечающем нормам выхлопа Евро-4.

Стоимость энергетической установки со всеми необходимыми составляющими — 10,5 млн рублей, но, по словам участников проекта, на первых порах главное — начать.

— Данный проект — это переход флота Байкала в новую эру. Сейчас мы ищем спонсоров, людей, неравнодушных к судьбе нашего великого озера и готовых вложить деньги в наш экопроект. И надеемся, что со временем гибридные двигатели для водного транспорта на Байкале станут делом привычным, — поделилась своим видением будущего Екатерина Удеревская.

Первое экологичное судно «Трофим Яскин» выйдет в воды Байкала уже в эту навигацию.

 

Текст Ярослав Князев. Фото Борис Слепнев, Ярослав Князев


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 3 (74) Май - Июнь 2014 года


  • Число просмотров: 2679

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть