Архив журнала «Капиталист»
Бухгалтерия
Международные горизонты
Для российского бухучета
К 2018 году все российские компании перейдут на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Для этого принята специальная правительственная программа, и с прошлого года ускоренными темпами уже началось внедрение этих стандартов.
|
|
Татьяна КОЛОСОВА, аудитор: — Игнорировать требования закона не стоит, так как предусмотрены весьма ощутимые для бюджета небольшой компании наказания. |
Одним из первых шагов в создании новой системы бухгалтерского учета, приближенной к требованиям международной финансовой отчетности, стал недавно принятый закон «О бухгалтерском учете» (№ 402-ФЗ от 06.12.2011), вступивший в силу с 1 января нынешнего года. Одновременно с этим силу утратил действовавший 16 лет предыдущий вариант закона (№ 129-ФЗ от 21.11.1996).
Однако несмотря на то что бухучет по-новому только-только заработал, эксперты сейчас обращают внимание на то, что он уже нуждается в редактуре, и рассчитывают, что в текущем году необходимые корректировки будут внесены.
Основная претензия к документу кроется в том, что он обязал весь мелкий бизнес, применяющий упрощенную систему налогообложения (УСН), вести бухгалтерский учет. Раньше же ИП и организации, которые находятся на «упрощенке», вели только книгу учета доходов и расходов. А это было по силам даже самому руководителю без привлечения бухгалтеров.
В данной ситуации, когда в только что принятую директиву начинают вносить исправления, нет ничего необычного: российское финансовое законодательство — объект постоянного приложения сил отечественных законотворцев. И этому процессу пока не видно окончания.
Все стали экономическими субъектами
Тем не менее, в ожидании корректировок эксперт «Капиталиста» Татьяна Колосова все же расскажет, какие изменения на данном этапе принес новый закон.
— Новый закон о бухгалтерском учете — очень важное событие, — уверена эксперт нашего журнала. — В нем много новшеств. Например, новым законом вместо привычного понятия «организация» введено более широкое понятие «экономический субъект». К этой категории относятся коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, филиалы, представительства, структурные подразделения иностранных (международных) организаций, находящиеся на территории РФ.
В законе вместо термина «хозяйственная операция» используется более широкое понятие «факт хозяйственной жизни». Это не только операция, но и сделка, событие, которые влияют на финансовое положение компании, а также на движение денежных средств.
Вести бухгалтерский учет самостоятельно вправе только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства. Руководители других организаций обязаны возложить ведение учета на главного бухгалтера (иное должностное лицо) или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Примечательно, что новым законом впервые установлены квалификационные требования к главным бухгалтерам отдельных экономических субъектов.
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Впервые упомянуты ИП
В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, руководитель единолично несет ответственность за достоверность данных о финансовом положении, финансовом результате, о движении денежных средств, отраженных в бухгалтерском отчете организации (п. 8 ст. 7 закона).
Следует также обратить внимание на то, что с 1 января 2013 года квартальная бухгалтерская отчетность в налоговые органы не представляется, а бухгалтерскую отчетность должен подписывать только руководитель.
Впервые в законе упоминаются индивидуальные предприниматели. Подпунктом 4 (п. 1 ст. 2) установлено, что действие этого закона распространяется и на ИП. Однако подпункт 1 (п. 2 ст. 6) предусматривает исключение, согласно которому бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (в том числе адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность).
Аудиторское заключение больше не признается составной частью бухгалтерской отчетности (ст. 14).
Теперь полноценный бухучет
Основная новелла закона — введение обязанности по ведению бухгалтерского учета в полном объеме для организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения.
С этого года у бухгалтеров в компаниях на УСН прибавилось работы: теперь им надо заполнять форму баланса со сведениями за два предшествующих года.
Основная новелла закона: ведение полноценного бухучета в компаниях на УСН
Раньше, начиная свой бизнес, бизнесмен мог выбрать самый простой для себя способ ведения расчетов с бюджетом — упрощенную систему налогообложения в виде 6% налога на все получаемые доходы. При этом вести учет расходов не надо было совсем, а потому и не существовало особой необходимости в использовании специалиста — бухгалтера, по крайней мере, на первых этапах. Теперь же справиться своими силами, как это новички делали раньше, вряд ли удастся: вести бухучет расходов должны все.
Игнорировать требования закона не стоит, так как предусмотрены весьма ощутимые для бюджета небольшой компании наказания: за грубые нарушения правил учета на организацию может быть наложен штраф в размере от 10 до 30 тыс. рублей. Каждый не представленный сотрудникам налоговой службы бухгалтерский документ обойдется бизнесмену в 200 рублей, а в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях на руководителя будет наложен штраф в размере 2-3 тыс. рублей. В качестве «бонуса» потерянное время — на дополнительное общение с представителями налоговой инспекции, упущенная выгода, урон репутации и т.п.
Как сформировать учетную политику
В предыдущих номерах «Капиталиста» мы уже рассказывали, как организациям, применяющим УСН, нужно готовиться к ведению бухгалтерского учета и что предусмотреть заранее.
Бухучет начинается с формирования учетной политики. В ней отражаются принципы ведения учета на конкретном предприятии по тем аспектам, по которым законодательство допускает несколько вариантов учета либо вообще не регламентирует.
При формировании учетной политики важно знать, что для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих отдельные виды деятельности, предусмотрена возможность применения упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности.
Независимо от того, выберет компания на УСН вести бухучет по упрощенной системе или нет, ей необходимо получить данные об остатках по счетам бухгалтерского учета на начало 2013 года.
Поскольку учет основных средств и нематериальных активов компания на УСН должна была вести весь 2012 год, то не составляет труда получить остатки по этим счетам на 1 января 2013 года.
Если же по каким-либо причинам учет не велся, то организации следует провести инвентаризацию. Также необходимо провести инвентаризацию и отразить остатки по счетам готовой продукции, товаров, незавершенного производства и пр.
По дебиторской и кредиторской задолженности необходимо получить от контрагентов подписанные акты сверок взаимных расчетов. Акты сверок следует получить и от фондов и налоговой инспекции.
Декларация по УСН без ошибок
А сейчас несколько советов из другой, но такой же необходимой области — по заполнению налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения. Декларация по УСН сдается один раз в год. За 2012 год отчетность необходимо представить не позднее 1 апреля 2013 года (31 марта — выходной, поэтому срок переносится на ближайший рабочий день). Однако, как показывает практика, далеко не все предприниматели, которые ведут учет самостоятельно, с первого раза успевают сделать это верно и без ошибок.
Как известно, главная декларация организаций, находящихся на УСН, — расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и минимального налога. Какие же ошибки наиболее часто допускают коммерсанты при ее заполнении?
1. Налог можно уменьшить максимум на 50%
Эту ошибку допускают «упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы».
Напомним, что налог эта категория индивидуальных предпринимателей рассчитывает исключительно на основании величины полученного дохода. Однако согласно пункту 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ они имеют право уменьшить налог к уплате на сумму перечисленных во внебюджетные фонды взносов на обязательное страхование работников, выданных пособий по временной нетрудоспособности и некоторых видов платежей по договорам добровольного личного страхования. Правда, налог разрешается снизить не более чем на 50%.
И если предприниматель забудет об этом ограничении, то допустит ошибку как при уплате налога, так и при заполнении декларации. А так как налог окажется недоплаченным, то ошибка повлечет и штрафы, предусмотренные статьей 122 НК РФ.
Согласно письму Минфина России от 29.12.2012 за № 03-11-0999 компании на УСН могут смело уменьшить сумму налога (авансового платежа) за первый квартал 2013 года на страховые взносы, начисленные за декабрь 2012 года, при условии, что взносы в фонды оплачены в январе 2013 года и что режим налогообложения не изменился. То есть если в прошлом году вы применяли ЕНВД, а с нынешнего года — упрощенную систему налогообложения или наоборот, то учесть прошлогодние взносы в этом году не получится.
Обратите внимание: индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога на уплаченные взносы в Пенсионный фонд России и Федеральный фонд обязательного медстрахования в фиксированном размере без учета ограничений в 50%.
ПОЗИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 2012 ГОДА 1. Вычет НДС возможен и при нулевой базе, правда, в этом случае надо быть готовым к углубленной налоговой проверке (письмо ФНС России от 28 февраля 2012 г. № ЕД-3-3631@). 2. Предприниматели на патенте вправе не применять кассовую технику (п 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г.№ 54-ФЗ). 3. Любую движимость, которая включена в состав основных средств 1 января 2013 года или позже, налогом на имущество облагать не нужно. А это вся офисная техника, автомобили, оборудование (Федеральный закон № 202-ФЗ от 29 ноября 2012 года).
2. Показатели в разделе 1 декларации отражаются нарастающим итогом
При заполнении раздела 1 декларации советуем индивидуальным предпринимателям быть особенно внимательными. Ошибки здесь встречаются достаточно часто, причем независимо от объекта налогообложения.
В строке «030 — сумма авансового платежа по налогу, исчисленному к уплате за первый квартал» действительно указывается сумма налога, исчисленная за первый квартал. Но уже в строке «040 — сумма авансового платежа по налогу, исчисленная за полугодие» необходимо записывать показатель нарастающим итогом за полугодие. В строке «050» будет соответствующая величина за три прошедших квартала.
В вышеперечисленных строках «030 — 050» нужно отражать суммы налога, исчисленного на основании данных Книги учета доходов и расходов, а не уплаченного в бюджет. Конечно, в идеале эти величины должны совпадать, ведь сколько налога начислено, столько и следует перечислять в бюджет.
3. Прошлогодние убытки, минимальный налог по УСН
Компании, применяющие УСН с объектом «доходы минус расходы», рассчитывают по итогам года минимальный налог. Может получиться так, что компания именно его и будет перечислять в бюджет за налоговый период.
Если по итогам 2011 года компания уплатила минимальный налог, то при заполнении декларации за 2012 год ей следует обратить внимание на следующий момент: разницу между уплаченным минимальным налогом и налогом, рассчитанным в общем порядке, включают именно по итогам года по строке 220 раздела 2 декларации по УСН. Смотрите письма Минфина России за № 03-11-06292 от 15.06.2010, за № 03-11-09342 от 08.10.2009 и ФНС России за № ШС-37-36701@ от 14.07.2010 .
Кроме того, по итогам налогового периода компания вправе учесть и сумму прошлогодних убытков (по строке 230 раздела 2 декларации УСН). Эта возможность прямо закреплена пунктом 7 ст. 346.18 НК РФ.
Заявление о переходе на уплату ЕНВД
И еще на одном важном моменте хочется остановиться. В конце прошлого года рубрика «Практика» нашего журнала достаточно подробно рассказала о добровольном применении ЕНВД. Налогоплательщики, которые изъявили желание перейти на «вмененку» в 2013 году, должны подать в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала ведения «вмененной» деятельности заявление о постановке на учет в качестве плательщика единого налога.
Обращаю внимание читателей, что в случае, если налогоплательщик ранее применял систему налогообложения в виде ЕНВД, но заявление подано не было, то при желании продолжить в 2013 году уплачивать единый налог ему следует подать заявление о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика данного налога.
В связи с этим ФНС России своим приказом от 11.12.2012 № ММВ-7-6941@ внесла некоторые изменения в формы заявлений о постановке на учет и снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД.
Теперь несколько слов о том, что изменилось в формах заявлений.
Так, в бланк заявления о постановке на учет (формы № ЕНВД-1 и ЕНВД-2) добавлена строка, в которой будет указываться дата начала применения ЕНВД.
В заявлении следует указать дату начала ведения «вмененной» деятельности, соответствующую дате начала первого налогового периода, по которому представлялась в этот налоговый орган налоговая декларация по ЕНВД. На это Минфин России указал в письме от 21.01.13 № 03-11-1111. Аналогичный вывод содержится в письме ФНС России от 06.12.12 № ЕД-4-320659@.
В бланке заявления о снятии с учета (формы ЕНВД-3 и ЕНВД-4) теперь нужно указывать причину такого снятия. Делается это путем проставления в соответствующей ячейке одного из следующих кодов:
1 — прекращение предпринимательской деятельности
2 — переход с уплаты ЕНВД на иной режим налогообложения
3 — превышение средней численности работников
4 — иная причина
Предприниматели, которые прекращают заниматься отдельным видом деятельности по какому-либо адресу, сообщают о данном факте путем проставления кода 4 и заполнения приложения к заявлению. В этом приложении они должны указать адрес места осуществления указанной выше деятельности. Ранее такого приложения в форме не было.
- Число просмотров: 2433