Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 20 октября
Новости
В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ПЛАНИРУЕТСЯ СОЗДАНИЕ ЭКСПОРТНОГО ЦЕНТРА
Вопрос-ответ
КАК ОТКРЫТЬ КАФЕ В ЖИЛОМ ДОМЕ?
Каталог
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Выставка подарки

Лифты в Иркутске

Деловая сеть

Мир Эклера

ВостСибМебель

Дом.ру

СЭЙВ

Типография Иркут

Архив журнала «Капиталист»

Ритейл

Дополнительные полки

Для российских товаров

Не менее 30% — именно такой объем намерен обязать ритейлеров выделять в их ассортименте для товаров российской легкой промышленности Минпромторг РФ. Кроме того, для развития отечественных брендов в торговых сетях планируется устраивать дни продажи российских товаров. Однако ряд экспертов к подобным инициативам отнеслись скептически.

Обязанность ритейлеров поддерживать российских производителей министерство предлагает вписать в Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, который был подписан в прошлом году.

В настоящее время специалисты Минпромторга работают над созданием товарного знака. Нанесение его на продукцию должно означать, что данный товар качественный и произведен на территории России из преимущественно российских компонентов.

Ведь есть другие меры

Но чиновничью инициативу не одобрили отраслевые эксперты. По их мнению, можно было бы ввести и другие меры, которые позволят российским товарам конкурировать с дешевым, в основном китайским импортом. Один из способов: установить высокие таможенные пошлины на импортные товары, если подобные уже производятся у нас.

В свою очередь, президент Гильдии маркетологов Игорь Березин полагает, что если Минпромторг хочет помочь отечественным производителям, он должен создать условия, благоприятные для всех сторон. Например, ввести льготы для производителей, снижающие себестоимость товара.

— В данном же случае, — поясняет эксперт, — ритейлеры, добросовестно исполняющие закон, потребуют льготные ставки аренды, налоговые каникулы. В этом  случае на каждые сто рублей, которыми мы как бы поддержали отечественного производителя, получим тысячу рублей убытка для всей экономики.

Хорошему товару поддержка не нужна

По мнению Березина, тем производителям, которые в состоянии сделать качественный продукт, подобная поддержка не нужна. Они и так находят своего покупателя и проблем с продажами не испытывают. А поддержка тех, кто не выдерживает конкуренции, ни к чему хорошему не приведет. Если потребителям этот товар не нужен, они все равно не будут его покупать, сколько полок под него ни выделяй.

Слова маркетолога подтверждает недавнее исследование холдинга «Ромир», посвященное осведомленности россиян о ведущих массовых марках одежды в России. Выяснилось, что лидерами рейтинга узнаваемости и популярности стали именно отечественные марки одежды, часто не опознаваемые россиянами как таковые. Иными словами, если цена и качество покупателя устраивают, то он выбирает российского производителя без какого-либо принуждения.

С другой стороны, предлагаемое ограничение — хорошая мера для производителя, поскольку он получает гарантированный рынок сбыта. Но если товар не нужен потребителю, на него не существует реального спроса, то он будет залеживаться на полках. К тому же российский потребитель хочет иметь выбор: купить отечественный товар или зарубежный. И чтобы по цене они не слишком отличались.

На пути к максимальной доле

— Мы, ритейлеры, поддерживаем данную инициативу, — говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. — Видим это как задачу, как приоритет, и будем стремиться к максимальной доле отечественных товаров в ассортименте. Вопрос в том, когда мы сможем достигнуть 30%-й доли либо превысить ее, по какой продукции и ассортименту — все эти вопросы еще предстоит проработать с Минпромторгом. На сегодняшний день не факт, что существует такое количество отечественной продукции, которая могла бы занять данную долю на полках магазинов.

Если потребителям этот товар не нужен, дополнительные полки ему не помогут

Эксперт уверен, что принятие данной инициативы в большей степени зависит от представителей легкой промышленности, чем от ритейлеров. В частности, промышленникам нужно объединиться, скоординироваться, показать, что у них есть и что они могут.

В пресс-службе крупнейшей российской розничной компании по объемам продаж X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») не взялись оценивать идею Минпромторга, поскольку ее подробности пока неизвестны.

В компании уточнили, что в магазинах X5 представлены в основном текстильные товары — при этом доля отечественных производителей занимает до 60% в ассортименте товаров легкой промышленности. В основном это полотенца, подушки, одеяла, постельное белье и многое другое.

— В низком ценовом сегменте покупатели предпочитают приобретать продукцию отечественного производства, — отмечает  представитель пресс-службы компании. — В более высоких ценовых сегментах на производителя покупатель ориентируется уже в меньшей степени, а в большей — на бренд. Следует отметить, что многие известные производители продукции под иностранными брендами заказывают готовые изделия в России и Узбекистане.

В сети «Ашан» 30% нормы по количеству отечественных производителей оценивают положительно.

— Мы прежде всего заинтересованы в присутствии на полках наших гипермаркетов товаров российских производителей, не только крупных, но и локальных, — прокомментировала директор по внешним коммуникациям «Ашана» Мария Курносова.

В ожидании механизма

Инициативу Минпромторга поддержала и гендиректор Российской ассоциации кожевенников и обувщиков (РСКО) Александра Андрунакиевич:

— Считаем, что у отечественных товаров должны быть приоритеты, потому что те условия, которые существуют сейчас у торговых сетей, практически не позволяют многим товарам присутствовать на их полках. При этом считаю, что в России производится обувь очень достойного качества — не хуже, чем во Вьетнаме или Китае.

Глава ассоциации отмечает, что надеется на принятие инициативы, но пока не видит в действующем законодательстве механизмов для ее реализации. А без них договориться с торговыми сетями крайне будет сложно — Кодекс добросовестных практик вряд ли сможет в этом помочь.

В свою очередь, президент Российского союза производителей одежды (РСПО) Светлана Беляева считает, что осуществление инициативы Минпромторга — вполне реально. По ее словам, и сегодня в некоторых регионах уже по ряду категорий товаров легкой промышленности есть места, где до 60% ассортимента занимают товары российских производителей.

— Но для реализации законопроекта нужно будет выработать механизмы взаимодействия с торгующими организациями, — уверена Светлана Беляева. — Потому что по всем видам изделий — домашний текстиль, постельные принадлежности, детская, женская и мужская одежда — наши производители готовы выполнять заявки торгующих организаций. Важно, чтобы конечный потребитель был в этом заинтересован.

Глава союза предлагает проводить совместные акции ритейла и промышленников, которые бы показали, что у российских производителей есть множество качественных торговых марок, которые уже раскручены и выпускаются.

Асимметрично вступлению в ВТО

2,3 трлн руб — объем российского рынка товаров легкой промышленности. Лишь 21,6% его приходится на отечественных производителей 

(данные Минпромторга, 2011 г.)

Любопытно, что в последнее время представители власти все чаще высказывают предложения, направленные на поддержку отечественного производителя, но носящие добровольно-принудительный характер. Напомним, что в конце прошлого года в Госдуме разработали законопроект, предписывающий кинотеатрам отдавать российским фильмам не менее 20% от проката. Насколько государственный протекционизм эффективен — вопрос  спорный.

  — Уверен, что эта инициатива асимметрична нашему вступлению в ВТО, — замечает Дмитрий Назаров, основатель и директор по международным инвестициям и развитию EKF electrotechnica. — То есть раньше существовал сдерживающий барьер на качественные товары с Запада и дешевые товары из Китая, а сегодня государство пытается найти способ защиты отечественных производителей, оглядываясь на последствия вступления в ВТО Украины и других стран, чтобы минимизировать негативные последствия. Создается впечатление, что для роста экспорта и инвестиций правительству было нужно, чтобы наша страна вступила в ВТО, а для развития отечественного производителя оно попытается найти новые возможности. Задача благая, но, как и с примером из киноиндустрии, вряд ли реализуема.

 

Споры продолжаются

— Инициатива Минпромторга абсолютно правильная, и даже 30% мало, — парирует Сергей Гусев, председатель совета директоров промышленного объединения «Славянка». — Иначе нам не поднять отечественную экономику. Существует заблуждение в том, что российская легкая промышленность не может производить что-то конкурентоспособное.

По-разному к инициативе Минпромторга отнеслись участники местного рынка, к которым за комментариями обратился «Капиталист». Представители крупных торговых сетей отказались от комментариев до того, пока рассматриваемое предложение не обретет какие-то конкретные черты. А среди производителей разгорелись споры.

— Мы думаем, в этом есть большой плюс, — отмечают представители ангарской компании ТД «Сибполимер» (производитель пластиковой продукции бытового назначения). — Только пока непонятно, как закон будет работать и коснется ли нас.

— Считаю, что в данной ситуации на рынке розничной торговли все это никчемно, — уверена Надежда Игумнова, директор иркутского предприятия «Спецобувь». — Лучше бы приняли нормальные программы в помощь производителям по субсидиям, а то складывается мнение, что идет одна «говорильня» о поддержке малого бизнеса. Под этим я имею в виду помощь производствам, а не исполнителям услуг.

Однако как бы горячи ни были споры, юридическая сила инициативы Минпромторга, по оценкам экспертов, ничтожна — неисполнение обязательств по доле отечественных товаров не повлечет за собой никаких санкций…

 

Катерина Сухих


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 2 (65) Апрель - Май 2013 года


  • Число просмотров: 1636

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

Двери

Ростелеком

Агентство недвижимости

SibExpo

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть