Свежий номер «Капиталиста»

В продаже с 21 июля
Дело
КАДАСТРОВЫЕ ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ
Состояние
СЕЗОН МЕНЯЕТ РАЗМЕРЫ
Практика
КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОГО ПАРТНЕРА

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

В центре внимания

Россия погасила последнюю задолженность СССР

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 15 августа
Новости
НА СТАВРОПОЛЬЕ ПОЯВИЛАСЬ ГАЗИРОВКА «ВОЖДЬ»
Вопрос-ответ
«ПРОСВЕЩЕНИЕ» ВЫСТУПИЛО ПРОТИВ ПИРАТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Каталог
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Выставка

Лифты в Иркутске

ЖБИ

Больше мебели за меньшие деньгиБронзовый век

Карго Сервис

Консалтинг

Сэйв

Окинский

Типография Иркут

АльтСтройКом

СЦСЭ

Доставка грузов

Архив журнала «Капиталист»

Краудфандинг

Скинулись, кто сколько может

Необычный способ привлечения инвестиций

На территорию, прочно и давно занятую традиционными финансовыми инструментами, совсем недавно смело ступил новый механизм привлечения средств в бизнес-проекты. Системе краудфандинга не более пяти лет. Однако уже есть и существующие проекты, и разногласия экспертов по поводу того, приживется ли в России такой способ инвестирования.

Краудфандинг представляет собой совместные усилия обычных людей, подчас не знакомых друг с другом, направленные на создание какого-либо бизнеса, продукта или услуги. Проще говоря, люди вкладывают свои деньги в еще не существующие проекты с целью воспользоваться в будущем их результатами.

   
 

   

Егор Глебов на презентации своих проектов

Спонсор не получает никаких гарантий: ни доли предприятия, ни процентов. Что же можно получить взамен? От подарков и сувениров до самой продукции — в зависимости от степени участия.

Краудфандинг за рубежом нередко применяют для поиска средств на возмещение ущерба после стихийного бедствия, в поддержку политической кампании и на благотворительные цели. Однако краудфандинг в классическом виде все же предусматривает поощрение за вклад.

И в таком понимании краудфандинг — явление весьма молодое. Хотя берет свои корни еще из тех времен, когда деньги собирались всем честным народом на строительство церквей, мостов, военные нужды и т.д. Но то, что мы называем краудфандингом, сейчас действует лишь в интернет-пространстве.

Одними из первых применивших этот механизм стала рок-группа Marillion. В 1997 году дела у музыкантов шли неважно, и они попросили помощи у поклонников. В итоге собрали $60 тыс., а 12 тысяч человек заплатили за альбом еще до его записи. Эта история приобрела огласку, а у описанного способа инвестирования появился отдельный термин. Видя результаты, это метод наполнения бюджета взяли на вооружение представители киноиндустрии — так собраны средства на производство фильмов «Ведьма из Блэр», «Век глупцов», «Ожидание вчера», «Стальные небеса». Пользовался им и король ужасов — писатель Стивен Кинг, создатели компьютерных программ.

Есть информация, что на продвижение браузера Mozilla Firefox доля вложений методом краудфандинга составила 0,01%. Если учесть, сколько стоят такие проекты, можно однозначно сказать, что размер этой доли в долларовом выражении имеет немало нулей.

Разнообразие ресурсов

Довольно быстро краудфандинговые сайты приняли разные вариации и формы. Среди них:

• классические — как коллективный сбор финансов на бизнес в обмен на вознаграждение;

• возвратные — как финансовые займы;

• на основе пожертвований.

Сайты также бывают общими или специализированными, работающими только с частными лицами или, наоборот, только с организациями.

Среди всего разнообразия можно выделить отечественный ресурс SmartMarket.net, создатели которого саму идею краудфандинга видят как раз в том, чтобы все вложенные в малый бизнес средства окупались, то есть частные инвесторы могли иметь долю от дохода или долю в компании. Первые проекты на сайте появились в начале 2013 года. Планы у организаторов многообещающие: к апрелю этого года найти до 3 млн рублей для каждого из девяти проектов, выбранных среди нескольких сотен поданных заявок.

Стартаперам тоже есть о чем поволноваться. Для сбора денег устанавливаются определенные сроки, то есть средства не могут накапливаться вечно. Существует положение о том, что инвестор может забрать вложенные финансы в любой момент до окончания срока. Если нужную сумму найти не удастся или проект не будет запущен по каким-то другим причинам, собранные средства также возвращаются вкладчикам.

Все перечисленное отличает краудфандинг от благотворительности.

Не дотягивает до рынка

В конце мая 2012 года американская ассоциация краудсорсинга* провела первое в истории исследование краудфандингового рынка. Согласно ему, объем привлеченных денежных средств в 2011 году составил $1,5 млрд, а число краудфандинговых площадок превысило 500.

В России краудфандинг изучала мониторинговая компания Wobot — через статистику упоминаний в интернете. Их оказалось около одной тысячи за месяц. Для сравнения, такое количество сообщений регистрировалось в сутки, например, в связи с очередной автомобильной пробкой в столице.

По оценке компании, регистрируемых сообщений о краудфандинге слишком мало для того, чтобы говорить об активном интересе к этому явлению у российских граждан, и тем более, развития его как отдельного рынка. Динамику в развитии он получит тогда, когда начнутся мероприятия по его легализации.

К слову, в США с апреля 2012 года действует закон, позволяющий частным лицам инвестировать в начинающие компании. Значение этого закона можно понять, если учесть, что он практически меняет все нормы инвестиционного рынка, которые были установлены еще в начале прошлого века.

Но вернемся к России. Крупные финансовые структуры уже видят неспешные шаги своих потенциальных конкурентов на территории финансового рынка, но уверены, что новый механизм может не вытянуть или даже похоронить перспективную бизнес-идею. 

 

Претензии банков

Представители российских банков считают, что бизнесу не нужно рассчитывать на краудфандинговые площадки. Объяснение простое. В банке какому-либо проекту финансовую оценку дает профессионал. Что касается рисков — они присутствуют всегда, однако банк их просчитывает, в отличие от какого-то сайта. Опытный бизнесмен способен оценить, насколько его проект перспективен и чем он рискует, и, соответственно, действует более рационально, а не эмоционально, не по принципу «а мне понравилось» — опять же в отличие от сайта.

По статистике, типичный пользователь интернета — это молодые предприниматели, которых банки, кстати, редко «замечают», представители IT-сферы и творческих профессий. Они же — типичные посетители краудфандинговых сайтов.

Это в свою очередь объясняет, почему больше всего средств собирают известные и далеко не бедные люди. Проще говоря, им помогают фанаты. К примеру, весьма удачными краудфандинговыми экспериментами стали выпуски музыкальных альбомов Петра Налича и группы «БИ-2». Последней удалось собрать около 1,2 млн рублей. Бывали примеры, когда молодые люди просили денег на обручальное кольцо в обмен на приглашение на свадьбу. И факт — инвесторы находились.

Размывает российский краудфандинг и тот факт, что ему часто приписывают благотворительные успехи. В списке «народных» проектов в разных интернет-источниках встречается тот же «РосПил», который полностью финансируется за счет пожертвований. Или история о том, как бизнесмены из Костромской области построили для местных жителей мост, хотя это было сделано опять же на добровольной основе.

Еще одна претензия банков к краудфандингу — его применение напрямую связано с доверием, отсутствие которого у российских граждан, часто обманываемых мошенниками и аферистами, еще долго будет тормозить его развитие в нашей стране. К тому же не исключено, что в отсутствие законодательной базы краудфандинговые площадки на самом деле превратятся в мошеннические финансовые зоны.

Спор о масштабе

1,5 млрд $ — годовой объем рынка краудфандинга в мире

(данные 2011 г.)

Наконец, подобным механизмом нельзя поддержать крупные производства, масштабные или способные решить проблемы общества бизнес-идеи. У краудфандинга ограниченные возможности, поскольку инвесторами являются обычные люди, не располагающие средствами для долгосрочных проектов и особо не интересующиеся бизнесом. Ни один краудфадинговый сайт не соберет столько средств, сколько единовременно может выдать банк. Краудфандинговые ресурсы — это в первую очередь социальные сети, где приоритетом является общение, а проекты выбираются спонтанно.

Что интересно, это же самое объяснения дают и сторонники краудфандинга. По их мнению, народное финансирование не претендует на масштабность, оно как раз призвано решать проблемы конкретных людей: открыть семейный бизнес, рассчитаться с долгами, заявить о себе и т.д. В связи с этим претензия банков несостоятельна, так как они ориентированы на иных клиентов и не отрицают, что у совсем малых проектов практически нет шансов получить кредит или заем.

Опыты с народным инвестированием

Впрочем, не все финансовые организации столько консервативны. Например, Сбербанк уже запустил и поддержал минимум один проект методом краудфандинга. А в Германии решили объединить традиции и новшества. Там действует единственный в мире банк, построенный по принципам социальной сети, в котором зарегистрировано более 200 тыс. человек. Среди услуг банка — возможность для клиентов давать друг другу деньги в долг, классический краудфандинг, финансовые пари и т.д. Все остальное — как в стандартном банке: гарантии, договоры, обеспечение нормативными актами и т. д.

Крупные компании из других сфер тоже взяли народное инвестирование на вооружение — правда, пока только как способ изучить потребительский интерес и предпродажный спрос.

В Иркутске уже также есть хороший пример. Егор Глебов, директор строительной компании «Динамика», нашел средства на свою идею — строительство нестандартных по форме, энергосберегаемых зданий — именно с помощью народного финансирования.

За рубежом суммы, которые собираются на краудфандинговые проекты, исчисляются миллионами долларов. Серьезные бизнесмены понимают, что в любом случае краудфандинг — это лишь метод. Будет ли бизнес-проект успешен, зависит от того, правильно ли предприниматель его представит и в правильном ли месте будет искать инвесторов.

 


*Краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — передача определенных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора.

*Краудфандинг (англ. crowdfunding) обычно рассматривают как частный случай краудсорсинга. Он заключается в привлечении финансирования от большого количества людей (от англ. crowd — «толпа» и funding — «финансирование»). 

Екатерина Надыкто


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 2 (65) Апрель - Май 2013 года


  • Число просмотров: 2276

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

Ростелеком

Агентство недвижимости

Art Divina

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть