Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

НОВАЯ НАЛОГОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: КОМУ НА РУСИ ПЛАТИТЬ ПРИДЕТСЯ

КАК В 2025 ГОДУ ИЗМЕНИТСЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 23 сентября
Экономика
САМАЯ ВЫГОДНАЯ ОТРАСЛЬ
Налоги
ЧТО НЕСЕТ РЕФОРМА 2024-2025

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Тон-М

Архив журнала «Капиталист»

Краудфандинг

Скинулись, кто сколько может

Необычный способ привлечения инвестиций

На территорию, прочно и давно занятую традиционными финансовыми инструментами, совсем недавно смело ступил новый механизм привлечения средств в бизнес-проекты. Системе краудфандинга не более пяти лет. Однако уже есть и существующие проекты, и разногласия экспертов по поводу того, приживется ли в России такой способ инвестирования.

Краудфандинг представляет собой совместные усилия обычных людей, подчас не знакомых друг с другом, направленные на создание какого-либо бизнеса, продукта или услуги. Проще говоря, люди вкладывают свои деньги в еще не существующие проекты с целью воспользоваться в будущем их результатами.

   
 

   

Егор Глебов на презентации своих проектов

Спонсор не получает никаких гарантий: ни доли предприятия, ни процентов. Что же можно получить взамен? От подарков и сувениров до самой продукции — в зависимости от степени участия.

Краудфандинг за рубежом нередко применяют для поиска средств на возмещение ущерба после стихийного бедствия, в поддержку политической кампании и на благотворительные цели. Однако краудфандинг в классическом виде все же предусматривает поощрение за вклад.

И в таком понимании краудфандинг — явление весьма молодое. Хотя берет свои корни еще из тех времен, когда деньги собирались всем честным народом на строительство церквей, мостов, военные нужды и т.д. Но то, что мы называем краудфандингом, сейчас действует лишь в интернет-пространстве.

Одними из первых применивших этот механизм стала рок-группа Marillion. В 1997 году дела у музыкантов шли неважно, и они попросили помощи у поклонников. В итоге собрали $60 тыс., а 12 тысяч человек заплатили за альбом еще до его записи. Эта история приобрела огласку, а у описанного способа инвестирования появился отдельный термин. Видя результаты, это метод наполнения бюджета взяли на вооружение представители киноиндустрии — так собраны средства на производство фильмов «Ведьма из Блэр», «Век глупцов», «Ожидание вчера», «Стальные небеса». Пользовался им и король ужасов — писатель Стивен Кинг, создатели компьютерных программ.

Есть информация, что на продвижение браузера Mozilla Firefox доля вложений методом краудфандинга составила 0,01%. Если учесть, сколько стоят такие проекты, можно однозначно сказать, что размер этой доли в долларовом выражении имеет немало нулей.

Разнообразие ресурсов

Довольно быстро краудфандинговые сайты приняли разные вариации и формы. Среди них:

• классические — как коллективный сбор финансов на бизнес в обмен на вознаграждение;

• возвратные — как финансовые займы;

• на основе пожертвований.

Сайты также бывают общими или специализированными, работающими только с частными лицами или, наоборот, только с организациями.

Среди всего разнообразия можно выделить отечественный ресурс SmartMarket.net, создатели которого саму идею краудфандинга видят как раз в том, чтобы все вложенные в малый бизнес средства окупались, то есть частные инвесторы могли иметь долю от дохода или долю в компании. Первые проекты на сайте появились в начале 2013 года. Планы у организаторов многообещающие: к апрелю этого года найти до 3 млн рублей для каждого из девяти проектов, выбранных среди нескольких сотен поданных заявок.

Стартаперам тоже есть о чем поволноваться. Для сбора денег устанавливаются определенные сроки, то есть средства не могут накапливаться вечно. Существует положение о том, что инвестор может забрать вложенные финансы в любой момент до окончания срока. Если нужную сумму найти не удастся или проект не будет запущен по каким-то другим причинам, собранные средства также возвращаются вкладчикам.

Все перечисленное отличает краудфандинг от благотворительности.

Не дотягивает до рынка

В конце мая 2012 года американская ассоциация краудсорсинга* провела первое в истории исследование краудфандингового рынка. Согласно ему, объем привлеченных денежных средств в 2011 году составил $1,5 млрд, а число краудфандинговых площадок превысило 500.

В России краудфандинг изучала мониторинговая компания Wobot — через статистику упоминаний в интернете. Их оказалось около одной тысячи за месяц. Для сравнения, такое количество сообщений регистрировалось в сутки, например, в связи с очередной автомобильной пробкой в столице.

По оценке компании, регистрируемых сообщений о краудфандинге слишком мало для того, чтобы говорить об активном интересе к этому явлению у российских граждан, и тем более, развития его как отдельного рынка. Динамику в развитии он получит тогда, когда начнутся мероприятия по его легализации.

К слову, в США с апреля 2012 года действует закон, позволяющий частным лицам инвестировать в начинающие компании. Значение этого закона можно понять, если учесть, что он практически меняет все нормы инвестиционного рынка, которые были установлены еще в начале прошлого века.

Но вернемся к России. Крупные финансовые структуры уже видят неспешные шаги своих потенциальных конкурентов на территории финансового рынка, но уверены, что новый механизм может не вытянуть или даже похоронить перспективную бизнес-идею. 

 

Претензии банков

Представители российских банков считают, что бизнесу не нужно рассчитывать на краудфандинговые площадки. Объяснение простое. В банке какому-либо проекту финансовую оценку дает профессионал. Что касается рисков — они присутствуют всегда, однако банк их просчитывает, в отличие от какого-то сайта. Опытный бизнесмен способен оценить, насколько его проект перспективен и чем он рискует, и, соответственно, действует более рационально, а не эмоционально, не по принципу «а мне понравилось» — опять же в отличие от сайта.

По статистике, типичный пользователь интернета — это молодые предприниматели, которых банки, кстати, редко «замечают», представители IT-сферы и творческих профессий. Они же — типичные посетители краудфандинговых сайтов.

Это в свою очередь объясняет, почему больше всего средств собирают известные и далеко не бедные люди. Проще говоря, им помогают фанаты. К примеру, весьма удачными краудфандинговыми экспериментами стали выпуски музыкальных альбомов Петра Налича и группы «БИ-2». Последней удалось собрать около 1,2 млн рублей. Бывали примеры, когда молодые люди просили денег на обручальное кольцо в обмен на приглашение на свадьбу. И факт — инвесторы находились.

Размывает российский краудфандинг и тот факт, что ему часто приписывают благотворительные успехи. В списке «народных» проектов в разных интернет-источниках встречается тот же «РосПил», который полностью финансируется за счет пожертвований. Или история о том, как бизнесмены из Костромской области построили для местных жителей мост, хотя это было сделано опять же на добровольной основе.

Еще одна претензия банков к краудфандингу — его применение напрямую связано с доверием, отсутствие которого у российских граждан, часто обманываемых мошенниками и аферистами, еще долго будет тормозить его развитие в нашей стране. К тому же не исключено, что в отсутствие законодательной базы краудфандинговые площадки на самом деле превратятся в мошеннические финансовые зоны.

Спор о масштабе

1,5 млрд $ — годовой объем рынка краудфандинга в мире

(данные 2011 г.)

Наконец, подобным механизмом нельзя поддержать крупные производства, масштабные или способные решить проблемы общества бизнес-идеи. У краудфандинга ограниченные возможности, поскольку инвесторами являются обычные люди, не располагающие средствами для долгосрочных проектов и особо не интересующиеся бизнесом. Ни один краудфадинговый сайт не соберет столько средств, сколько единовременно может выдать банк. Краудфандинговые ресурсы — это в первую очередь социальные сети, где приоритетом является общение, а проекты выбираются спонтанно.

Что интересно, это же самое объяснения дают и сторонники краудфандинга. По их мнению, народное финансирование не претендует на масштабность, оно как раз призвано решать проблемы конкретных людей: открыть семейный бизнес, рассчитаться с долгами, заявить о себе и т.д. В связи с этим претензия банков несостоятельна, так как они ориентированы на иных клиентов и не отрицают, что у совсем малых проектов практически нет шансов получить кредит или заем.

Опыты с народным инвестированием

Впрочем, не все финансовые организации столько консервативны. Например, Сбербанк уже запустил и поддержал минимум один проект методом краудфандинга. А в Германии решили объединить традиции и новшества. Там действует единственный в мире банк, построенный по принципам социальной сети, в котором зарегистрировано более 200 тыс. человек. Среди услуг банка — возможность для клиентов давать друг другу деньги в долг, классический краудфандинг, финансовые пари и т.д. Все остальное — как в стандартном банке: гарантии, договоры, обеспечение нормативными актами и т. д.

Крупные компании из других сфер тоже взяли народное инвестирование на вооружение — правда, пока только как способ изучить потребительский интерес и предпродажный спрос.

В Иркутске уже также есть хороший пример. Егор Глебов, директор строительной компании «Динамика», нашел средства на свою идею — строительство нестандартных по форме, энергосберегаемых зданий — именно с помощью народного финансирования.

За рубежом суммы, которые собираются на краудфандинговые проекты, исчисляются миллионами долларов. Серьезные бизнесмены понимают, что в любом случае краудфандинг — это лишь метод. Будет ли бизнес-проект успешен, зависит от того, правильно ли предприниматель его представит и в правильном ли месте будет искать инвесторов.

 


*Краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — передача определенных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора.

*Краудфандинг (англ. crowdfunding) обычно рассматривают как частный случай краудсорсинга. Он заключается в привлечении финансирования от большого количества людей (от англ. crowd — «толпа» и funding — «финансирование»). 

Екатерина Надыкто


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 2 (65) Апрель - Май 2013 года


  • Число просмотров: 3543

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть